Правила пользования
Курс ЦБ на 27.04 USD 443.35 up -0.87
EUR 475.54 up -0.84
RUB 4.82 up 0
27 апреля Суббота, 05:12
восход заход
05:04 21:50 01:58 12:30

«GPS-мониторинг: заплатить, чтобы сэкономить»

Дата: 23.09.19 в 09:27
Мобильная версия Шрифт

GPS-мониторинг: заплатить, чтобы сэкономить

Директор ТОО «NOMAD GPS» Назгуль Турсуналина ведет не традиционный для женщины вид бизнеса. Компания, которую она возглавляет, разработала отечественную систему GPS-мониторинга. Руководитель компании рассказала о специфике бизнеса и о факторах, от которых зависит работа таких компаний.

«В 2013 году мы начали свою коммерческую деятельность как ТОО «NOMAD GPS», но первичной точкой отсчета запуска стартап-проекта можно считать 2009 год – период разработки программного обеспечения. Прежде чем мы смогли выйти на рынок с готовым продуктом, ушло около двух лет на разработку самой системы и около года – на ее пилотное тестирование и обкатку. Разработкой первичного прототипа автоматизированной информационной системы NOMAD занимался наш бизнес-ангел – АО «НАТ Казахстан», которое является одним из лидеров отечественных IT-компаний, занимается разработкой заказного ПО и имеет в своем арсенале ряд государственных заказных проектов», – отмечает Назгуль Турсуналина.

Первоначальные инвестиции на разработку программного обеспечения составили 60 млн тенге. Сейчас в числе клиентов компании холдинг BI Group, силовые структуры, сельскохозяйственные и горнодобывающие компании. Абонентская плата за услуги GPS-мониторинга составляет около 2 тыс. тенге в месяц за единицу транспорта. Кроме того, компания поставляет и устанавливает необходимое телематическое оборудование: терминалы и датчики, которые в свою очередь закупает в России и Литве. При этом удельный вес затрат приходится не на закупку оборудования, а на сопровождение и развитие самой системы GPS-мониторинга.

«Большинство покупают хостинг у белорусских и российских систем либо покупают готовую серверную лицензию с технической поддержкой. То есть софтвейерных компаний по разработке системы спутникового мониторинга на отечественном рынке нет. Никто не хочет тратить свои время и деньги на разработку и постоянное развитие собственной системы GPS-мониторинга. Это достаточно затратно. Содержание в штате собственных программистов обходится недешево. Мы можем с уверенностью сказать, что наша система NOMAD – это на 100% казсодержание», – уверяет Назгуль Турсуналина.

Рынок высококонкурентный, поэтому доходность компании варьируется от проекта к проекту, говорит она. «То есть если заказ нестандартный, если он заточен на специфические потребности, которые мы можем реализовать, то здесь мы еще можем обсуждать рентабельность. Если говорить о стандартном функционале, то здесь рентабельность невысокая – до 30% в среднем. На оборудовании уже так не зарабатываешь как раньше, потому что благодаря ЕАЭС его несложно ввезти, и поэтому здесь цены достаточно гибкие. Но если говорить о сервисном обслуживании, то здесь выигрывают те, у кого высококвалифицированные специалисты, кто может оперативно оказывать сервисное и техническое обслуживание», – комментирует Назгуль Турсуналина. .

Успешной работе способствует тесное взаимодействие с администрацией предприятия. Еще 5-6 лет назад у многих заказчиков не было четкого понимания, как система работает и как эффективно ею пользоваться. Приходилось проводить многочасовые презентации и демонстрацию системы. Сейчас заказчик стал более избирательным и технически подкованным. Уже есть понимание, как с помощью GPS можно оптимизировать и сократить затраты любого предприятия. Однако важно понимать, что использование таких систем – это «улица с двухсторонним движением»: заказчик должен принимать такое же активное участие в процессе эксплуатации системы, мониторить и оперативно принимать административные меры в отношении нарушителей. «Случаи внешнего вмешательства в работу системы со стороны водителей, прежде всего, отражаются на самом заказчике, ведь стоимость оборудования немаленькая. К примеру, полный комплект установки на одну единицу транспорта варьируется от 100 тыс. тенге и выше. Поэтому мы рекомендуем закреплять материальную ответственность за установленное GPS-оборудование за самим водителем», – объясняет Назгуль Турсуналина.

Еще одна существенная статья затрат – это фонд заработной платы. По словам директора NOMAD GPS, зарплата программиста – от 400 тыс. тенге и выше. Кроме того, необходимы оборотные средства, регулярно надо закупать товары.

Этот вид бизнеса обладает высоким потенциалом, но есть большие риски, объясняет Назгуль Турсуналина. Число конкурентов на рынке ежегодно увеличивается и их можно разделить на две основные категории. Первые – это дилеры, представители монобрендов, преимущественно российские компании – разработчики собственного программного обеспечения и производители собственной марки оборудования. Вторая категория – это интеграторы, компании, находящиеся на хостинге по программному обеспечению у одного вендера, а поставку терминалов осуществляющие у широкого пула производителей. Кроме того, компания сталкивается с конкуренцией со стороны автопрома, выпускающего машины с уже встроенными GPS-трекерами.

«Очень много внешних факторов и рисков, в числе значимых рисков – зависимость от поставщиков оборудования, курсовые колебания, пропадания GSM-связи, выход терминалов из строя, всемирное обнуление счетчиков, дискредитация системы, вандализм», – перечисляет возникающие трудности директор.

Она также отметила, что рынок системы спутникового мониторинга очень сильно изменился за последние 5 лет. «Если раньше мы начинали с аналоговых датчиков, то сейчас уже работаем на цифре, это новое поколение датчиков, у которых коэффициент погрешности составляет 1%. Если раньше основная причина выхода из строя трекеров была в нарушении целостности GPS- и GSM-антенн, то сейчас уже выпускаются трекеры с внутренними антеннами и усилителем сигнала. Сейчас в век информационных технологий все очень быстро меняется, и это очевидно даже в сфере телеметрии: изменились клиенты – стали более продвинутые, изменились терминалы – претерпели техническую, так сказать, модернизацию, изменилась структура рынка потребителей и поставщиков. И мы уже не те, что были 5 лет назад», – заключила Назгуль Турсуналина.

Узнавайте больше об интересных событиях в Казахстане и за рубежом.
Подписывайтесь на нас в Telegram

Просмотров: 265


Комментариев: 0
О компании О проекте Источники новостей Предложить ленту Реклама на сайте Реклама в газете Контакты Наши партнеры
Портал ivest.kz - база частных объявлений газеты «Информ Вест», справочник предприятий городов Казахстана и России, новости, недвижимость, электронные версии ряда изданий, сборник кулинарных рецептов. Все замечания и предложения принимаются на info@ivest.kz.
Использование данного веб-портала подразумевает ваше согласие с Правилами пользования.
© 2000-2024 «Информ Вест»
Top.Mail.Ru
×