В современных самолетах, летающих на высотах, которые опасны эффектом обледенения, измерение такого важного параметра, как скорость полета, зачастую подвергается опасности из-за замерзания ключевого элемента, использующегося для измерения скоростного режима лайнера. Напомним, что сегодня распространен способ измерения скорости по давлению воздуха, в основе которого лежит прибор, называемый трубкой Пито. Это действительно трубка, имеющая Г-образную форму, которая выводится на поверхность и направлена в сторону обратную направлению движения самолета. К сожалению, замерзание этой трубки является одной из основных причин многочисленных нештатных ситуаций, возникающих во время полета. А кроме того, в основе этой технологии лежит теория, созданная еще в 1732 году, что явно не укладывается в современные представления о безопасности авиаперелетов.
Австралийские ученые, работавшие над проектом SCRAMSPACE по созданию гиперзвуковых прямоточных воздушно-реактивных двигателей, придумали использовать для определения скорости в полете самый обычный лазер, который сегодня используется в DVD-приводах, компьютерных мышах и множестве других устройств. Лазерный луч планируется направлять в специальное окно и получать отраженный сигнал от любой поверхности самолета. Скорость будет измеряться на основе Доплеровского смещения. Такому устройству не страшны низкие температуры и другие экстремальные условия в воздухе, а точность измерений очень высокая.
Экспериментальная модель нового лазерного измерителя уже испытывается в аэродинамической трубе в центре оборонных исследований Австралии в Мельбурне. В случае получения положительных результатов, планируется создать полноценный вариант датчика, который будет установлен на самолет для проведения испытаний в реальных условиях.
|