© altyn-orda.kz
Министр труда и социальной защиты населения Казахстана Тамара Дуйсенова ответила общественному деятелю из Караганды Алие Садырбаевой, которая ранее на своей странице в Facebook вызвала министра на теледебаты в прямом эфире.
Поводом стала новость о том, что в 2018 году по всей стране начнут действовать комиссии, которые каждые три месяца будут проверять материальное положение многодетных семей, претендующих на получение от государства социальных пособий.
"Я так понимаю, это что-то типа отрядов по раскулачиванию зажиточных элементов времен эпохи военного коммунизма 20-х годов прошлого века. Только в данном случае в роли "зажиточных" государство видит многодетные семьи. До какой же еще степени унижения должен дойти народ, чтобы получить хоть какую-то помощь от государства?", - возмутилась общественница.
Спустя неделю на официальной странице министерства труда и социальной защиты населения в Facebook появился ответ министра.
Тамара Дуйсенова предложила карагандинке вместо теледебатов присоединиться к ее рабочим поездкам по регионам и встречам с населением. "В ходе встреч мы сможем ощутить социальный климат, отношение рядовых граждан к ожидаемым переменам и найти решения на продиктованные временем вопросы. Полагаю, что такие встречи были для нас более полезными, чем теледебаты", - написала министр.
Кроме того, глава ведомства подробно расписала пояснения по вопросам адресной социальной поддержки лиц, оказавшихся в трудной жизненной ситуации:
"Единое пособие - адресная социальная помощь (далее АСП) нового формата, будет введено с 1 января 2018 года по поручению Главы государства. В этой связи возникает ряд вопросов. Вопрос первый: Чем она отличается от ныне действующей адресной социальной помощи? АСП нового формата явится Единым пособием, которое объединяет в себе три существующие социальные выплаты для малообеспеченных семей: а) адресную социальную помощь, предоставляемую на каждого члена семьи, при условии, когда среднедушевой доход семьи составляет менее 40% от величины прожиточного минимума. б) детские пособия, назначаемые на детей до 18 лет в размере 1,05 МРП или 2 383 тенге в текущем году, если среднедушевой доход семьи ниже 60% от величины прожиточного минимума; в) специальное государственное пособие, предоставляемое независимо от дохода семьям, имеющим четырех и более несовершеннолетних детей. (Для семей, которым спецгоспособие назначено до 1 января 2018 года, его выплата будет сохранена до утраты получателями права на данные выплаты, т.е. до достижения детьми совершеннолетия).
Таким образом, АСП в новом формате будет выплачиваться взамен трех указанных выплат и ее размер будет больше совокупной суммы трех указанных выплат.
Следующие вопросы: - изменятся ли условия назначения АСП? - все ли малообеспеченные семьи будут охвачены адресной социальной помощью? Да, условия изменятся. Во-первых, с 40 до 50 процентов от прожиточного минимума будет повышена черта бедности (с 9 784 тенге в текущем году до 14 142 тенге - в 2018 году). Повышение планки бедности, с учетом предстоящего увеличения величины прожиточного минимума (с 24 459 до 28 284 тенге) означает рост размеров социальной поддержки. Во-вторых, предусматривается два вида АСП в новом формате: безусловная и обусловленная денежная помощь.
Безусловная денежная помощь будет предоставляться тем семьям, в составе которых нет трудоспособных членов (например, семьи инвалидов или пожилых пенсионеров), или семьям, трудоспособные члены которых по объективным причинам не могут быть вовлечены в активные программы занятости (например, одинокая мать с детьми дошкольного возраста).
Обусловленная денежная помощь будет предоставляться семьям, имеющим в своем составе, как минимум, одного трудоспособного члена, при условии заключения социального контракта и обязательного участия всех трудоспособных членов семьи в мерах содействия занятости. Обусловленная адресная помощь по своей сути является комплексной и включает в себя три вида поддержки: 1) выплату адресной социальной помощи (пособие в денежной форме) - на ежемесячной основе, как и сейчас, или в виде единовременной выплаты на 6 месяцев по заявлению самого получателя на развитие личного подсобного хозяйства или на организацию собственного дела; 2) содействие в трудоустройстве путем направления а) на вакантные рабочие места, представленные работодателями; б) на обучение, с возмещением расходов на обучение, проживание, проезд, одноразовое горячее питание (в случае обучения в ТиПО) и выплата стипендий за счет государства; в) на молодежную практику, социальные рабочие места и общественные работы с субсидированием заработной платы за счет государства, а также г) предоставление микрокредита на открытие собственного дела или расширение бизнеса; 3) предоставление в случае нуждаемости пакета социальных услуг, включающего в себя меры реабилитации инвалидов, специальные социальные услуги, медицинские услуги, помощь в оплате жилищно-коммунальных услуг и т.д.
В третьих, будет упрощен и оптимизирован процесс обращения и назначения нового вида выплат. В новых условиях вместо представления трех пакетов документов для назначения ныне действующих вышеуказанных социальных пособий семье нужно будет собрать один пакет документов и единожды обратиться в одну организацию - Центр занятости населения (на селе - к Акиму сельского округа). На основании представленных заявления и справки о доходах, с учетом имеющихся сведений о доходах и статусе семей в единой базе данных социальной сферы, будет приниматься решение о назначении АСП.
С учетом обозначенного Вами в открытом обращении ко мне понимания роли обследования материального положения семей, претендующих на получение АСП, хочу отдельно остановиться на роли участковых комиссий в этом процессе.
Оценка нуждаемости при оказании социальной помощи является общепризнанной в мире практикой. Так называемое "means tested benefits" (пособия на основе проверки нуждаемости) сегодня широко применяется во всех странах ОЭСР. При этом, наряду с проверкой информации в соответствующих государственных базах данных, используется метод оценки жизненной ситуации семьи непосредственно по месту ее жительства. Данную функцию обычно выполняет междисциплинарная команда экспертов.
Введенный с 2002 года в Казахстане аналогичный институт - участковые комиссии создаются решениями акимов соответствующих административно-территориальных единиц и в их состав, как правило, входят сотрудники акимата, органов социальной защиты населения, образования, медицинских организаций, а также представители общественных объединений.
Одной из функций участковых комиссий является уточнение/обследование материально-бытового положения семей, обращающихся за назначением АСП. Оно проводится в случаях, когда возникают сомнения в достоверности представленных сведений или требуется оказать помощь лицам (семьям), которые по тем или иным причинам не обратились с заявлением о помощи, находясь в трудной жизненной ситуации.
Таким образом, изменения условий назначения АСП нового формата и ее особенности не ухудшают и не сужают возможностей получения материальной поддержки, напротив, обеспечивают полный охват нуждающихся, рост размеров пособия и активизацию трудового потенциала для самостоятельного выхода из круга бедности за счет трудовых доходов.
Четвертый вопрос. Каким будет размер АСП нового формата? Рост размеров пособия, как уже отмечалось, связан с повышением черты бедности и предстоящим увеличением прожиточного минимума. Рассмотрим на примере. Так допустим, что малообеспеченная семья, состоит из 5 человек. В ее составе один работающий с доходом 24 459 тенге, еще один - не работает и занят уходом за ребенком до 3 лет, трое остальных - несовершеннолетние дети. На сегодняшний день размер АСП составляет на семью 17 313 тенге, государственное детское пособие 7 148 тенге. На следующий год при сохранении текущего уровня дохода семьи размер АСП нового формата составит до 30 тыс. тенге или увеличится на 20% по сравнению с 2017 годом.
Пятый вопрос. Имеют ли новые подходы практическое обоснование ?
Новые подходы к оказанию АСП мы отрабатываем с 2014 годы в рамках пилотного проекта "Өрлеу". Только за 9 месяцев текущего года участниками проекта стали около 160 тысяч граждан. Из них 32,5 тыс. человек или 91,7% от числа трудоспособных участников были охвачены активными мерами содействия занятости. В связи с этим их доходы выросли в среднем более чем в 2 раза по сравнению с теми, которые они имели до этого, получая действующие социальные пособия и выплаты. Более того, есть уже отдельные примеры (хотя их еще не так много), когда семьи, пару лет назад получив по проекту "Өрлеу" помощь в открытии собственного дела, расширяют сегодня свой бизнес и обращаются к нам снова, но уже за помощью в подборе работников на создаваемые ими новые рабочие места.
Это практическое свидетельство правильности и эффективности принимаемых мер".
-->
|