Правила пользования
Курс ЦБ на 26.04 USD 444.22 up 0.37
EUR 476.38 up 2.08
RUB 4.82 up 0.02
26 апреля Пятница, 14:53
восход заход
05:04 21:50 01:58 12:30

«Цель и сфера применения Закона РК «О борьбе с коррупцией»»

Дата: 07.07.11 в 14:45
Шрифт

К коррупции и  коррупционным правонарушениям,  согласно Закону Республики Казахстан  «О борьбе с коррупцией» (далее Закон РК),  относятся  не предусмотренное законом принятие лично или через посредников имущественных благ и  преимуществ лицами, выполняющими государственные функции, а так же лицами, приравненными к ним, с использованием своих должностных полномочий и связанных с ними возможностей либо иное использование ими своих полномочий для получения имущественной выгоды, а равно подкуп данных лиц путем противоправного предоставления им  физическими и юридическими лицами указанных благ и преимуществ.

     При этом, правонарушениями, связанными с коррупцией, являются предусмотренные законом, а также иными законами деяния, сопряженные с коррупцией или создающие условия для коррупции, которые влекут установленную законодательством  дисциплинарную, административную и уголовную ответственность.

      Закон о борьбе с коррупцией направлен на защиту прав и свобод граждан, обеспечение национальной безопасности Республики Казахстан.  Т.е.  направлен  на защиту от угроз, вытекающих из проявлений коррупции, обеспечение эффективной деятельности государственных органов, должностных и других лиц, выполняющих государственные функции, а также лиц приравненных к ним путем предупреждения, выявления, пресечения и раскрытия правонарушений, связанных с коррупцией, устранения их последствий и привлечения, виновных  к ответственности.

      Закон о борьбе с коррупцией направлен также  на расширение демократических начал, гласности и контроля в управлении государством, на укрепление доверия населения к государству  и его структурам, стимулирование компетентных специалистов к поступлению на государственную службу, создание условий для неподкупности лиц, выполняющих государственные функции.

      Закон  РК действует на всей территории Республики Казахстан в отношении всех физических лиц,  юридических  лиц    и    определяет основные принципы борьбы с коррупцией, устанавливает виды правонарушений, связанных с коррупцией, а также условия наступления ответственности.

     За пределами республики Казахстан Закон РК  действует в отношении граждан Республики Казахстан и юридических лиц, зарегистрированных в Республики Казахстан, если иное не предусмотрено международным договором.

         Судьи, депутаты парламента Республики Казахстан несут ответственность за совершение коррупционных правонарушений по основаниям и в порядке, предусмотренном Конституцией и Законами Республики Казахстан.

      Законодательством  РК могут устанавливаться другие правовые нормы, предусматривающие ограничения и запреты, направленные на предупреждение коррупции,  о порядке выполнения отдельных государственных функций (таких как: о статусе депутатов маслихатов, судей, о прохождении службы отдельными категориями государственных служащих, об иных возможных субъектах правонарушений, связанных с коррупцией).

      Уголовные ответственность и  наказание, административная ответственность и взыскания за коррупционные преступления и административные правонарушения предусматриваются Уголовным Кодексом Республики Казахстан  и Кодексом Республики Казахстан об административных правонарушениях.

В чем заключаются меры финансового контроля, предусмотренные Законом о борьбе с коррупцией?

Согласно ст.9  Закона «О борьбе с коррупцией» (далее Закон РК) к мерам финансового контроля относится представление декларации о доходах и имуществе, являющемся объектом налогообложения, в том числе, находящемся за пределами территории Республики Казахстан; сведений о вкладах в банковских учреждениях и о ценных бумагах следующими лицами.

1.      лицами, являющимися кандидатами на государственную должность либо на должность, связанную с выполнением государственных или приравненных к ним функций, а равно супругом (супругой) указанных лиц;

2.      лицами, занимающими государственную должность, ежегодно в период своих полномочий, а равно супругом (супругой) указанных лиц; лица, уволенные с государственной службы по отрицательным мотивам в течение трех лет после увольнения, а равно супругом (супругой) указанных лиц.

Рассмотрим каждый случай в отдельности.

Лица, указанные в первом случае при поступлении на работу, являясь кандидатами на государственную должность, представляют:

u     декларацию о доходах и имуществе, являющемся объектом налогообложения, в том числе, находящемся за пределами территории Республики Казахстан;

u      сведения о вкладах в банковских учреждениях и о ценных бумагах, в том числе за пределами территории Республики Казахстан, с указанием банковского учреждения, а также о финансовых средствах, которыми данные лица вправе распоряжаться лично или совместно с другими лицами; сведения о своем прямом или об опосредованном участии в качестве акционера или учредителя (участника) юридических лиц с указанием доли участия в уставном капитале и полных банковских или иных реквизитов указанных организаций; сведения о трастах и о государствах, в которых они зарегистрированы с указанием номеров соответствующих банковских счетов, если лицо или его супруг (супруга) является бенефициаром этих трастов; сведения о названиях и реквизитах других организаций, у которых с лицом имеются договорные отношения, соглашения и обязательства (в том числе и устные) по содержанию или временному хранению материальных и финансовых средств, принадлежащих лицу или супругу (супруге) в размере, превышающем тысячекратный размер месячного расчетного показателя

При этом, к лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций, приравниваются:

- лица, избранные в органы местного самоуправления;

- граждане, зарегистрированные в установленном Конституционным законом РК «О выборах в Республике Казахстан» от 28 сентября 1995 года № 2464 порядке в качестве кандидатов в Президенты Республики Казахстан, депутаты Парламента Республики Казахстан и маслихатов, а также в члены выборных органов местного самоуправления;

- служащие, постоянно или временно работающие в органах местного самоуправления, оплата труда которых производится из средств государственного бюджета Республики Казахстан;

- лица, исполняющие управленческие функции в государственных организациях и организациях, в уставном капитале которых доля государства составляет не менее 35%.

Где лицами, исполняющими управленческие функции в государственных организациях и организациях, в уставном капитале которых доля государства составляет не менее 35%, в Законе РК признаются лица, постоянно, временно либо по специальному полномочию исполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в указанных организациях.,

Под организационно-распорядительными функциями подразумевается деятельность лиц по осуществлению предусмотренных законодательством и учредительными документами полномочий исполнительного органа организации. К этим функциям относятся общее руководство коллективом, расстановка и подбор кадров, организация и контроль труда подчиненных, поддержание дисциплины, выражающееся в применении мер поощрения и наложении дисциплинарных взысканий.

Под административно-хозяйственными функциями подразумевается осуществление лицами, на которых возложена полная материальная ответственность, деятельности в рамках предоставленных полномочий по управлению и распоряжению имуществом, в том числе деньгами, находящимися на балансе и банковских счетах организации.

Лица, указанные во втором случае, ежегодно представляют декларацию о доходах и имуществе, являющемся объектом налогообложения и находящемся как на территории Республики Казахстан, так и за ее пределами.

Непредставление или представление неполных, недостоверных деклараций и сведений, перечисленных в ст. 9 Закона «О борьбе с коррупцией», лицами, являющимися кандидатами на государственную должность либо на должность, связанную с выполнением государственных или приравненных к ним функций, лицами, занимающими государственную должность, если в содеянном не содержится признаков уголовно наказуемого деяния, является основанием для отказа в наделении лица соответствующими полномочиями либо влечет увольнение или иное освобождение его от выполнения государственных или приравненных к ним функций, а также согласно ст. 532 КоАП, влечет штраф в размере от 50 до 100 месячных расчетных показателей (далее МРП).

Неоднократное совершение данных действий влечет штраф в размере от 100 до 200 месячных расчетных показателей.

В случае несвоевременного представления декларации и сведений налагается штраф согласно ст. 206 КоАП на физических лиц в размере 15 МРП.

В порядке, установленном законодательством, могут быть опубликованы сведения о размерах и об источниках дохода должностных лиц, занимающих ответственные государственные должности, а также сведения о доходах кандидатов на выборные государственные должности при их выдвижении.

Лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций, и лицам, приравненным к ним, запрещается заключение гражданско-правовых сделок не под своим именем, на подставных лиц, анонимно, под псевдонимом и других. Эти сделки признаются недействительными в установленном законом порядке.

Физические и юридические лица, которые участвуют в выполнении функций по управлению государственным имуществом, представляют в порядке и сроки, установленные Правительством Республики Казахстан, отчеты о всех сделках имущественного характера и финансовой деятельности, связанных с государственной собственностью, в государственный орган, осуществляющий в отношении государственного имущества правомочия собственника.

Поступающие в налоговые органы сведения, предусмотренные ст. 9 Закона «О борьбе с коррупцией» составляют служебную тайну. Их разглашение, если в содеянном не содержится признаков уголовно наказуемого деяния, влечет увольнение виновного лица.

Данные меры финансового контроля, не распространяются на правоотношения, связанные с приобретением в собственность жилищ и строительных материалов для строительства жилищ в Республике Казахстан. Финансовый контроль при приобретении жилищ и строительных материалов для их строительства осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Одним из направлений   устранения коррупционных правонарушений является внедрение системы управления рисками

 Одним из главных направлений государственной политики Казахстана является преодоление коррупции. Президент в своем Послании народу Казахстана  в качестве одного из приоритетов государства назвал решительную и беспощадную борьбу с коррупцией. Однако в нашем обществе еще существует коррупция. В связи с этим разработана  и утверждена Стратегия борьбы с коррупцией в налоговых органах, направленная на устранение условий, способствующих совершению коррупционных правонарушений и преступлений. Одним из основных мер по решению задач является внедрение системы управления рисками.

        Также, от 17 июля 2009 г. принят Закон РК № 188-IУ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам частного предпринимательства», в соответствии которого внесены новые требования при проверке субъекта частного предпринимательства и введено такое понятие, как система оценки рисков.

  В целях налогообложения      система управления рисками (далее СУР)  основывается  на оценке рисков и включает меры, вырабатываемые и (или) применяемые органами налоговой службы в целях выявления и предупреждения риска. На основе результатов оценки рисков осуществляется дифференцированное применение форм налогового контроля. Риск – это вероятность неисполнения и (или) неполного исполнения налогового обязательства налогоплательщиком (налоговым агентом), которые могли и (или) могут нанести ущерб государству.

Цели применения органами налоговой службы системы управления рисками:

1) сосредоточение внимания на сферах повышенного риска и обеспечение более эффективного использования имеющихся в распоряжении ресурсов;

2) увеличение возможностей по выявлению нарушений в сфере налогообложения.

  СУР используется при осуществлении налогового контроля, в том числе с целью отбора налогоплательщиков (налоговых агентов) для:

-  проведения налоговых проверок;

- определения права на упрощенный порядок возврата суммы превышения налога на добавленную стоимость.

              При этом,   СУР   выстроена  на основе   присвоения  определенного балла  в зависимости  от нарушений, для недопущения массовых и необоснованных проверок налогоплательщиков,   которые  выявляются  в автоматическом режиме в информационной системе, с исключением  участия человеческого фактора при формировании   плана проверок.

      Критерии оценки степени риска утверждаются совместным приказом уполномоченных на осуществление контрольных и надзорных функций государственных органов и уполномоченного органа по предпринимательству и будут опубликованы на официальных сайтах государственных органов. 

В настоящее время  совместно  со Всемирным  банком обсуждаются критерий, по которым  подлежит оценке налогоплательщик.

Планируются следующие критерии:

1.      осуществление сомнительных сделок (с лжепредприятиями и бездействующими налогоплательщиками);

2.      представление налоговой отчетности с нулевыми показателями и выписка счетов-фактур;

3.      наличие расхождений, выявленных камеральным контролем (по КПН и НДС);

4.      коэффициент налоговой нагрузки (КНН) налогоплательщика ниже среднеотраслевого значения ;

5.      предоставление дополнительной отчетности на уменьшение за предыдущие периоды более 4 раз подряд;

6.      отражение убытка на протяжении 3-х последовательных лет;

7.      постоянное превышение зачета по НДС;

8.      ранее выявлялись факты нарушения налогового законодательства;

9.      наличие фактов несвоевременной уплаты налогов;

10.   осуществление деятельности в сферах повышенного риска (строительство, торговля);

11.   наличие взаиморасчетов со взаимосвязанными сторонами;

12.   принадлежность налогоплательщика к внешнеэкономической  деятельности;

13.   представление налоговой отчетности с нарушениями сроков и др.

            Таким  образом, внедрение  системы управления рисками   главным образом направлены   на  предотвращения  коррупционных правонарушений  при формировании плана проверок и возврата НДС.

Начальник управления НД по СКО,
Сауле Муслимова

Источник: http://news.ivest.kz
Просмотров: 4221
Вepнуться к списку новостей
Комментариев: 0
О компании О проекте Источники новостей Предложить ленту Реклама на сайте Реклама в газете Контакты Наши партнеры
Портал ivest.kz - база частных объявлений газеты «Информ Вест», справочник предприятий городов Казахстана и России, новости, недвижимость, электронные версии ряда изданий, сборник кулинарных рецептов. Все замечания и предложения принимаются на info@ivest.kz.
Использование данного веб-портала подразумевает ваше согласие с Правилами пользования.
© 2000-2024 «Информ Вест»
Top.Mail.Ru
×