Правила пользования
Курс ЦБ на 26.04 USD 444.22 up 0.37
EUR 476.38 up 2.08
RUB 4.82 up 0.02
26 апреля Пятница, 06:10
восход заход
05:04 21:50 01:58 12:30

«СПАСЕНИЕ ЦВЕТА ХАКИ»

Дата: 04.04.19 в 14:00
Мобильная версия Шрифт
СПАСЕНИЕ ЦВЕТА ХАКИ Горячие новости / Право

Алан Байтенов
Ситуация с бандформированиями в Казахстане выходит из-под контроля - собираясь в группы, браконьеры в высшей степени презирают закон и ради “скотской” добычи позволяют себе убивать людей. К большому сожалению, представители законной власти страны, в частности областей, где орудуют шайки, ничего не могут с этим сделать - тюремные сроки для преступников ничто по сравнению с возможностью наживы. Еще немного, и бандиты, окрыленные своей безнаказанностью, начнут диктовать свои условия в отдельно взятых районах...
Когда в государстве ситуация выходит из-под контроля, самое время обращаться к вооруженным силам. Мы считаем, что нейтрализовать незаконные вооруженные формирования (кем еще являются браконьеры?), которые не подчиняются законам страны и несут угрозу национальной безопасности, могут только регулярная армия и спецподразделения

Имидж неуловимых дельцов, коими представляются браконьеры-преступники в глазах местной молодежи, обеспечит этому движению постоянную подпитку свежих сил. И дело здесь не в возможности выжить, якобы взяв немного у природы, а именно большое желание немного рискнуть и существенно обогатиться. Столь инфантильная позиция и в целом мягкое наказание (пусть даже по статьям УК) заставляют вступать в ряды преступников все новые, свежие силы.
К сожалению, все возможные цивилизованные методы борьбы с браконьерами не приносят своих плодов. Да, ввели наказание до семи лет лишения свободы по статьям, что регламентируют проявления браконьерства. Да, разрабатывают закон, по которому власть сможет конфисковывать кроме оружия также и транспорт. Да, обсуждают возможность конфискации имущества уличенных браконьеров. Но и это, нам подсказывает опыт, не принесет должного эффекта - сулит лишь потерю драгоценного времени. Ведь главный момент - та самая “блатная романтика”, где можно легко проскользнуть к своему личному эльдорадо, все еще остается. Заберут “волыны” и машины, - не беда, еще “поднимем”. Посадят на “пятерку” - тоже не конец света. Во-первых, “выйду по амнистии или через пару лет за хорошее поведение, откопаю схрон и заживу как белый человек”. А во-вторых - “налажу контакты с нужными, уважаемыми людьми”... Мы четко понимаем, что чем сложнее добыть рог сайги, тем он становится ценнее на черном рынке и тем больший возникнет соблазн биться за него, нарушая все запреты и не боясь потерять даже жизнь. И в этом случае также необходимо существенно увеличить наказание за приобретение и оборот всего, что так или иначе связано с незаконной добычей животных или растений. Тот же рог должен стать проклятьем.
Поэтому единственное, что может помочь Казахстану в борьбе с браконьерами - четкое осознание, что жизнь того, кто тронет условно проклятый рог, будет иметь не самый радужный финал. Либо его поймают, и он сядет на “двадцаточку”, то есть проведет лучшие годы в четырех стенах без права на амнистию и досрочное. Либо, если попытается скрыться или, не дай Бог, оказать сопротивление при задержании, жизнь его тут же стремительно оборвется - есть приказ стрелять на поражение. При этом выстрел - он куда предпочтительнее. Пуля бюджету обходится гораздо дешевле, чем многолетнее содержание преступника.
Иными словами, необходимо донести до человека главную мысль - отныне это звенья одной логической цепи: браконьерство, сопротивление при задержании, самоубийство. Кстати, при таком раскладе ООН, что против лишения жизни за любые преступления, не сможет обвинить Казахстан в излишней жестокости (эта организация выступает против введения “вышки” для браконьеров - в ряде стран было такое предложение) - все просто: хочешь жить, не пытайся мериться силой с законом, что на страже природы.
И вот мы подходим к наиболее важному моменту - кто должен получить право спускать курок при виде браконьера не задумываясь? Как мы понимаем, на эту роль егери и инспектора РГКП “Охотзоопром” не подходят. Во-первых, эти люди не имеют должной подготовки и не способны бороться с вооруженными преступниками на должном уровне. А во-вторых, это не их основная задача. Инспектора с нынешним уровнем подготовки больше подходят для того, чтобы следить за общим состоянием вверенного животного и растительного мира, фиксировать численность популяций, организовывать подкормку животных в сложные для них времена года. А вот заставлять их подставляться под дуло ружья преступника - как минимум жестоко и неэффективно. В том числе и потому, что эти штатные единицы - люди, которые отчаянно пытаются бороться с преступностью, по сути исполняя чужие обязанности, не имеют адекватной в сложившейся ситуации подготовки. Проще говоря, егери сегодня - это беззащитные смертники. Отчего браконьеры получают возможность беспрепятственно хозяйничать на природоохранных территориях и устанавливают свою власть.
Практика показывает, что в лагере браконьеров довольно успешно работает также и вербовочный отдел. Люди, даже некогда верные своему профессиональному долгу, соглашаются - выбора не остается. С одной стороны, так как браконьеры становятся негласными хозяевами территории, на первый план выходит бытовой страх егеря за свою семью, а с другой - удручающе “капает” на мозг возможность быстро заработать. Вполне объяснимо - лезть под пули, тем более за 55 тысяч тенге (в такую сумму оценена одна из актуальных на момент подготовки материала вакансий), особого желания ни у кого не возникает. Кстати, из-за сложного материального положения довольно часто егери идут на нарушение инструкций - держат домашний скот на особо охраняемых территориях. И порой администрация закрывает на это глаза, понимая уровень жизни своих подчиненных.
Между тем, по данным Ассоциации сохранения биоразнообразия Казахстана (АСБК), цена одного рога сайги на черном рынке достигает 500 тысяч тенге (в частности, АСБК сообщала, что в октябре 2018 года сожжено 148 рогов на сумму около 70 миллионов тенге). Поэтому егерь, поддаваясь искушению или сознательно продавая природные богатства преступникам (уверовав в то, что это его личные угодья), дискредитирует не только имя РГКП “Охотзоопром”, но и комитета лесного хозяйства и животного мира, и в целом Министерства сельского хозяйства.

 


Дело
“вежливых людей”
По всему видно, что решать вопрос с браконьерами необходимо поручить профессионалам. В нашем случае - военным. На подготовку специальных егерей, рейнджеров с хорошей заработной платой, отличным техническим оснащением и профессиональными навыками противостояния вооруженным преступникам на пересеченной местности могут уйти годы и миллиарды бюджетных средств. При этом результата, пропорционального затратам, никто не гарантирует. Да и, откровенно говоря, это дорого. Тем более что Казахстан переходит на новый уровень экономии.
Другое дело - обратиться за помощью к военным. В нашем понимании это идеальные защитники интересов государства. Они получают заработную плату за свой труд (контрактники, если речь идет о профессиональных военных), имеют право применять оружие, опыт борьбы с вооруженными преступниками, например, нарушителями границы, и обеспечены государством оружием, техникой и продовольствием. Немаловажную роль играет и психологическая атака - браконьер должен сам почувствовать страх и примерить на себя роль жертвы, понимая, что по его следу идут профессиональные военные.
Браконьеры - они довольно серьезны только против почти невооруженных егерей и сотрудников полиции (которым не свойственно работать за пределами населенных пунктов). А против вооруженного солдата срочной службы, а лучше военного профессионала-контрактника - это что-то вроде ослабленного вируса в вакцине. Судите сами - наука проводить облавы, бесценный опыт работы в разных климатических и ландшафтных зонах, выслеживание противника в условиях пересеченной местности - есть ли не лучший тренажер для нашей армии? Мы видим сплошные плюсы от привлечения военных к делу охраны природных богатств - договориться со срочником, что исполняет приказ, практически невозможно, боевые единицы профессионально владеют оружием и “подранков” не оставляют, владеют и продолжат оттачивать навыки управления военной техникой как в небе, так и на земле. Немаловажно - это самое бескровное обучение армии на реальном противнике в реальных условиях. Этот проект обучения искусству войны гораздо безопаснее по сравнению даже со стерильными миротворческими миссиями, в которых участвовал Казахстан.
В сложные периоды государство всегда обращается к своей армии. Мы видим, что браконьеры, сбиваясь в стаи, начинают хозяйничать на все более обширных территориях. На территориях, которые им не могут принадлежать ни по какому праву. При этом с каждым годом становясь все слаженнее и профессиональнее, несомненно, угрожая государству как любое независимое, не подчиняющееся закону вооруженное формирование. С этой угрозой могут совладать только КНБ и Вооруженные силы РК.
Конечно же, необходимо привлекать силы специального назначения, которые смогут бороться с реальным противником и также оттачивать свое мастерство. Разве легко поймать живого браконьера (главу клана, которого стоит “разработать”), если он знает, сколько лет проведет в заключении и чего лишатся он, его семья? (Это мы к тому, что параллельно с внедрением вооруженных сил в дело охраны природы необходимо и дальше ужесточать наказание за любые проявления браконьерства.) Ну а в случае поимки живьем - предоставить премию, выдать специальную награду бойцу. Кстати, почему бы не разработать специальные награды за подвиги при исполнении - охране природы от браконьеров? Ведь это, без скидок, самый настоящий подвиг, который нужно еще совершить при реальной угрозе жизни, и за совершение которого надо поощрять.
Заслуживает рассмотрения и такая идея - на территории Казахстана проводить специальные мероприятия по отлову браконьеров с привлечением военных специалистов из соседних стран. Это и повод поддерживать, налаживать связи, а также приобретать бесценный опыт консолидированного взаимодействия против реального противника в разнообразных климатических зонах и ландшафтных условиях страны. Это позволит в самые кратчайшие сроки силовым структурам, но довольно изящным способом решить проблему. Иного выхода попросту нет - ни один закон, запрещающий любое проявление браконьерства, показывает практика, не работает в наших условиях. С браконьерами нужно разговаривать на их языке, на языке силы и уничтожения. И в этом может помочь лишь законная сила.

 


P.S. Есть и другие моменты, которые необходимо решить в комплексе мер с серьезной, настоящей, действенной борьбой с браконьерством. На наш взгляд, необходимо ввести персональную ответственность глав регионов за происходящее в заповеднике, который находится на вверенной им государственной территории. Можно бесконечно оправдываться, что руководителей областей, районов браконьерство не касается... Но, позвольте - если специалист не в курсе, кто ведет на вверенной ему территории преступный образ жизни, сбиваясь в хорошо организованные вооруженные группы, то возникают вопросы относительно его компетентности. Это же касается и конкретно представителей комитета лесного хозяйства и животного мира, и главного куратора отрасли - Министерства сельского хозяйства.

Просмотров: 167


Комментариев: 0
О компании О проекте Источники новостей Предложить ленту Реклама на сайте Реклама в газете Контакты Наши партнеры
Портал ivest.kz - база частных объявлений газеты «Информ Вест», справочник предприятий городов Казахстана и России, новости, недвижимость, электронные версии ряда изданий, сборник кулинарных рецептов. Все замечания и предложения принимаются на info@ivest.kz.
Использование данного веб-портала подразумевает ваше согласие с Правилами пользования.
© 2000-2024 «Информ Вест»
Top.Mail.Ru
×