Правила пользования
Курс ЦБ на 27.04 USD 443.35 up -0.87
EUR 475.54 up -0.84
RUB 4.82 up 0
27 апреля Суббота, 00:03
восход заход
05:04 21:50 01:58 12:30

«А.Мухамедиулы: Нам нечего делить. Культурный сепаратизм – угроза независимости»

Дата: 01.06.12 в 17:36
Мобильная версия Шрифт

Нам нечего делить

Культурный сепаратизм – угроза независимости

Основа любой нации и государства строится на идеологии. Идеология невозможна вне культурных ценностей.

Культура и искусство являются отражением и индикатором нравственного, духовного климата общества, хранилищем национального достояния, самым ярким и действенным выражениям идеологической программы государства. Поэтому среди главных стратегических приоритетов нашей страны – всемерная, всеобщая поддержка, сохранение, развитие отечественной культуры и искусства, которым должно уделяться самое пристальное внимание.
Наше отечество – Республика Казахстан – динамично развивающаяся, молодая независимая страна, уверенно шагнувшая в ХХІ век как стабильное, процветающее государство. Однако для Казахстана, как, впрочем, для любого независимого государства мира, и в особенности молодой страны, существует целый ряд потенциальных угроз. Они весьма разнообразные. Например, экономические угрозы, способные подорвать благосостояние граждан, развитие страны в целом. Угроза религиозного экстремизма, который может расколоть общество, ввергнуть страну в хаос, гражданскую войну. Существуют потенциальные угрозы природных катаклизмов, техногенных катастроф и прочие опасности, которые могут всплыть на поверхность в любой, порой самый неожиданный момент. Среди потенциальных угроз, способных в перспективе не только негативно повлиять на развитие всего общества, но и даже подорвать государственность, необходимо особо указать культурный сепаратизм.
Разночтение истории, ее вольная, умышленно негативная трактовка, которая наблюдается в последних театральных постановках и кинофильмах, направлена на искажение образа народных героев, на нивелирование и обесценивание истинных традиционных культурных ценностей. Это все ведет к деформации, стиранию важных аутентичных кодов национального сознания и, как следствие, к истреблению национальной гордости, чувства причастности к великой истории своего народа, на котором и держится этнос.
Неистовое стремление выделить и возвысить культуру, историю, героев только своего рода, жуза, области, города над всеми другими является очень вредоносной и опасной тенденцией, которая, к сожалению, на данный момент имеет место в нашей стране.
Сегодня зачастую можно наблюдать за тем, как областные театры ставят постановки о подвиге местных "батыров", в областных и районных центрах открываются памятники вновь обретенным "героям", их именами называют улицы и проспекты в городах и аулах. И самое печальное, этот процесс активно внедряется в кинопроизводство.
Тем временем классические произведения, пьесы наших великих писателей-драматургов, как это ни печально осознавать, все реже находят свое воплощение на сценах региональных театров. Возьмем в качестве примера выдающихся писателей, драматургов Оралхана Бокеева, Дулата Исабекова, Султанали Балгабая. Произведения драматургов почему-то ставятся – за исключением Алматы и Астаны – преимущественно в тех регионах страны, откуда они родом, ведь областные театры сильно заняты промоушеном, как они полагают, "своих" писателей. Между тем произведения названных мастеров по своей глубине идей находятся на более высоком уровне и никоим образом не ограничиваются регионами Казахстана, являют собой образцы произведений искусства поистине мирового масштаба. С гордостью можно констатировать, что пьесы Д. Исабекова ставятся в театрах Болгарии, Грузии, Таджикистана, Санкт-Петербурга, Москвы, Омска и др.
Также одним из тревожащих факторов, отражающих процессы культурной деградации, является предпочтение корпоративам. Откуда же взяться духовному росту, развитию театров, если актеры заняты на театрализованных мероприятиях по случаю очередного открытия чего-нибудь или юбилея. Региональные театры превратились в места проведения собраний и тоев. Актерам зачастую попросту негде репетировать.
Аналогичным образом обстоят дела в сфере музыки. Большие и малые музыкальные коллективы областных и районных центров предпочитают исполнять произведения только своих земляков.
И здесь следует учесть, что творческие коллективы находятся в непосредственном подчинении областных управлений культуры, руководители которых, за исключением столичных городов и пары областей, не имеют ни соответствующего образования, ни вообще какого-либо отношения к культуре.
В мировой практике все театры, оркестры и другие творческие коллективы управляются и финансируются централизованно. Возвращение к такой системе управления всеми творческими коллективами в республике не будет ущербным для экономики страны, но, напротив, оно станет гораздо более продуктивным и эффективным для дальнейшего развития национальной культуры и искусства. Необходимо возродить репертуарные коллегии, провести независимый, качественный, профессиональный контент-анализ театральных и концертных репертуаров, сезонных отчетных спектаклей и концертов, с тем чтобы сделать акцент на произведениях воодушевляющих, рождающих гордость за свою страну.
Важно понять, что речь не идет об унификации или стирании палитры культурного многообразия Казахстана. Речь идет об его рациональном, паритетном представлении во всех регионах страны. Почему-то памятник великому батыру, акыну и кюйши Махамбету есть только в Атырау, но нет в столице Астане и Алматы. А ведь это же замечательно, что в Алматы есть площадь имени Абая, Дворец спорта имени Балуана Шолака, драматические театры имени Мусрепова и Ауэзова, университет имени Рыскулова, библиотека имени Жамбыла, консерватория имени Курмангазы, военная школа имени Бауыржана Момышулы. Мне искренне хочется, чтобы так было во всех городах и аулах нашей родины – Республики Казахстан.
Следует отметить один архиважный факт. В казахском языке фактически отсутствуют диалекты. В казахском языке есть лишь незначительный говор. Все иностранцы удивляются тому примечательному факту, что на огромной территории от Алтая до Каспия, от Южной Сибири до Кызылкума казахский народ говорит на одном и том же языке с незначительными отличиями. Многие народы мира, проживающие на гораздо меньших территориях, – испанцы, французы, украинцы, узбеки, таджики, грузины имеют множество диалектов. Они порой с трудом понимают друг друга. Отсутствие в казахском языке диалектов объясняется тем, что казахи были в постоянном контакте между собой. Были очень сильно развиты межрегиональные связи. Причиной тому послужила древняя, незыблемая и ныне традиция "жеті ата", согласно которой запрещается вступать в брак с родственниками по седьмое колено включительно. Таким образом, дабы не нарушать заветы предков, казахи стремились породниться с различными родами. Практически у каждого казаха были и есть родственники и сваты во всех регионах. Они не замыкались в границах своих жузов.
Ведь жузы – это результат политической игры жаждавших власти султанов. Как мы помним из истории, Казахское ханство, образованное в XV веке, было могучим и процветающим до тех пор, пока не поделилось на три практически автономных жуза в начале XVIII века. Это произошло после смерти Тауке хана. Султаны, жаждавшие власти, поделили Казахское ханство на три жуза. Власть в каждом из жузов принадлежала ханам, т.е. появилось три хана в одном ханстве вместо одного единого. В результате этого Казахское ханство, уверенно дававшее отпор джунгарским агрессорам, было фактически оккупировано Джунгарским ханством. Это были самые трагические страницы казахской истории – "Аћтабан шџбырынды", затянувшиеся почти на полвека. Но после объединения трех жузов во главе с Абылай ханом джунгарские захватчики были окончательно разгромлены и изгнаны.
Примером того, как единое и мощное государство может превратиться в ряд малых, слабых стран, служит история Арабского халифата. Это государство очень быстро развивалось и было одним из самых мощнейших в мире в эпоху Средневековья. Но постепенно каждый эмир хотел стать халифом и стремился к сепаратизму, используя те же самые технологии – культурную обособленность Магриба от Хиджаза, Багдада от Дамаска. После распада Арабского халифата арабские владения перешли к мамлюкам в ХІІІ веке, затем к османам в ХV–XVI веках, а уже позднее, во второй половине ХІХ – начале ХХ века, арабские территории стали колониями французов, англичан и итальянцев. И сегодня, как результат, арабы разбросаны и представляют почти два десятка независимых государств, большинство которых относятся к странам "третьего мира".
Сейчас в глобальном мировом масштабе происходят процессы массовой манипуляции общественным сознанием, ведутся информационные войны, происходит программирование, кодирование целых народов, по существу, интеллектуальный захват, интервенция. Внешние и внутренние враги государства в буквальном смысле зомбируют людей крайне заразительными идеями о всемирной революции, захвате правящей власти и открыто призывают граждан к противозаконным и во всех отношениях негативным действиям. Революции 2011 года в арабских странах показали миру то, насколько эффективно можно манипулировать сознанием людей с помощью новых технологий. Ливия, Египет в миллионных количествах закупали дорогостоящее современное оружие. И для чего? Для того, чтобы использовать его против самих же себя? К несчастью, видимо, так оно и есть. Египтяне, ливийцы жаждали революции, смены власти. И не прошло и года, как снова вспыхнуло насилие. Народ вновь требует свержения власти. В цивилизованном мире давно уже ясно, что революция порождает еще большую бедность, разруху, хаос. Страна должна развиваться планомерным эволюционным путем, но никак не революционным.
Не зря гласит казахская народная мудрость "Бірлік барда – тірлік бар" ("Где есть единство, есть и жизнь"), "Болінгенді барі жейді" ("Того, кто отделяется, волки съедят"), "Тортеу тљгел болса, тобедегі келеді, алтау ала болса, ауыздаѕы кетеді" ("Четверо в единстве – благодать, шестеро порознь – беда"). О единстве народа Казахстана, как о жизненно необходимом, объединяющим факторе, всегда говорит Глава нашего государства Нурсултан Назарбаев.

Арыстанбек МУХАМЕДИУЛЫ, заслуженный деятель Казахстана, профессор
01.06.2012

Источник - Литер
Постоянный адрес статьи - http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1338550560

Просмотров: 561


Комментариев: 0
О компании О проекте Источники новостей Предложить ленту Реклама на сайте Реклама в газете Контакты Наши партнеры
Портал ivest.kz - база частных объявлений газеты «Информ Вест», справочник предприятий городов Казахстана и России, новости, недвижимость, электронные версии ряда изданий, сборник кулинарных рецептов. Все замечания и предложения принимаются на info@ivest.kz.
Использование данного веб-портала подразумевает ваше согласие с Правилами пользования.
© 2000-2024 «Информ Вест»
Top.Mail.Ru
×