К коррупции и коррупционным правонарушениям, согласно Закону Республики Казахстан «О борьбе с коррупцией» (далее Закон РК), относятся не предусмотренное законом принятие лично или через посредников имущественных благ и преимуществ лицами, выполняющими государственные функции, а так же лицами, приравненными к ним, с использованием своих должностных полномочий и связанных с ними возможностей либо иное использование ими своих полномочий для получения имущественной выгоды, а равно подкуп данных лиц путем противоправного предоставления им физическими и юридическими лицами указанных благ и преимуществ.
При этом, правонарушениями, связанными с коррупцией, являются предусмотренные законом, а также иными законами деяния, сопряженные с коррупцией или создающие условия для коррупции, которые влекут установленную законодательством дисциплинарную, административную и уголовную ответственность.
Закон о борьбе с коррупцией направлен на защиту прав и свобод граждан, обеспечение национальной безопасности Республики Казахстан. Т.е. направлен на защиту от угроз, вытекающих из проявлений коррупции, обеспечение эффективной деятельности государственных органов, должностных и других лиц, выполняющих государственные функции, а также лиц приравненных к ним путем предупреждения, выявления, пресечения и раскрытия правонарушений, связанных с коррупцией, устранения их последствий и привлечения, виновных к ответственности.
Закон о борьбе с коррупцией направлен также на расширение демократических начал, гласности и контроля в управлении государством, на укрепление доверия населения к государству и его структурам, стимулирование компетентных специалистов к поступлению на государственную службу, создание условий для неподкупности лиц, выполняющих государственные функции.
Закон РК действует на всей территории Республики Казахстан в отношении всех физических лиц, юридических лиц и определяет основные принципы борьбы с коррупцией, устанавливает виды правонарушений, связанных с коррупцией, а также условия наступления ответственности.
За пределами республики Казахстан Закон РК действует в отношении граждан Республики Казахстан и юридических лиц, зарегистрированных в Республики Казахстан, если иное не предусмотрено международным договором.
Судьи, депутаты парламента Республики Казахстан несут ответственность за совершение коррупционных правонарушений по основаниям и в порядке, предусмотренном Конституцией и Законами Республики Казахстан.
Законодательством РК могут устанавливаться другие правовые нормы, предусматривающие ограничения и запреты, направленные на предупреждение коррупции, о порядке выполнения отдельных государственных функций (таких как: о статусе депутатов маслихатов, судей, о прохождении службы отдельными категориями государственных служащих, об иных возможных субъектах правонарушений, связанных с коррупцией).
Уголовные ответственность и наказание, административная ответственность и взыскания за коррупционные преступления и административные правонарушения предусматриваются Уголовным Кодексом Республики Казахстан и Кодексом Республики Казахстан об административных правонарушениях.
В чем заключаются меры финансового контроля, предусмотренные Законом о борьбе с коррупцией?
Согласно ст.9 Закона «О борьбе с коррупцией» (далее Закон РК) к мерам финансового контроля относится представление декларации о доходах и имуществе, являющемся объектом налогообложения, в том числе, находящемся за пределами территории Республики Казахстан; сведений о вкладах в банковских учреждениях и о ценных бумагах следующими лицами.
1. лицами, являющимися кандидатами на государственную должность либо на должность, связанную с выполнением государственных или приравненных к ним функций, а равно супругом (супругой) указанных лиц;
2. лицами, занимающими государственную должность, ежегодно в период своих полномочий, а равно супругом (супругой) указанных лиц; лица, уволенные с государственной службы по отрицательным мотивам в течение трех лет после увольнения, а равно супругом (супругой) указанных лиц.
Рассмотрим каждый случай в отдельности.
Лица, указанные в первом случае при поступлении на работу, являясь кандидатами на государственную должность, представляют:
u декларацию о доходах и имуществе, являющемся объектом налогообложения, в том числе, находящемся за пределами территории Республики Казахстан;
u сведения о вкладах в банковских учреждениях и о ценных бумагах, в том числе за пределами территории Республики Казахстан, с указанием банковского учреждения, а также о финансовых средствах, которыми данные лица вправе распоряжаться лично или совместно с другими лицами; сведения о своем прямом или об опосредованном участии в качестве акционера или учредителя (участника) юридических лиц с указанием доли участия в уставном капитале и полных банковских или иных реквизитов указанных организаций; сведения о трастах и о государствах, в которых они зарегистрированы с указанием номеров соответствующих банковских счетов, если лицо или его супруг (супруга) является бенефициаром этих трастов; сведения о названиях и реквизитах других организаций, у которых с лицом имеются договорные отношения, соглашения и обязательства (в том числе и устные) по содержанию или временному хранению материальных и финансовых средств, принадлежащих лицу или супругу (супруге) в размере, превышающем тысячекратный размер месячного расчетного показателя
При этом, к лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций, приравниваются:
- лица, избранные в органы местного самоуправления;
- граждане, зарегистрированные в установленном Конституционным законом РК «О выборах в Республике Казахстан» от 28 сентября 1995 года № 2464 порядке в качестве кандидатов в Президенты Республики Казахстан, депутаты Парламента Республики Казахстан и маслихатов, а также в члены выборных органов местного самоуправления;
- служащие, постоянно или временно работающие в органах местного самоуправления, оплата труда которых производится из средств государственного бюджета Республики Казахстан;
- лица, исполняющие управленческие функции в государственных организациях и организациях, в уставном капитале которых доля государства составляет не менее 35%.
Где лицами, исполняющими управленческие функции в государственных организациях и организациях, в уставном капитале которых доля государства составляет не менее 35%, в Законе РК признаются лица, постоянно, временно либо по специальному полномочию исполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в указанных организациях.,
Под организационно-распорядительными функциями подразумевается деятельность лиц по осуществлению предусмотренных законодательством и учредительными документами полномочий исполнительного органа организации. К этим функциям относятся общее руководство коллективом, расстановка и подбор кадров, организация и контроль труда подчиненных, поддержание дисциплины, выражающееся в применении мер поощрения и наложении дисциплинарных взысканий.
Под административно-хозяйственными функциями подразумевается осуществление лицами, на которых возложена полная материальная ответственность, деятельности в рамках предоставленных полномочий по управлению и распоряжению имуществом, в том числе деньгами, находящимися на балансе и банковских счетах организации.
Лица, указанные во втором случае, ежегодно представляют декларацию о доходах и имуществе, являющемся объектом налогообложения и находящемся как на территории Республики Казахстан, так и за ее пределами.
Непредставление или представление неполных, недостоверных деклараций и сведений, перечисленных в ст. 9 Закона «О борьбе с коррупцией», лицами, являющимися кандидатами на государственную должность либо на должность, связанную с выполнением государственных или приравненных к ним функций, лицами, занимающими государственную должность, если в содеянном не содержится признаков уголовно наказуемого деяния, является основанием для отказа в наделении лица соответствующими полномочиями либо влечет увольнение или иное освобождение его от выполнения государственных или приравненных к ним функций, а также согласно ст. 532 КоАП, влечет штраф в размере от 50 до 100 месячных расчетных показателей (далее МРП).
Неоднократное совершение данных действий влечет штраф в размере от 100 до 200 месячных расчетных показателей.
В случае несвоевременного представления декларации и сведений налагается штраф согласно ст. 206 КоАП на физических лиц в размере 15 МРП.
В порядке, установленном законодательством, могут быть опубликованы сведения о размерах и об источниках дохода должностных лиц, занимающих ответственные государственные должности, а также сведения о доходах кандидатов на выборные государственные должности при их выдвижении.
Лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций, и лицам, приравненным к ним, запрещается заключение гражданско-правовых сделок не под своим именем, на подставных лиц, анонимно, под псевдонимом и других. Эти сделки признаются недействительными в установленном законом порядке.
Физические и юридические лица, которые участвуют в выполнении функций по управлению государственным имуществом, представляют в порядке и сроки, установленные Правительством Республики Казахстан, отчеты о всех сделках имущественного характера и финансовой деятельности, связанных с государственной собственностью, в государственный орган, осуществляющий в отношении государственного имущества правомочия собственника.
Поступающие в налоговые органы сведения, предусмотренные ст. 9 Закона «О борьбе с коррупцией» составляют служебную тайну. Их разглашение, если в содеянном не содержится признаков уголовно наказуемого деяния, влечет увольнение виновного лица.
Данные меры финансового контроля, не распространяются на правоотношения, связанные с приобретением в собственность жилищ и строительных материалов для строительства жилищ в Республике Казахстан. Финансовый контроль при приобретении жилищ и строительных материалов для их строительства осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Одним из направлений устранения коррупционных правонарушений является внедрение системы управления рисками
Одним из главных направлений государственной политики Казахстана является преодоление коррупции. Президент в своем Послании народу Казахстана в качестве одного из приоритетов государства назвал решительную и беспощадную борьбу с коррупцией. Однако в нашем обществе еще существует коррупция. В связи с этим разработана и утверждена Стратегия борьбы с коррупцией в налоговых органах, направленная на устранение условий, способствующих совершению коррупционных правонарушений и преступлений. Одним из основных мер по решению задач является внедрение системы управления рисками.
Также, от 17 июля 2009 г. принят Закон РК № 188-IУ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам частного предпринимательства», в соответствии которого внесены новые требования при проверке субъекта частного предпринимательства и введено такое понятие, как система оценки рисков.
В целях налогообложения система управления рисками (далее СУР) основывается на оценке рисков и включает меры, вырабатываемые и (или) применяемые органами налоговой службы в целях выявления и предупреждения риска. На основе результатов оценки рисков осуществляется дифференцированное применение форм налогового контроля. Риск – это вероятность неисполнения и (или) неполного исполнения налогового обязательства налогоплательщиком (налоговым агентом), которые могли и (или) могут нанести ущерб государству.
Цели применения органами налоговой службы системы управления рисками:
1) сосредоточение внимания на сферах повышенного риска и обеспечение более эффективного использования имеющихся в распоряжении ресурсов;
2) увеличение возможностей по выявлению нарушений в сфере налогообложения.
СУР используется при осуществлении налогового контроля, в том числе с целью отбора налогоплательщиков (налоговых агентов) для:
- проведения налоговых проверок;
- определения права на упрощенный порядок возврата суммы превышения налога на добавленную стоимость.
При этом, СУР выстроена на основе присвоения определенного балла в зависимости от нарушений, для недопущения массовых и необоснованных проверок налогоплательщиков, которые выявляются в автоматическом режиме в информационной системе, с исключением участия человеческого фактора при формировании плана проверок.
Критерии оценки степени риска утверждаются совместным приказом уполномоченных на осуществление контрольных и надзорных функций государственных органов и уполномоченного органа по предпринимательству и будут опубликованы на официальных сайтах государственных органов.
В настоящее время совместно со Всемирным банком обсуждаются критерий, по которым подлежит оценке налогоплательщик.
Планируются следующие критерии:
1. осуществление сомнительных сделок (с лжепредприятиями и бездействующими налогоплательщиками);
2. представление налоговой отчетности с нулевыми показателями и выписка счетов-фактур;
3. наличие расхождений, выявленных камеральным контролем (по КПН и НДС);
4. коэффициент налоговой нагрузки (КНН) налогоплательщика ниже среднеотраслевого значения ;
5. предоставление дополнительной отчетности на уменьшение за предыдущие периоды более 4 раз подряд;
6. отражение убытка на протяжении 3-х последовательных лет;
7. постоянное превышение зачета по НДС;
8. ранее выявлялись факты нарушения налогового законодательства;
9. наличие фактов несвоевременной уплаты налогов;
10. осуществление деятельности в сферах повышенного риска (строительство, торговля);
11. наличие взаиморасчетов со взаимосвязанными сторонами;
12. принадлежность налогоплательщика к внешнеэкономической деятельности;
13. представление налоговой отчетности с нарушениями сроков и др.
Таким образом, внедрение системы управления рисками главным образом направлены на предотвращения коррупционных правонарушений при формировании плана проверок и возврата НДС.
Начальник управления НД по СКО, Сауле Муслимова |