Правила пользования
Курс ЦБ на 27.04 USD 443.35 up -0.87
EUR 475.54 up -0.84
RUB 4.82 up 0
27 апреля Суббота, 01:28
восход заход
05:04 21:50 01:58 12:30

«Дама, скамейка, он»

Дата: 24.01.18 в 15:48
Мобильная версия Шрифт

Страсти в спектакле кипят нешуточные

Под занавес года режиссер Денис Шибаев, выпускник петербургской театральной школы (мастерская Ю. Красовского), представил в Пятом театре премьеру спектакля «Скамейка». На глазах у зрителя мелкая интрижка разворачивается в большую человеческую драму, а банальная попытка сбежать от набившего оскомину быта открывается как вечное стремление найти свое счастье, любить и быть любимыми.

Пьеса «Скамейка» Александра Гельмана, написанная в 1983 году, из тех произведений, которым подходит эпитет вневременное. Главный герой омского спектакля, рассказывая историю, произошедшую с ним в Севастополе, как бы между прочим произносит фразу «Крым-то теперь наш» и тем самым стирает временные границы. Хотя антураж спектакля четко обозначает ушедшую, но еще очень близкую для многих поколений эпоху. Действие происходит в парке, о чем свидетельствуют фонтан, пара-тройка деревьев, скамеек и несколько скульптур – символов советского монументального искусства. Из репродуктора то и дело вырываются заводные хиты эстрады восьмидесятых.

Впрочем, отсылки ко времени весьма условны. И профессии главных героев – шофер и работница чулочной фабрики – лишь штрихи к их портретам. Подобные истории случаются сплошь и рядом, от таких перипетий не застрахован ни офис-менеджер, ни рабочий. В наши дни одинокие женщины никуда не исчезли. Как и женатые мужчины, для которых кризис среднего возраста – явление, пришедшее к нам уже в девяностых, - удобное прикрытие. Ведь, вспоминая Тютчева, «подо льдистою корой еще есть жизнь, еще есть ропот». И как не отправиться на поиски приключений и не поддаться сладкому азарту флирта, если с возрастом запал «юности веселой» не иссякает.

Именно таким, находчивым и напористым с той, которая вроде бы не прочь поддаться уговорам, предстает перед зрителями Пятого театра Он (Евгений Фоминцев). Как свойственно опытному ловеласу, владеющему всем инструментарием обольщения, он не знает меры в сочинении небылиц. Дерзость, богатое воображение и стремление не отступать от заветной цели помогают выкручиваться из любых ситуаций. И в типах женщин он разбирается неплохо: особ, которые сразу не отшивают, надо брать либо нахрапом, либо хитростью – не стесняясь и с уверенностью, плести кружева лжи. А дальше уже как карта ляжет: продолжение истории – поверит, точнее, захочет поверить дама или нет – зависит целиком и полностью от нее.

Повороты на первый взгляд избитого сюжета случаются самые неожиданные. Так, выясняется, что все это с ними уже было. Нет, дело не в привычном для тех, у кого бурная личная жизнь, дежавю, а в том, что Она (Мария Долганева) уже имела неосторожность поверить мужчине. И не кому-нибудь, а именно ему, и было это ровно год назад в том же самом парке. Но если ей случайная встреча казалась судьбоносной, то для него была одной из. И как часто это бывает, в ряду других лицо стерлось из памяти, и кто бы мог предположить, что эта встреча повторится. Но уличенный, герой вовсе не собирается сдаваться. Лишь в самом конце мы понимаем, что паутина лжи – это лишь попытка выбраться из сетей опутавшего его самого одиночества.

Совсем не второстепенную роль в спектакле играют то оживающие, то замирающие скульптуры. Это не просто немые свидетели, сторонние наблюдатели, а словно внутренние голоса или скелеты в шкафу, которые друг для друга вытаскивают главные герои. Вернее, девушки-скульптуры сами выходят на сцену то с веником, то с серпом, то с книжкой, будто открывая дополнительные смыслы в диалогах мужчины и женщины. Надо отдать должное актрисам – они мужественно справляются со своими непростыми обязанностями. В финале сама героиня, словно уже не надеясь на какие-то изменения в жизни и смирившись с обреченностью на одиночество, занимает место одной из статуй.

Тема одиночества – не самая популярная в современном театре. О проблеме, как правило, молчат либо отшучиваются. Тогда как в наше время культа соцсетей одиночество еще более обострено. Живое общение заменяется виртуальным, а яркие фото друзей из ленты порой и вовсе отбивают желание у менее активных и удачливых пользователей Сети выбираться из своей скорлупы. Пусть в парках сегодня, наверное, не ищут «вторую половинку» и объявления на столбах, как в фильме «Одинокая женщина желает познакомиться», не развешивают. Встречи и объяснения в любви перешли в виртуальную реальность, только вот результат остался тот же: рвение проявляет либо женатый, либо алкоголик. Психологи говорят о сайтах знакомств как о замкнутом круге: пытаясь найти счастье через интернет, женщины теряют не только время, но и навык общения с противоположным полом.

При всей драматичности ситуации работа режиссера получилась больше комичной. Хотя, возможно, это лишь внешний эффект. Вряд ли зритель не проникся глубиной проблемы. Тем более что «Скамейка» рассказывает не только о личном одиночестве разведенной женщины, но и об одиночестве в семье, когда, живя под одной крышей, некогда близкие люди забывают, что такое любовь и понимание. Диалог этих двух людей – возможность для зрителей заглянуть внутрь себя, переоценить тех, кто рядом, расставить приоритеты в жизни. К великолепному дуэту Фоминцев – Долганева нельзя придраться. Со временем актеры к своей безупречной игре добавят глубины, усилят наиболее важные интонации вроде бы легкой, но вместе с тем такой серьезной истории.

МНЕНИЕ

Екатерина Кулакова, театральный критик:
- Скромная сценография «Скамейки» компенсируется насыщенной эмоциональной работой актерского дуэта. Режиссер нарочито делает акцент на актере. В истории с простой завязкой скрывается спиралью закрученная ложь и большая игра главного героя. Режиссер придумывает для этой истории молчаливых слуг просцениума, ими стали парковые статуи: мистические свидетели до того увлечены страстями обычных людей, что сходят со своих постаментов.

Кстати

Спектакль по пьесе А. Гельмана поставлен в тридцати странах. В разные годы в столичных театрах главные роли в «Скамейке» играли Олег Табаков и Татьяна Доронина, Гоша Куценко и Ирина Апексимова.

Фото из архива Пятого театра

Просмотров: 4941


Комментариев: 0
О компании О проекте Источники новостей Предложить ленту Реклама на сайте Реклама в газете Контакты Наши партнеры
Портал ivest.kz - база частных объявлений газеты «Информ Вест», справочник предприятий городов Казахстана и России, новости, недвижимость, электронные версии ряда изданий, сборник кулинарных рецептов. Все замечания и предложения принимаются на info@ivest.kz.
Использование данного веб-портала подразумевает ваше согласие с Правилами пользования.
© 2000-2024 «Информ Вест»
Top.Mail.Ru
×