esep.kz, 19 июня
Уважаемые председатели палат! Уважаемые депутаты! Ежегодное обсуждение в Парламенте Отчета Правительства об исполнении республиканского бюджета и Заключения Счетного комитета вносит существенный вклад в повышение эффективности использования бюджетных средств и совершенствование бюджетного процесса страны. Благодаря поддержке депутатов и активной позиции Правительства, большинство рекомендаций Счетного комитета реализуется. В отчетном периоде Правительству и государственным органам направлены 53 рекомендации и 324 поручения. Учитывая пожелания депутатов, заключение Счетного комитета на Отчет Правительства по исполнению бюджета 2016 года подготовлено в новом формате, с отражением соответствующих выводов и предложений по каждому разделу, на которых позвольте остановиться подробнее. В отчете отмечено, что Правительством обеспечена макроэкономическая стабильность страны и исполнение основных параметров республиканского бюджета 2016 года. Такая ситуация в значительной степени обусловлена практикой покрытия дефицита бюджета за счет трансфертов из Национального фонда и внешнего заимствования. Между тем, в стране естьпотенциал по развитию внутреннего рынка долговых инструментов. А совершенствование налогового и таможенного законодательства, помимо снижения рисков роста доли ненаблюдаемой экономики, создаст благоприятный климат для привлечения иностранных инвестиций. Наряду с этим необходимо завершить работу по оценке налоговых льгот и преференцийв разрезе отраслей экономики, чтобы определить реальный эффект от их предоставления. Счетный комитет в Заключении обращает внимание на несбалансированность документов системы государственного планирования. Эти вопросы поднимались и в стенах Парламента. Отсутствует преемственность в принимаемых решениях. Частое изменение условий реализации программных документов снижает результаты исполнения заложенных в них инструментов социально-экономического развития страны. В стратегические планы государственных органов включаются показатели, напрямую не зависящие от деятельности администраторов. Наблюдается недостижение отдельных показателей прямых и конечных результатов при полном освоении бюджетных средств. Все это приводит к снижению ответственности администраторов бюджетных программ и местных исполнительных органов. При формировании Заключения на Отчет Правительства об исполнении бюджета Счетный комитет, как внешний независимый аудитор, в соответствии со стандартами государственного аудита обязан отражать в Отчете исключительно подтвержденные сведения администраторов бюджетных программ, за предоставление которых они несут ответственность согласно Бюджетному кодексу. Сложилась система, когда отдельные данные бюджетной отчетности администраторов программ и уполномоченных органов, представленные в Правительство и Счетный комитет, не совпадают. Счетный комитет обращает внимание в Отчете на этот системный недостаток и делает вывод о том, что данная ситуация вызвана в том числе формальным подходом уполномоченного органа к оценке достигнутых результатов. Формирование статистических данных осуществляется позже подведения итогов об исполнении республиканского бюджета за отчетный финансовый год. В этой связи ряд прямых и конечных показателей бюджетных программ ориентирован на оперативные данные, которые в дальнейшем подвергаются изменениям и уточнениям. Указанное нивелирует объективность оценки по результатам работы государственных органов и их актуальность в следующем отчетном периоде. Это приводит в отдельных случаях к разночтениям при формировании Отчетов Правительства и Счетного комитета и вызывает критику со стороны депутатского корпуса. На наш взгляд, следует переходить от управления бюджетными затратами к управлению процессом достижения конечных результатов как на республиканском, так и на местном уровне. Государственные органы должны критичней относиться к итогам своей работы, проводить работу над ошибками. Межбюджетные отношения не отвечают реальным вызовам. Непрозрачность процесса исполнения инвестиционных проектов, отсутствие единого перечня приоритетных местных инвестиционных проектов в разрезе регионов, нивелируют комплексный подход к решению социально-экономических задач в масштабах республики. Все это привело к ослаблению контроля со стороны центральных государственных органов за эффективным использованием выделенных средств.При этом проведение оценки достижения показателей результатов не представляется возможным в силу их отсутствия. Сохраняются различия в уровнях бюджетной обеспеченности регионов, наблюдается ежегодное превышение объемов выделенных целевых трансфертов регионам-донорам над объемами бюджетных изъятий. Указанная схема без учета целевого характера фактически приравняла целевые текущие трансферты к субвенциям. Совершенствование межбюджетных отношений и системы прогнозирования поступлений в бюджеты позволит устранить имеющиеся перекосы. Занимая значительную часть экономики, субъекты квазигосударственного сектора не в достаточной мере привносят ожидаемый от них вклад как в развитие отраслей экономики, так и на уровне формирования налоговой базы. Отмечаются недостаточный контроль и мониторинг эффективности управления государственным имуществом. Администраторы бюджетных программ не формируют консолидированную финансовую отчетность с учетом активов курируемых субъектов квазигосударственного сектора. Повысить эффективность управления активами субъектов квазигосударственного сектора и отдачу от их деятельности, по мнению Счетного комитета, позволит переход к финансированию государственных холдингов и национальных компаний по принципу бюджетирования, ориентированного на результат. Хочу отметить, что с принятием Закона о государственном аудите и переформатированием методологии наблюдается существенное изменение структуры выявленных финансовых нарушений. Если раньше значительную долю в общем объеме занимали нарушения бюджетного законодательства, то сегодня более 66% занимает несоблюдение правил ведения бухгалтерского учета, что свидетельствует об общем снижении качества учета, проблемах подготовки и повышения квалификации учетных работников. Нам представляется, что здесь имеется значительное поле деятельности для служб внутреннего аудита, призванных принимать превентивные меры по укреплению финансовой дисциплины, что приобретает особую актуальность в связи с предстоящим формированием четырехуровнего бюджета. В свою очередь, ресурсы органов внешнего государственного аудита будут направлены на аудит эффективности, будет усилена наша экспертно-аналитическая деятельность. Ориентир Счетного комитета на аудит эффективности с выявлением причинно-следственных связей совершенных недостатков и нарушений позволит поднять на качественно новый уровень проводимые аудиторские мероприятия. С текущего года Счетный комитет приступит к реализации новой компетенции - проведению предварительной оценки проекта республиканского бюджета по основным направлениям расходов. Реализация рекомендаций, данных Счетным комитетом в Заключении на Отчет Правительства об исполнении республиканского бюджета за 2016 год, позволит повысить качество бюджетного планирования, прозрачность и эффективность исполнения бюджета. Уважаемые депутаты! Завершая свое выступление, хочу выразить благодарность всем депутатам за активное участие в обсуждении нашего Заключения. В рамках обсуждения в профильных комитетах Сената и Мажилиса и на заседаниях рабочих групп в адрес Счетного комитета поступил 43 вопроса, на которые в установленном порядке были даны исчерпывающие ответы. Хотим заверить вас, уважаемые депутаты, что все ваши рекомендации и предложения будут учтены в дальнейшей работе Счетного комитета. |