Всё меньше дел доходит до суда. В этом немало заслуг медиаторов. Примирить стороны пытаются ещё до начала разбирательств. На практике североказахстанских служителей Фемиды прийти к соглашению удаётся в 70, порой и 80% случаев. Динара Байзакова, председатель городского суда №2: — В этом году у нас было 405 примирений. Это и мировые соглашения, и медиативные. В прошлом году за 4 месяца у нас было 123. Люди знают, что есть кабинет примирения. Для тех, кто решил развестись, открыли кабинет семьи. Здесь с супружеской парой работает психолог. Всё это нужно активно освещать в СМИ, считает председатель Агентства по делам госслужбы, а журналистам — обеспечивать доступ к информации. Открытым суд должен быть и для граждан. С прошлого года здесь работает фронт-офис. Это упростило многие процедуры. Динара Байзакова, председатель городского суда №2: — Он представлен из трёх зон. Это вот ресепшн. Сотрудник суда принимает людей, которые впервые пришли в суд. На все вопросы ответит. По такому же принципу работает фронт-офис управления городской полиции. Его открыли в ноябре прошлого года. Стражи порядка решили убрать металлическую решётку. На входе людей встречают инспекторы пропускного режима. Наталья Алексеенко, жительница г.Петропавловска: — Мне это очень нравится. Мы сейчас не обременены поиском контакта со следователем. Эта обязанность переложена на сотрудника. Это очень удобно. Алик Шпекбаев, председатель Агентства РК по делам госслужбы и противодействию коррупции: — В Казахстане я ещё нигде такого не видел, чтобы в управлении полиции был фронт-офис. Впервые такая открытость. Также здесь есть Wi-Fi, зона самообслуживания «connection point». Заслуживает внимания и этот холодильник. Продавца и автомата для приёма денег нет. В СКО уже 163 таких магазина «честности». Алик Шпекбаев, председатель Агентства РК по делам госслужбы и противодействию коррупции: — Всё грамотно организовано. Особенно для дежурных, которые остаются в ночную смену. Они могут в любое время подойти и взять здесь. Не надо искать столовую. Алик Шпекбаев решил заглянуть и в кабинет начальника. Его он счёл великоватым. Такие площади и личная комната отдыха допустимы лишь в апартаментах руководства областного уровня, говорит председатель агентства по делам госслужбы. Алик Шпекбаев, председатель Агентства РК по делам госслужбы и противодействию коррупции: — Большие совещания проводите в актовом зале. Понятно, что за один день этот вопрос не решишь. Но до конца года нужно что-то предпринять. В третьей городской поликлинике Алику Шпекбаеву рассказали об электронных услугах. С их внедрением заметно снизилось количество жалоб, говорит главный врач. Сократилось и время обслуживания. Алия Ташетова, главный врач третьей городской поликлиники: — Если раньше записывалось в журналы, а сейчас достаточно удовлетворения личности и талона. И через сканер. Об эффективности цифровизации здравоохранения лучше расскажут сами пациенты. Кульбагиля Жапарова, жительница г.Петропавловска: — Не нужно высиживать длинные очереди. Записаться к врачу можно по мобильному приложению, находясь дома. Это очень удобно. Сейчас особое внимание уделяют обратной связи с пациентами. Сделали специальный электронный опросник. Оценить работу врача теперь можно с помощью QR-кода. Для этого нужно специальное мобильное приложение. Теперь к работе, которая имеет самое прямое отношение к Агентству по делам госслужбы. В СКГУ им. М.Козыбаева отрыли проектный офис «Саналы урпак». Здесь работают над воспитанием антикоррупционной культуры. Недавно провели анкетирование среди студентов. Его результатами в вузе остались недовольны. Почему, объяснили Алику Шпекбаеву. Павел Афанасьев, преподаватель СКГУ им. М.Козыбаева: — В анкетировании должны принимать участие больше людей. А не как 41 в нашем случае. Это должны быть студенты и начальных и выпускных курсов. Также вопросы анкетирования должны касаться не коррупции повсеместной, а коррупции именно в вузах. Алик Шпекбаев, председатель Агентства РК по делам госслужбы и противодействию коррупции: — Надо пересмотреть анкетирование. Вы же имеет возможность сделать это здесь. Контроль за качеством оказания госуслуг. Это тоже одна из задач агентства. В СКГУ им М.Козыбаева работает специальный центр обслуживания студентов. Здесь оказывают 34 услуги. Электронной подачи заявления на место в общежитии среди них нет. Алик Шпекбаев, председатель Агентства РК по делам госслужбы и противодействию коррупции: — Должно быть открыто всё. Студенты должны знать, кто может получить место. Куда я уже не ездил, все давно уже перешли. Вам быстрее надо. «Нулевая терпимость» в Назарбаев интеллектуальной школе — не пустые слова. В учебном заведении шпаргалки приравниваются к коррупции. Как бы громко это не звучало. Если ребёнок ворует знания, значит, в дальнейшем он готов незаконно получать и другие блага, говорит директор НИШ. Нургали Ельшибеков, директор Назарбаев интеллектуальной школы: — У нас есть договор с учащимися, в котором прописано, что каждый ученик должен придерживаться политике академической честности. И по решению педсовета, исключительная мера наказания — это отчисление из школы. Такую практику следует ввести во всех школах области, считает Нургали Ельшибеков. Для профилактики и борьбы с коррупцией с конца прошлого года работает проектный офис «Қызылжар — адалдық алаңы». Екатерина Старостина, руководитель проектного офиса «Кызылжар — адалдык аланы»: — Кумар Иргибаевич доверил нам контроль за дорогами, благоустройством дворов. У нас есть специальная мониторинговая группа. Мы сейчас прорабатываем вопрос повышения гарантийных обязательств со стороны подрядчика от 2 до 4 лет. Главный акцент в своей работе проектный офис делает на общественном контроле. Активно мониторят соцсети. Алик Шпекбаев дал высокую оценку работе североказахстанской команды. Жансулу Тастемирова |