Правила пользования
Курс ЦБ на 26.04 USD 444.22 up 0.37
EUR 476.38 up 2.08
RUB 4.82 up 0.02
26 апреля Пятница, 15:54
восход заход
05:04 21:50 01:58 12:30

«Трейдеры покрывают «убытки» АО «Казтемиртранс»»

Дата: 02.10.12 в 11:29
Мобильная версия Шрифт

Новость на Казах-зeрно:Редакция ИА «Казах-Зерно» нередко сталкивается с читательскими отзывами в ответ на публикации критического характера. И в основном это адекватная рецензия материалам издания. Введение новых тарифных ставок от АО «Казтемиртранс» (КТТ) - на сегодня одна из главных проблем сельскохозяйственной отрасли, и соответственно первоочередная тема для статей наших корреспондентов.

Большинство участников зернового рынка сами выходят с нами на связь, чтобы поделиться своими возмущениями. Среди них и представители Костанайского мукомольного предприятия. В письме-обращении было сказано: «Полностью и категорически поддерживаем. Это коррупция чистой воды и экономическая  диверсия не на миллионы, а на миллиарды $». В телефонном интервью с мукомолом мы получили развернутый ответ, и не в пользу КТТ.

- Среди трейдеров идут нешуточные волнения, ведь КТТ в договорах отражает немыслимые и неприемлемые для участников зернового рынка условия. Безусловно, первым, чем были поражены экспортеры, - высокие тарифные ставки. Во сколько вам будет обходиться экспорт муки теперь?

- Это не просто высокие тарифы, это очень большие ставки. Если раньше отправить муку со станции Костанай до станции Сарыагаш нам обходилось примерно в 205 000 тенге за вагон, то сейчас к нему прибавится еще 200 000. Тариф возрос практически в 2 раза. Раньше из общей суммы АО «Казахстан темир жолы» (КТЖ) отдавали 150 тысяч по тарифу, порядка 50 тысяч нам обходился порожний возврат вагона. Теперь КТТ обязует нас выплачивать в качестве арендной платы вагона примерно 61 тенге за километр, а до ст. Сарыагаш 2 800 км пути. Вот и эти самые дополнительные 200 тысяч.

- Арендная плата - не единственная беда будущего экспорта казахстанского зерна и муки. Неужели КТТ открыто заявляет о том, что их «убытки» должны покрывать трейдеры?

- Вот поэтому эти дополнительные 200 тысяч для нас не самое страшное. КТТ, помимо «абсурдной» арендной платы, хочет повесить на нас еще и оплату за простой вагонов. Все это время мы работали по определенным правилам, которые вполне нас устраивали. Норма загрузки крытого вагона ограничивалась 4 часами. За это время, конечно, невозможно успеть пригнать вагон, отправить его на тупик, загрузить и сдать назад. Плюс ко всему таможня, как правило, только после 7 часов отдает все документы. Так, за сутки мы еще доплачивали по 2 500 тенге. Согласно тарифу сумма доплаты, если погрузка не завершена на третьи и на пятые сутки, увеличивалась в 2 раза. К этому все привыкли. Как только мы оформили и отдали вагон на станцию, нас уже не волнует, что с ним делают дальше. КТЖ могло сразу его отправить, могли ждать состав, могли пару дней стоять на станции. После погрузки и сдачи вагона ответственность за него полностью переходила к КТЖ.

Как поступает новый владелец вагонного парка. В КТТ говорят: «Мы компания, которая сдает в аренду вагоны, и если он стоит на станции перехода, на путях или где-то в пробке, этот простой вы должны нам оплатить». Но ведь нашей вины в этом нет и почему именно мы за это должны отвечать. Этот вопрос не в нашей компетенции, мы - трейдеры. Как среднее ТОО может влиять на простой вагонов, на станции Сарыагаш, к примеру? Мы же не можем туда поехать и расталкивать эти вагоны сами. А КТТ это волнует. Если наш вагон стоит, они теряют прибыль, а значит, мы должны возмещать. Тарифы остаются те же, что и при задержке погрузки, но вагон может простоять день, а может и 30.

- Может ли что-нибудь способствовать изменению данной ситуации, и кого в этой борьбе назовут козлом отпущения?

- КТТ это удобно и выгодно, ведь мы окупаем их «убытки», когда подобные вопросы они сами должны решать напрямую с КТЖ. По минимальным оценкам идет удорожание за тонну муки на 25 долларов. Если раньше мы платили только КТЖ за доставку, то теперь плюс к этому всему по 25 долларов с тонны должны платить КТТ. Естественно, это «ценным» грузом упадет на плечи потребителей, поставщиков или самих производителей зерна. На себя мукомолы и зернотрейдеры не могут повесить эти убытки, т.к. у нас просто нет возможности, чтобы их покрывать. Нам ведь тоже нужно содержать штат, платить за электроэнергию.

 Во-первых, мы всем своим клиентам объявили, что с 1 октября цена на муку автоматически увеличивается на 25 долларов только за счет КТТ. Они, конечно, не согласны с новыми расценками. И, конечно же, они могут отказаться работать с нами, но в принципе все казахстанские компании поставлены в одни условия. Рано или поздно, если покупатели хотят продолжать работать с казахстанскими компаниями, им придется смириться с ценами. Но ведь кроме казахстанских мукомолов есть и другие: Пакистан, Россия, Украина. Наша продукция автоматически поднялась в цене как минимум на 20-25 долларов.

Пока пришлось приостановить экспорт на тот период времени, который нужен рынку, чтобы смириться с удорожанием. Ведь по-иному никак не будет. Как один из вариантов - снижение закупочной стоимости зерна, на что производитель вряд ли согласится. В этом году зерна мало, оно и так растет в цене само по себе. В Костанайской области сегодня зерно уходит по 45-48 тыс. тенге за тонну. Объяснить крестьянину, что мы вынуждены закупать на 25 долларов дешевле, не получится.

Если все, и мукомолы, и зернотрейдеры в один голос объявят о снижении закупочных цен, то хлеборобы могут просто отказаться продавать сейчас. С реализацией зерна намного проще - любой объем можно продать за одну сделку. С мукой так не получится. Нереально скопить 100 тыс. тонн муки и продать в один день. Крестьяне могут ждать, мы, мукомолы, ждать не можем. Мы работаем каждый день.

- Как отразится ситуация с новыми тарифными ставками КТТ, повлекшая за собой изменение стоимости казахстанского зерна и муки, на конкурентоспособность отечественного продукта на мировом рынке?

- Любое повышение стоимости продукции на рынке всегда отдаляет продукцию от потенциального покупателя. За пределами Казахстана наше зерно и муку будет уже сложно реализовать. За счет повышения цен сейчас мы стали еще менее конкурентоспособны.

Но из-за нехватки зерна в мире наша продукции всегда будет вывозиться. Однако ситуация с переработчиками зерна внутри Казахстана ухудшается каждый год. Страны-импортеры муки вводят пошлины на ее ввоз. Импортировать зерно и развивать собственную перерабатывающую промышленность наиболее выгодно. Наше правительство никаких шагов по исправлению этой ситуации не делает.

Вспомним ситуацию с Узбекистаном, который в 2011 году ввел 15% пошлину на импорт муки из Казахстана. А наше правительство никак не отреагировало. Ведь в ответ можно было ввести такую же 15% пошлину на экспорт зерна в Узбекистан.

И к чему привело бездействие? В Узбекистане за прошлый год было построено достаточное количество мельниц, которые рассчитаны на переработку казахстанского зерна. Себестоимость муки у них получается ниже: рабочая сила обходится дешевле, зимой мельницу отапливать не надо.

В принципе, еще не все потеряно. На мой взгляд, мы еще можем предпринять ответные шаги, но почему-то «на верху» тихо. И это еще один дестабилизирующий фактор на рынке переработки, но это уже другой вопрос.

Если честно, мы, участники зернового рынка, за годы работы уже привыкли к таким вещам. Я сам иногда поражаюсь, насколько, оказывается, можно подстраиваться под условия работы. Последние годы принимаются законы, ужесточается конкуренция, становится все тяжелее и тяжелее работать, но каким-то чудесным образом мы все еще работаем. Но все в жизни имеет свойство заканчиваться, а пока «хочешь жить - умей вертеться и подстраиваться».

Лия Стрик

с автором можно связаться по адресу:
Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Просмотров: 964


Комментариев: 1
Лия 03.10.12 в 10:42

Все это полная ерунда!

О компании О проекте Источники новостей Предложить ленту Реклама на сайте Реклама в газете Контакты Наши партнеры
Портал ivest.kz - база частных объявлений газеты «Информ Вест», справочник предприятий городов Казахстана и России, новости, недвижимость, электронные версии ряда изданий, сборник кулинарных рецептов. Все замечания и предложения принимаются на info@ivest.kz.
Использование данного веб-портала подразумевает ваше согласие с Правилами пользования.
© 2000-2024 «Информ Вест»
Top.Mail.Ru
×