Правила пользования
Курс ЦБ на 29.03 USD 448.15 up -1.43
EUR 483.46 up -3.48
RUB 4.86 up 0
29 марта Пятница, 17:43
восход заход
05:04 21:50 01:58 12:30

«Постановление Правительства Республики Казахстан от 19 июня 2013 года №636»

Дата: 01.07.13 в 00:30
Мобильная версия Шрифт

В целях реализации Послания Президента Республики Казахстан – Лидера Нации Н.А. Назарбаева народу Казахстана от 14 декабря 2012 года "Стратегия "Казахстан-2050": новый политический курс состоявшегося государства" Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемую Дорожную карту занятости 2020 (далее – Программа).
2. Центральным и местным исполнительным органам и иным организациям принять меры по реализации Программы.
3. Местным исполнительным органам ежемесячно, к 10 числу месяца, следующего за отчетным, представлять в Министерство труда и социальной защиты населения Республики Казахстан сводную информацию о ходе выполнения мероприятий Программы, в том числе сводную информацию об использовании выделяемых средств в рамках реализации Программы.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Министерство труда и социальной защиты населения Республики Казахстан.
5. Признать утратившими силу некоторые решения Правительства Республики Казахстан согласно приложению к настоящему постановлению.
6. Настоящее постановление вводится в действие со дня введения в действие Закона Республики Казахстан "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан "О республиканском бюджете на 2013 – 2015 годы".

Премьер-Министр Республики Казахстан С. Ахметов

Утверждена
постановлением Правительства
Республики Казахстан
от 19 июня 2013 года №636

Дорожная карта занятости 2020

1. Паспорт Программы

Наименование Программы
Дорожная карта занятости 2020

Основание для разработки
Послание Президента Республики Казахстан – Лидера Нации Н.А. Назарбаева народу Казахстана от 14 декабря 2012 года "Стратегия "Казахстан –2050": новый политический курс состоявшегося государства"
Протокол совещания с участием Президента Республики Казахстан от 23 января 2013 года №01-7.1

Государственный орган, ответственный за разработку и реализацию
Министерство труда и социальной защиты населения Республики Казахстан

Государственные и иные органы, ответственные за достижение целей, целевых индикаторов, задач, показателей результатов
Министерство сельского хозяйства Республики Казахстан, Министерство образования и науки Республики Казахстан, Министерство здравоохранения Республики Казахстан, Министерство культуры и информации Республики Казахстан, Министерство транспорта и коммуникаций Республики Казахстан, Министерство индустрии и новых технологий Республики Казахстан, Министерство нефти и газа Республики Казахстан, Министерство экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан, Министерство регионального развития Республики Казахстан, Министерство финансов Республики Казахстан, Агентство Республики Казахстан по делам спорта и физической культуры, акимы областей, городов Астаны и Алматы

Цель Программы
Содействие повышению благосостояния населения путем организации устойчивой и продуктивной занятости, снижения и недопущения роста уровня безработицы

Задачи Программы
Обеспечение эффективности прогноза в потребности отраслей экономики в квалифицированных кадрах;
Координация планирования создания рабочих мест (постоянных, временных);
Снижение возможных негативных последствий глобального кризиса для социально-экономической ситуации в Казахстане и обеспечение необходимой основы для экономического роста;
Развитие предпринимательской активности;
Повышение профессиональной и территориальной мобильности трудовых ресурсов за счет планирования внутриобластной и внутрирайонной миграции;
Создание условий для адаптации и проживания мобильной части занятой молодежи;
Повышение продуктивной занятости самостоятельно занятого населения, формализация их статуса;
Усиление адресности мер социальной поддержки, снижение иждивенчества и стимулирование трудовой активности

Сроки и этапы реализации программы
1 этап – 2013 – 2015 годы
2 этап – 2016 – 2020 годы

Целевые индикаторы
В ходе реализации задач, поставленных в Дорожной карте занятости 2020 планируется достижение следующих результатов:
К 2016 году:
уровень бедности не будет превышать 6,0%;
уровень безработицы не будет превышать 5,0%;
доля продуктивно занятых, в общем числе самостоятельно занятого населения увеличится до 64,5%;
Индикаторы достижения результатов к 2020 году, будут определены после завершения первого этапа Дорожной карты занятости 2020

Источники и объемы финансирования
На реализацию Дорожной карты занятости 2020 в республиканском бюджете предусмотрено:
на 2013 год – 104,9 млрд. тенге;
на 2014 год – 100,6 млрд. тенге;
на 2015 год – 98,7 млрд. тенге.
В последующие годы объем финансирования Программы будет уточняться при формировании республиканского бюджета на соответствующий плановый период в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

2. Введение

1. В своем ежегодном Послании народу Казахстана "Стратегия "Казахстан-2050": новый политический курс состоявшегося государства" от 14 декабря 2012 года Глава государства поставил задачи по модернизации политики обеспечения занятости населения.
Проведение активной политики занятости относится к одному из основных социальных приоритетов деятельности Правительства Республики Казахстан. Обеспечение достойной занятости – основа социальной защиты населения, важнейшее условие развития и реализации потенциала человеческих ресурсов, главное средство роста общественного богатства и повышения качества жизни.
В ходе социально-экономических преобразований в стране создан динамично развивающийся рынок труда, устойчиво повышается экономическая активность и уровень занятости населения. За последние 12 лет численность занятого населения увеличилась с 6 698,8 тыс. человек до 8 507,2 тыс. человек, а уровень безработицы снизился с 12,8% в 2001 году до 5,3% на конец 2012 года.
Разработка и реализация специальных мер сохранения рабочих мест и содействия занятости в рамках Дорожной карты (2009 – 2010 годы) позволили сохранить высокий уровень занятости и в годы временных экономических трудностей, связанных с влиянием мирового финансово-экономического кризиса.
Программа Дорожная карта занятости 2020 (далее – Программа) является логическим продолжением реализации дорожных карт 2009 и 2010 годов и Программы занятости 2020.
Программа включает в себя механизмы антикризисного реагирования, повышения эффективности регулирования рынка труда, в том числе прогнозирования и мониторинга рынка труда, вовлечения малообеспеченного, безработного и самостоятельно занятого населения в активные меры содействия занятости.

3. Анализ текущей ситуации
2. В ходе проведенных социально-экономических преобразований в стране создан динамично развивающийся рынок труда:
1) уровень экономической активности населения повысился с 68,6% в 1991 году до 71,7% – в 2012 году, численность экономически активного населения увеличилась с 7,7 млн. человек до 9,0 млн. человек;
2) численность занятого населения увеличилась с 7,7 млн. человек до 8,5 млн. человек. При этом преобладает занятость на частных предприятиях;
3) уровень безработицы снизился более чем в 2 раза – с 12,8% в 2000 году до 5,3% в 2012 году. Численность безработного населения составила 474,8 тыс. человек, что в 2 раза меньше, по отношению к 2000 году.
Несмотря на позитивные показатели, характеризующие рынок труда, сегодня в стране достаточно большая группа населения с чрезвычайно низкой экономической активностью, это:
1) 474,8 тыс. безработных, самая большая группа из которых это люди в возрасте до 34 лет;
2) около 1,1 млн. непродуктивно занятых, это незарегистрированные самостоятельные работники, лица занятые на личном подсобном хозяйстве производством продукции лишь для собственного потребления и неоплачиваемые работники семейных предприятий;
3) 646,4 тыс. малообеспеченных граждан, часть из которых относится к безработным и самостоятельно занятым.
В целом это около 2,0 млн. человек, порядка 80,0% из которых проживают на селе.
2,8 млн. занятых не участвуют в системе пенсионных накоплений и социального страхования.
Для обеспечения 5% уровня безработицы по стране до 2020 года необходимо дополнительно обеспечить занятость 508 тыс. человек.
Ситуацию может усугубить неустойчивость глобального развития, которая уже вызвала замедление темпов экономического роста в Казахстане до 5% и может еще более замедлить развитие и создание новых рабочих мест.
Кроме того, недостаточно новых рабочих мест создается на селе, этому существенно препятствуют:
1) отдаленность от рынков сбыта;
2) неразвитость транспортной, производственной и коммунальной инфраструктуры;
3) отсутствие доступа к финансированию, банки второго уровня не представлены на селе;
4) низкая квалификация населения, проживающего на селе.
Среди недостатков следует также отметить то, что в государственных и отраслевых программах отсутствуют целостные и объективные планы по количеству создаваемых рабочих мест на уровне республики, области, района, села, и конкретного проекта.
Проведенные в конце 90-х годов прошлого столетия институциональные преобразования службы занятости снизили эффективность регулирования рынка труда.
Сложившаяся, таким образом, ситуация не только замедляет темпы снижения бедности, но и означает недоиспользование имеющихся в стране трудовых ресурсов вопреки растущему спросу на рабочую силу в условиях перехода к новому витку экономического роста.
В мировой практике для решения такого рода проблем используются активные программы на рынке труда (далее – АПРТ). АПРТ осуществляются через развитие трудовых ресурсов (профессиональная подготовка и переподготовка), увеличение спроса на рабочую силу (субсидирование заработной платы/занятости), совершенствование регулирования рынка труда (создание служб занятости, информационное сопровождение), сочетание активизации трудовых усилий с системой социальной поддержки, осуществляемой государством (стратегии "прав и обязанностей" или "взаимных обязательств", когда государство обязуется оказывать высококачественные услуги по обеспечению занятости и обучению, а участник АПРТ обязуется осуществлять интенсивный поиск работы).
В экономическом плане АПРТ предполагают увеличение вероятности продуктивной занятости, рост производительности труда и заработной платы, в социальном – снижение безработицы, рост трудовой активности и развитие человеческого потенциала.
Первоначально такие программы использовались во время экономической депрессии и высокого уровня безработицы, в настоящее время применяются для смягчения негативного влияния промышленной реструктуризации в странах с переходной экономикой и интеграции уязвимых слоев населения, наиболее отдаленных от рынков труда.
Достигаемые на этой основе позитивные результаты делают актуальным разработку и применение АПРТ и на казахстанском рынке труда.
Наши возможности в этом плане усиливает накопленный в ходе реализации Дорожной карты и Программы занятости 2020 опыт управления рисками, возникающими на рынке труда.
С учетом задач по модернизации политики обеспечения занятости населения, поставленных Главой государства в своем ежегодном Послании народу Казахстана от 14 декабря 2012 года "Стратегия "Казахстан-2050": новый политический курс состоявшегося государства" и изложенных проблем, разработана данная Программа.

4. Цель, задачи и целевые индикаторы Программы

4.1. Цель Программы

3. Содействие повышению благосостояния населения путем организации устойчивой и продуктивной занятости, снижения и недопущения роста уровня безработицы.

4.2. Целевые индикаторы Программы

4. К 2016 году:
1) уровень бедности не будет превышать 6,0%;
2) уровень безработицы не будет превышать 5,0%;
3) доля продуктивно занятых, в общем числе самостоятельно занятого населения увеличится до 64,5%.
Индикаторы достижения результатов к 2020 году, будут определены после завершения первого этапа Программы.

5. В рамках реализации Программы удельный вес охваченных государственной поддержкой (в общей численности по категориям) составит:
1) непродуктивных самостоятельно занятых: в 2013 году – 4,0%, в 2014 году – 4,8% и в 2015 году – 7,1%;
2) безработных: в 2013 году – 20,0%, в 2014 году – 22,0% и в 2015 году – 25,0%;
3) трудоспособных членов малообеспеченных семей (вовлеченных): в 2013 году – 18,0%, в 2014 году – 19,0% и в 2015 году – 20,0%.
4.3. Задачи Программы

6. Основными задачами Программы являются:
1) обеспечение эффективности прогноза в потребности отраслей экономики в квалифицированных кадрах;
2) координация планирования создания рабочих мест (постоянных, временных);
3) снижение возможных негативных последствий глобального кризиса для социально-экономической ситуации в Казахстане и обеспечение необходимой основы для экономического роста;
4) развитие предпринимательской активности;
5) повышение профессиональной и территориальной мобильности трудовых ресурсов за счет планирования внутриобластной и внутрирайонной миграции;
6) создание условий для адаптации и проживания мобильной части занятой молодежи;
7) повышение продуктивной занятости самостоятельно занятого населения, формализация их статуса;
8) усиление адресности мер социальной поддержки, снижение иждивенчества и стимулирование трудовой активности.
7. Реализация Программы будет осуществляться по следующим направлениям:
1) обеспечение занятости через развитие инфраструктуры и жилищно-коммунального хозяйства;
2) создание рабочих мест через развитие предпринимательства путем:
поддержки частной предпринимательской инициативы;
комплексного развития опорных сел;
3) содействие в трудоустройстве через обучение и переселение в рамках потребностей работодателя:
обучение и содействие в трудоустройстве;
повышение мобильности трудовых ресурсов в рамках потребности работодателя.

4.3.1. Мониторинг и планирование создания рабочих мест

8. В целях обеспечения эффективности прогноза в потребности отраслей экономики квалифицированными кадрами, в рамках действующих государственных (отраслевых) программ будут прогнозироваться количественные показатели по созданию рабочих мест до 2020 года в разрезе регионов и отдельных специальностей.
Разрабатываемые государственные (отраслевые) программы согласовываются с Министерством труда и социальной защиты населения Республики Казахстан (далее – оператор Программы) в части создания рабочих мест.
Центральные государственные органы при формировании бюджетной заявки в центральный уполномоченный орган по бюджетному планированию согласовывают с оператором Программы планы создания рабочих мест по заявленным проектам за счет средств республиканского бюджета.
Местные исполнительные органы при формировании бюджетной заявки в местный уполномоченный орган по государственному планированию бюджета согласовывают с местным уполномоченным органом по вопросам занятости планы создания рабочих мест по заявленным проектам за счет средств местного бюджета.
В планах по созданию рабочих мест должны отражаться сведения о создаваемых рабочих местах за счет государственных и частных инвестиций:
1) коммерческих проектов с государственной поддержкой в рамках государственных и отраслевых программ;
2) реализации проектов в рамках частных инициатив (без государственной поддержки);
3) реализации проектов в рамках государственного частного партнерства;
4) реализации проектов по строительству и реконструкции, капитальному и текущему ремонту за счет средств республиканского и местных бюджетов;
5) через развитие предпринимательства на селе за счет средств государственного бюджета.

9. Центральные государственные и местные исполнительные органы обеспечивают предоставление рабочих мест при реализации инфраструктурных проектов, в том числе на объектах республиканской собственности не менее 30% рабочих мест, при строительстве, реконструкции социально-культурных объектов не менее 40%, и не менее 50% при текущем и капитальном ремонте, благоустройстве для участников Программы, проживающих в районе (в городе), где реализуется инфраструктурный проект по направлениям центров занятости населения.

10. В случае отсутствия необходимых трудовых ресурсов в данном районе (городе), где реализуется инфраструктурный проект, привлечение извне допускается при условии письменного согласия центров занятости населения районов (городов).

11. Местные исполнительные органы городов и районов два раза в год (по состоянию на 1 января и на 1 июля отчетного года), 5 января и 5 июля представляют планы создания рабочих мест в местные исполнительные органы области по форме утвержденной оператором Программы.
Планы по созданию рабочих мест будут отражаться в Карте занятости городов и районов.

12. Местные исполнительные органы областей два раза в год (по состоянию на 1 января и на 1 июля отчетного года), 10 января и 10 июля представляют планы создания рабочих мест в центральные государственные органы в соответствии курируемым отраслям.
Планы по созданию рабочих мест будут отражаться в Карте занятости области.

13. Центральные государственные органы, реализующие государственные (отраслевые) программы, формируют сводные данные по созданию рабочих мест с учетом планов центральных государственных органов по курируемым отраслям и представляют 25 января и 25 июля оператору Программы.
Планы по созданию рабочих мест будут отражаться в республиканской Карте занятости.

14. Карта занятости регионов и инструкция по ее формированию утверждается оператором Программы.
Карты занятости составляются с целью повышения эффективности регулирования рынка труда посредством осуществления прогнозирования, мониторинга рынка труда и содействия сбалансированности спроса и предложения трудовых ресурсов, и заполняются на пятилетнюю перспективу по годам и по каждому району, городу областного значения, области, городам Астаны и Алматы.

15. Центральные государственные органы по курируемым отраслям и местные исполнительные органы ведут мониторинг создания рабочих мест в соответствии с предоставленными планами.

16. На заседании Межведомственной комиссии по реализации Дорожной карты занятости 2020 при Правительстве Республики Казахстан (далее – МВК):
1) рассматривается и одобряется план создания рабочих мест по республике и в разрезе регионов;
2) по итогам года акимы областей отчитываются по реализации плана создания рабочих мест, уровню безработицы и бедности и реализации Программы;
3) по итогам года заслушиваются отчеты руководителей центральных государственных органов, ответственных за реализацию государственных и отраслевых программ о реализации плана создания рабочих мест по отраслям.
Оператор Программы представляет отчет по итогам мониторинга создания рабочих мест и ситуации на рынке труда по республике.

17. В целях информационного обеспечения реализации Карты занятости оператором Программы будет разработана автоматизированная информационная система "Карта занятости регионов".

18. Для расширения возможностей трудоустройства участников Программы, оператором Программы, уполномоченными органами по вопросам занятости и центрами занятости населения осуществляется сотрудничество с частными агентствами занятости по следующим направлениям:
1) предоставление доступа к базе данных вакансий и участников Программы;
2) информирование обратившихся граждан о мерах государственной поддержки, предоставляемых в рамках Программы;
3) содействие в трудоустройстве участников Программы.

19. В целях решения поставленных задач оператором Программы совместно с заинтересованными государственными органами будут приняты меры по совершенствованию нормативной правовой базы.

4.3.2. Участники Программы

20. Участниками Программы являются граждане Республики Казахстан и оралманы из числа самостоятельно занятого, безработного, малообеспеченного, частично занятого населения, инвалидов сохранивших трудоспособность, выпускники 11 классов общеобразовательных школ, технического и профессионального образования, организаций высшего и послевузовского образования в течение одного года после завершения обучения.

21. Для участия в Программе приоритет отдается следующим категориям:
1) молодежь в возрасте до двадцати девяти лет;
2) воспитанники детских домов, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, в возрасте от восемнадцати до двадцати девяти лет;
3) женщины, проживающие в сельской местности;
4) лица старше 50 лет до достижения пенсионного возраста;
5) пенсионеры, вышедшие на пенсию до общеустановленного возраста;
6) лица, занятые на тяжелых работах, работах с вредными (особо) и (или) опасными условиями труда и являющиеся получателями государственных пособий;
7) лица, уволенные из рядов Вооруженных Сил Республики Казахстан;
8) лица, освобожденные из мест лишения свободы и (или) принудительного лечения;
9) лица, высвобожденные в связи с ликвидацией работодателя-юридического лица либо прекращением деятельности работодателя-физического лица, сокращением численности или штата работников.

4.3.3. Первое направление: обеспечение занятости за счет развития инфраструктуры и жилищно-коммунального хозяйства

22. Первое направление нацелено на обеспечение занятости населения путем реализации инфраструктурных проектов в городах и сельских населенных пунктах с высоким или средним потенциалом социально-экономического развития, дачных поселках и позволяет оперативно создавать рабочие места и контролировать уровень безработицы.

23. Инфраструктурные проекты будут реализовываться по следующим приоритетам:
1) капитальный, средний и текущий ремонт объектов жилищно-коммунального хозяйства (объекты водоснабжения, канализации, системы газо-, тепло-, электроснабжения);
2) капитальный, средний и текущий ремонт социально-культурных объектов (объекты образования, здравоохранения, социального обеспечения, культуры, спорта, досуга и отдыха, в том числе объекты республиканской собственности);
3) капитальный, средний и текущий ремонт инженерно-транспортной инфраструктуры (городские автомобильные дороги, внутрипоселковые и внутрисельские дороги, подъездные дороги, дороги районного значения, плотины, дамбы и мосты);
4) строительство фельдшерско-акушерских пунктов, врачебных амбулаторий в сельской местности (приоритетное внимание уделяется объектам, решающим проблемы аварийных, неприспособленных и саманных объектов здравоохранения на селе);
5) благоустройство населенных пунктов (освещение и озеленение улиц, парков, скверов, снос бесхозных объектов, обустройство полигонов твердых бытовых отходов, малых архитектурных форм, ограждений, детских игровых и спортивных площадок).

24. В сельских населенных пунктах с высоким и средним потенциалом социально-экономического развития осуществляется реализация по всем пяти приоритетам данного направления, в городах реализация осуществляется по первому, второму и третьему приоритетам.

25. В дачных поселках осуществляется реализация первого и третьего приоритетов по объектам, находящимся в коммунальной собственности.
При реализации инфраструктурных проектов приоритет отдается опорным сельским населенным пунктам.

26. Средства между администраторами республиканских программ распределяются на капитальный, средний и текущий ремонт социально-культурных объектов республиканской собственности. Средства на реализацию проектов выделяются на основании рекомендаций МВК, но не более 5% от общего объема выделенных средств.
Средства между регионами распределяются в следующем порядке:
1) 80% – пропорционально численности населения;
2) 20% – в зависимости от результатов работы за предыдущий год по:
трудоустройству участников Программы;
сокращению численности безработных;
сокращению численности непродуктивных самостоятельно занятых;
сокращению численности малообеспеченного населения (получателей адресной социальной помощи).

27. Реализация инфраструктурных проектов, кроме объектов республиканской собственности, осуществляется при условии софинансирования не менее 10% со стороны местных исполнительных органов.
Отбор инфраструктурных проектов и распределение средств осуществляется местными исполнительными органами самостоятельно. Не менее 70% выделенных средств для реализации новых инфраструктурных проектов направляется в сельскую местность.

28. Отбор по новым инфраструктурным проектам будет осуществляться в соответствии с методикой, разработанной центральным уполномоченным органом по развитию регионов по согласованию с администраторами бюджетных программ.

29. Центры занятости населения для трудоустройства на инфраструктурный проект направляют участников Программы, проживающих в данном районе (городе), к работодателю, который по итогам государственных закупок определен подрядчиком. Для городов Астаны и Алматы возможно использование временной прописки.

30. Механизм реализации:
1) центральные государственные органы, имеющие на балансе социально-культурные объекты республиканской собственности, акимы областей, городов Астаны и Алматы, исходя из выделенных общих лимитов финансирования, осуществляют отбор инфраструктурных проектов для реализации в рамках Программы с учетом:
потенциала социально-экономического развития городов и сельских населенных пунктов (высокий или средний);
наличия проектно-сметной документации на строительство, капитальный ремонт объектов, прошедшей государственную экспертизу;
наличия дефектной ведомости, сметной документации, сметы расходов на объем выполняемых работ, средний и (или) текущий ремонт которых планируется осуществить в рамках инфраструктурных проектов;
количества создаваемых рабочих мест, трудоустройства на них в приоритетном порядке участников Программы и размера среднемесячной заработной платы, согласованного с местным уполномоченным органом по вопросам занятости;
2) инфраструктурные проекты, предлагаемые для реализации, предоставляются акимами областей, городов Астаны и Алматы на рассмотрение администратору республиканской бюджетной программы с приложением требуемой технической документации в соответствии с действующим законодательством, количества создаваемых рабочих мест и обоснованием выбора инфраструктурных проектов;
3) в ходе рассмотрения проектов администратор республиканской бюджетной программы проверяет проекты на соответствие приоритетам направлений, предоставленную техническую документацию, количество создаваемых рабочих мест. После согласования проекта с оператором Программы в части создания рабочих мест, готовит соответствующее заключение;
4) финансирование предусмотренных на реализацию инфраструктурных проектов администраторами республиканских и местных бюджетных программ осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством Республики Казахстан;
5) центральные государственные и местные исполнительные органы обеспечивают предоставление рабочих мест при реализации инфраструктурных проектов, в том числе на объектах республиканской собственности не менее 30% рабочих мест при строительстве, не менее 50% при текущем и капитальном ремонте, благоустройстве для участников Программы, проживающих в районе (в городе), где реализуется инфраструктурный проект по направлениям центров занятости населения.
В случае отсутствия необходимых трудовых ресурсов в данном районе (городе), где реализуется инфраструктурный проект, привлечение извне допускается при условии письменного согласия центров занятости населения районов (городов);
6) потенциальные участники Программы, желающие и имеющие возможность принять участие в реализации инфраструктурных проектов, обращаются в центры занятости населения с заявлением на участие в Программе и представляют необходимые документы;
7) центр занятости населения принимает решение о включении заявителей в состав участников Программы с учетом потребности работодателей, реализующих инфраструктурные проекты, в трудовых ресурсах;
8) между участником Программы и центром занятости населения заключается социальный контракт;
9) участники Программы направляются центром занятости населения для трудоустройства на созданные рабочие места в рамках реализуемых инфраструктурных проектов;
10) выполнение условий социального контракта контролируется центром занятости населения.
Сведения об участниках Программы и работодателях, участвующих в реализации инфраструктурных проектов в рамках Программы, размещаются в автоматизированной информационной системе "Занятость" единой информационной системы социально-трудовой сферы;
11) администраторы республиканских бюджетных программ в пределах своей компетенции проводят мониторинг реализации инфраструктурных проектов, реализуемых в рамках Программы.
Порядок перечисления целевых трансфертов на развитие в рамках данного направления осуществляется в соответствии с Правилами исполнения бюджета и его кассового обслуживания, утвержденными постановлением Правительства Республики Казахстан от 26 февраля 2009 года №220.

4.3.4. Второе направление: создание рабочих мест через развитие предпринимательства и развитие опорных сел

31. Второе направление предусматривает стимулирование предпринимательства и повышение экономической активности через организацию или расширение собственного дела, комплексное развитие опорных сельских населенных пунктов.
Второе направление состоит из следующих компонентов:
1) поддержка частной предпринимательской инициативы;
2) комплексное развитие опорных сел.

4.3.4.1. Поддержка частной предпринимательской инициативы

32. Реализация данного компонента осуществляется в селах со средним и высоким потенциалом развития, независимо от их административной подчиненности, малых городах, поселках, находящихся на территориях городской административной подчиненности.

33. Для лиц имеющих право на участие, оказываются следующие виды государственной поддержки:
1) бесплатное обучение основам предпринимательства с предоставлением материальной помощи на проезд и проживание, содействие в разработке бизнес-плана;
2) предоставление микрокредитов;
3) предоставление сервисных услуг по сопровождению проекта (маркетинговые, юридические, бухгалтерские и другие виды услуг) сроком до одного года;
4) развитие и/или сооружение недостающих объектов инженерно-коммуникационной инфраструктуры и/или приобретение сопутствующего технологического оборудования для инженерно-коммуникационной инфраструктуры, в том числе для развития отгонного животноводства.

34. Условия участия, а также предоставления мер государственной поддержки участникам Программы определяются в Правилах организации и финансирования государственной поддержки развития предпринимательства лицам, участвующим в активных мерах содействия занятости.

35. Порядок организации и проведения конкурса, условия отбора и предоставления кредитных ресурсов микрофинансовым (микрокредитным) организациям и кредитным товариществам, мониторинг целевого использования выделенных кредитных ресурсов в рамках данного компонента, определяются в Правилах кредитования микрофинансовых (микрокредитных) организаций и кредитных товариществ на конкурсной основе.

36. Обучение основам предпринимательства и оказание сервисных услуг.
Обучение основам предпринимательства и оказание сервисных услуг осуществляется за счет целевых трансфертов из республиканского бюджета.
Обучение основам предпринимательства участников Программы осуществляется бесплатно. В случае нахождения организации, обеспечивающей обучение основам предпринимательства за пределами постоянного местожительства, участникам Программы выплачивается материальная помощь на проезд и проживание. Участникам Программы, обучающимся основам предпринимательства оказывается содействие в разработке бизнес-плана.
Сервисные услуги оказываются организацией, проводившей обучение основам предпринимательства посредством проведения консультаций.
Определение организации для проведения обучения основам предпринимательства и оказания сервисных услуг участникам Программы осуществляется в соответствии с законодательством о государственных закупках.

37. Условия микрокредитования:
1) бюджетный кредит из республиканского бюджета предоставляется местному исполнительному органу на 5 лет на принципах возвратности, срочности и платности с годовой ставкой вознаграждения 0,01%;
2) целевое назначение бюджетного кредита – организация или расширение собственного дела;
3) кредит не предоставляется на потребительские цели, погашение предыдущих займов и на приобретение жилой недвижимости, а также на осуществление деятельности в сфере торговли;
4) срок кредитования – не более 5 лет;
5) максимальная сумма кредита не может превышать 3 млн. тенге;
6) конечному заемщику, микрофинансовым (микрокредитным) организациям и/или кредитным товариществам по кредиту может быть предоставлен льготный период по погашению основного долга сроком не более одной трети продолжительности срока кредитования;
7) для микрофинансовых (микрокредитных) организаций и/или кредитных товариществ годовая ставка вознаграждения по кредитам, предоставляемым уполномоченной региональной организацией, устанавливается по согласованию с региональной комиссией, исходя из ставки вознаграждения по кредитам, установленной для уполномоченной региональной организации и ее планируемых расходов, связанных с организацией кредитования;
8) максимальная годовая эффективная ставка вознаграждения по кредитным ресурсам для конечного заемщика устанавливается уполномоченной региональной организацией по согласованию с региональной комиссией;
9) максимальная годовая эффективная ставка вознаграждения по кредитным ресурсам для конечного заемщика, предоставляемым уполномоченной региональной организацией, имеющей статус финансового агентства, устанавливается по согласованию с региональной комиссией.

38. Условия развития инженерно-коммуникационной инфраструктуры.
Разработка проектно-сметной документации и проведение государственной экспертизы на развитие и/или сооружение недостающих объектов инженерно-коммуникационной инфраструктуры, составление локальной сметы на ремонт объектов и приобретение сопутствующего технологического оборудования осуществляется за счет целевых трансфертов из республиканского бюджета.
Развитие инженерно-коммуникационной инфраструктуры предполагает подведение недостающей инфраструктуры к имеющимся системам: дорогам, канализации, тепло- и водоснабжению, газоснабжению, телефонным и электрическим сетям для проектов, реализуемых участниками в рамках Программы.
Развитие и/или сооружение недостающих объектов инженерно-коммуникационной инфраструктуры и приобретение сопутствующего технологического оборудования для инженерно-коммуникационной инфраструктуры, в том числе для развития отгонного животноводства, осуществляется местными исполнительными органами за счет целевых трансфертов из республиканского бюджета, на основе определенных технических условий или утвержденной в установленном законодательством порядке проектно-сметной документации и бизнес-предложений.

39. Местные исполнительные органы самостоятельно определяют уполномоченный орган по развитию и/или сооружению недостающих объектов инженерно-коммуникационной инфраструктуры и приобретению сопутствующего технологического оборудования для инженерно-коммуникационной инфраструктуры, в том числе для развития отгонного животноводства.
При этом, стоимость строительства или реконструкции объектов инфраструктуры и приобретаемого сопутствующего технологического оборудования для инженерно-коммуникационной инфраструктуры, в том числе для развития отгонного животноводства, определяется без учета стоимости разработки проектно-сметной документации и стоимости проведения государственной экспертизы и не должна превышать 3-х млн. тенге на одного участника Программы, независимо от суммы выдаваемого кредита.
Подведение недостающей инфраструктуры должно соответствовать генеральному плану развития населенного пункта (на селе – локальным схемам инженерно-коммуникационных сетей) и может быть направлено на обеспечение одного или нескольких проектов.
Подведенная инженерная инфраструктура передается на баланс коммунальной собственности местных исполнительных органов.
Приобретаемое сопутствующее технологическое оборудование для инженерно-коммуникационной инфраструктуры, в том числе для развития отгонного животноводства, через акты приема–передачи передается в собственность участнику Программы. При этом в течение срока возврата кредита, участник Программы обеспечивает и подтверждает целевое использование сопутствующего технологического оборудования.

40. Механизм предоставления кредитных ресурсов микрофинансовым (микрокредитным) организациям, кредитным товариществам и организациям, имеющим статус финансового агентства:
1) оператор Программы предоставляет местному исполнительному органу бюджетный кредит;
2) местные исполнительные органы районов (городов) с участием акимов сельских округов в соответствии с программами развития территорий:
обеспечивают разработку Карты развития предпринимательства за счет средств местного бюджета, и утверждают ее по согласованию с уполномоченным органом по развитию предпринимательства области;
до утверждения Карты развития предпринимательства микрокредитование участников Программы осуществляется в соответствии с приоритетными направлениями развития предпринимательства региона, определенными региональными комиссиями;
3) местные исполнительные органы областей определяют уполномоченные региональные организации по организации микрокредитования;
4) уполномоченные региональные организации в соответствии с установленными правилами кредитования микрофинансовых (микрокредитных) организаций и кредитных товариществ проводят конкурс по отбору микрофинансовых (микрокредитных) организаций и/или кредитных товариществ для участия в Программе.
Кредитование конечных заемщиков без проведения конкурсов среди микрофинансовых (микрокредитных) организаций и кредитных товариществ может осуществлять сама уполномоченная региональная организация, имеющая статус финансового агентства;
5) между уполномоченной региональной организацией и микрофинансовыми (микрокредитными) организациями и/или кредитными товариществами заключается договор о предоставлении кредита.
В случае, когда уполномоченная региональная организация имеет статус финансового агентства, кредитный договор заключается непосредственно с конечным заемщиком.

41. Механизм предоставления мер государственной поддержки участников Программы по развитию предпринимательства лицам, участвующим в активных мерах содействия занятости:
1) желающие принять участие в первом компоненте второго направления Программы обращаются в центры занятости населения, где их консультируют о возможных вариантах получения микрокредита в рамках Программы;
2) центры занятости населения с лицами, включенными в состав участников второго направления Программы, заключают социальные контракты;
3) центры занятости населения направляют участников Программы в организацию по оказанию сервисных услуг, где обеспечивается их бесплатное обучение основам предпринимательства, содействие в разработке бизнес-плана.
Центры занятости населения обеспечивают выплату материальной помощи на проживание и проезд участнику Программы.
Право на получение микрокредитов имеют лица, ранее прошедшие обучение основам предпринимательства в рамках Программ занятости 2020, Дорожной карты бизнеса 2020, а также лица, расширяющие действующий бизнес;
4) предоставление микрокредитов:
участник Программы при содействии организации по оказанию сервисных услуг разрабатывает бизнес-план проекта и обращается с заявкой на получение микрокредита в уполномоченную региональную организацию со статусом финансового агентства, либо в микрофинансовую (микрокредитную) организацию, получившую право на кредитование участников Программы.
В случае получения микрокредита через кредитное товарищество, участник Программы разрабатывает бизнес-план проекта и обращается в кредитное товарищество, которое участвует в конкурсе по отбору кредитных товариществ, проводимом уполномоченной региональной организацией в соответствии с правилами кредитования микрофинансовых (микрокредитных) организаций и кредитных товариществ на конкурсной основе;
5) участник Программы после получения положительного заключения на получение микрокредита, вправе заключить с организацией по оказанию сервисных услуг договор на предоставление дополнительных услуг по сопровождению проекта (маркетинговые, юридические, бухгалтерские и другие виды услуг) сроком до одного года;
6) развитие инженерно-коммуникационной инфраструктуры:
центры занятости населения при получении положительного заключения от уполномоченной региональной организации, имеющей статус финансового агентства, либо микрофинансовой (микрокредитной) организации или кредитного товарищества, направляют в уполномоченный орган по развитию инфраструктуры списки участников Программы, проекты которых требуют развития и/или сооружения недостающих объектов инженерно-коммуникационной инфраструктуры и приобретения сопутствующего технологического оборудования для инженерно-коммуникационной инфраструктуры, в том числе для развития отгонного животноводства;
уполномоченный орган по развитию инфраструктуры готовит заключение о возможности (или невозможности) и необходимых объемах финансирования объектов инженерно-коммуникационной инфраструктуры, или приобретения сопутствующего технологического оборудования для инженерно-коммуникационной инфраструктуры, в том числе для развития отгонного животноводства и информирует центр занятости населения о принятом решении;
7) по проектам, получившим положительное заключение, между участником Программы и уполномоченным органом по развитию инфраструктуры заключается соответствующий договор;
8) развитие и/или сооружение недостающих объектов инженерно-коммуникационной инфраструктуры осуществляются в соответствии с законодательством об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан;
9) мониторинг реализации предусмотренного договором инфраструктурного проекта возлагается на уполномоченный орган по развитию инфраструктуры.

4.3.4.2. Комплексное развитие опорных сел

42. Комплексное развитие опорных сел направлено на обеспечение целевой продуктивной занятости в сельских населенных пунктах с высоким и средним потенциалом социально-экономического развития за счет концентрации мер государственной поддержки.
Методика определения опорных сельских населенных пунктов разрабатывается и утверждается центральным уполномоченным органом по вопросам регионального развития.

43. В соответствии с разработанной методикой, местные исполнительные органы по согласованию с центральным уполномоченным органом по вопросам регионального развития и оператором Программы определяют перечень опорных сельских населенных пунктов.
Перечень опорных сельских населенных пунктов, определенных для комплексного развития в рамках Программы, рассматривается на МВК.

44. В рамках выработанной стратегии развития опорного села будут применяться все инструменты, предусмотренные в Программе без ограничений, в том числе с возможным применением механизмов государственно-частного партнерства.
За счет этого будет обеспечено:
1) вовлечение в полноценную экономическую активность самостоятельных работников, занятых на личных подсобных хозяйствах;
2) сокращение количества безработных, малообеспеченных;
3) системное развитие опорных населенных пунктов;
4) системное развитие цепочки добавленных стоимостей аграрного сектора, в том числе сопутствующих и вспомогательных производств.

45. Механизм реализации:
1) местные исполнительные органы района в соответствии с законодательством о государственных закупках осуществляют выбор консалтинговой компании для разработки бизнес-модели сельского населенного пункта за счет средств местного бюджета и/или иных источников, не запрещенных законодательством Республики Казахстан;
2) консалтинговая компания определяет и предлагает перспективные направления развития для сельских населенных пунктов;
3) местный исполнительный орган района, консалтинговая компания, аким сельского округа (поселка) обеспечивают рассмотрение перспективных направлений развития для сельского населенного пункта, физических и юридических лиц, желающих принять участие на принципах солидарной ответственности на сходе местного сообщества;
4) консалтинговая компания на основе согласованных на сходе местного сообщества перспективных направлений развития, сельского населенного пункта разрабатывает мастер-план развития, предусматривающий определение оптимальной бизнес-модели, включающей в себя:
предпринимательскую деятельность, ориентированную на конкретного покупателя;
перспективные направления и конкретные проекты, предлагаемые к реализации (крупные, средние и малые проекты);
развитие технологических цепочек (сопутствующих, вспомогательных и обслуживающих производств);
поставщиков сырья, ценовую политику, логистику;
конкурентные преимущества, наличие трудовых ресурсов, их качество, миграционные процессы;
определение необходимой инженерной и социальной инфраструктуры для реализации проектов, определенных в бизнес-модели;
определение потребности средств и этапов реализации;
5) на основании утвержденного местными исполнительными органами районов (городов) мастер-плана, местный исполнительный орган района (города), консалтинговая компания и аким сельского округа (поселка) определяют:
потребность средств на кредитование;
приоритетность и очередность реализации проектов по развитию инженерной и социальной инфраструктуры, исходя из необходимости реализации бизнес-проектов;
6) местными исполнительными органами районов на основе мастер-плана формируется бюджетная заявка, включающая в себя перечень инфраструктурных проектов, планируемых к реализации в соответствии с приоритетами первого направления, потребность в средствах на микрокредитование, обучение основам предпринимательства и сервисное сопровождение.
Местные исполнительные органы района направляют бюджетную заявку для формирования в местные исполнительные органы области;
7) местные исполнительные органы области формируют и направляют бюджетную заявку по инфраструктурным проектам, планируемым к реализации, администраторам республиканских бюджетных программ с приложением требуемой технической документации в соответствии с действующим законодательством, обоснованием выбора проектов;
8) администраторы республиканских бюджетных программ по результатам рассмотрения проектов выносят соответствующие заключения и согласовывают с оператором Программы;
9) администраторы республиканских бюджетных программ направляют бюджетную заявку в уполномоченный орган по государственному планированию;
10) между администраторами республиканских бюджетных программ и местными исполнительными органами областей заключаются соглашения о результатах по целевым трансфертам;
11) между оператором Программы и местными исполнительными органами заключаются кредитные договора.
После заключения соглашений и кредитных договоров местным исполнительным органам перечисляются предусмотренные средства;
12) местными исполнительными органами обеспечивается проведение процедур государственных закупок по реализации инфраструктурных проектов;
13) консалтинговая компания и местные исполнительные органы районов обеспечивают сопровождение мастер-плана на всех стадиях.

46. Дополнительные стимулирующие условия при реализации данного компонента:
1) на одно личное подсобное хозяйство участника Программы, на одного члена сельского потребительского кооператива из числа участников Программы максимальная сумма кредита не может превышать 5 млн. тенге;
2) субсидирование ставки вознаграждения по кредитам, выданным через микрофинансовые (микрокредитные) организации за счет средств предусмотренных в Программе;
3) субсидирование ставки вознаграждения по кредитам банков второго уровня, по кредитам микрофинансовых (микрокредитных) организаций, выданным участникам Программы вне средств Программы для проектов, реализуемых на селе;
4) субсидирование ставки вознаграждения по лизинговым операциям, выданным участникам Программы вне средств Программы для проектов, реализуемых на селе;
5) в сельских потребительских кооперативах будет предусмотрено:
кредитование в денежном и товарном выражении для реализации конкретного проекта;
предоставление грантов на приобретение необходимого оборудования и технологий;
6) реализация функций по субсидированию ставки вознаграждения по кредитам/микрокредитам/лизинговым операциям, для проектов, реализуемых в опорных селах, и предоставление грантов, осуществляется с помощью финансового агента – акционерным обществом "Фонд развития предпринимательства "Даму" (далее – АО "ФРП "Даму").

47. Условия субсидирования ставки вознаграждения по кредитам/микрокредитам/лизинговым операциям.
Субсидирование ставки вознаграждения по кредитам/микрокредитам/ лизинговым операциям, предоставляемым банками второго уровня, микрофинансовыми (микрокредитными) организациями, лизинговыми компаниями, осуществляется по новым проектам в опорных населенных пунктах, в том числе направленным на приобретение и/или модернизацию и/или расширение производства в любых секторах экономики, за исключением оптовой и розничной торговли в соответствии с общим классификатором видов экономической деятельности.
Субсидированию подлежат кредиты/микрокредиты/договоры финансового лизинга, выданные/заключенные только участникам Программы.
Субсидированию не подлежат кредиты/микрокредиты в виде овердрафта, предоставляемые на потребительские цели, погашение предыдущих займов и на приобретение жилой недвижимости.
К новым кредитам/микрокредитам/договорам финансового лизинга относятся кредиты/микрокредиты/ лизинговые сделки, выданные/заключенные с 1 июня 2013 года.
Сумма кредита/микрокредита – до 5 млн. тенге.
Срок кредитования – до 5 лет.
Срок субсидирования – до 5 лет.
Субсидирование ставки вознаграждения может осуществляться по кредитам банков второго уровня с номинальной ставкой вознаграждения не более 14%, из которых 6% оплачивает заявитель, а разницу компенсирует государство.
Субсидирование ставки вознаграждения осуществляется по микрокредитам, выданным участникам Программы микрофинансовыми (микрокредитными) организациями вне средств Программы с номинальной ставкой вознаграждения не более 14%, из которых 6% оплачивает заявитель, а разницу компенсирует государство.
Субсидирование ставки вознаграждения осуществляется по микрокредитам, выданным участникам Программы микрофинансовыми (микрокредитными) организациями за счет средств Программы с номинальной ставкой вознаграждения не более 8%, из которых 6% оплачивает заявитель, а разницу компенсирует государство.

48. Банк или микрофинансовые (микрокредитные) организации, не взимают какие-либо комиссии, сборы и/или иные платежи, связанные с кредитом, за исключением:
1) связанных с изменениями условий кредитования, инициируемых заявителем;
2) взимаемых по причине нарушения заявителем обязательств по кредиту.

49. Субсидирование не может осуществляться по кредитам, выдаваемым на пополнение оборотных средств.
Субсидирование ставки вознаграждения осуществляется по договорам финансового лизинга, выданным участникам Программы лизинговыми компаниями/банками второго уровня вне средств Программы с номинальной ставкой вознаграждения не более 14%, из которых 6% оплачивает заявитель, а разницу компенсирует государство.

50. Банк не взимает какие-либо комиссии, сборы и/или иные платежи, связанные с договором финансового лизинга, за исключением:
1) связанных с изменениями условий финансирования, инициируемых заявителем;
2) связанных с проведением независимой оценки предмета лизинга, страхования предмета лизинга, регистрацией договора залога и снятием обременения;
3) связанных с исполнением договора финансового лизинга (возмещение услуг сторонних организаций, такие как таможенная очистка, услуги регистрации предмета лизинга специальными органами, услуги банков и т.п.);
4) взимаемых по причине нарушения участником Программы обязательств по договору финансового лизинга.

51. Субсидирование не может осуществляться по договорам возвратного лизинга, вторичного лизинга или сублизинга.
Суммы субсидий уплачиваются АО "ФРП "Даму" в тенге по курсу, установленному Национальным Банком Республики Казахстан на дату перечисления сумм субсидий.
Оплата услуг АО "ФРП "Даму" по субсидированию ставки вознаграждения по кредитам/микрокредитам/лизинговым операциям производится за счет средств республиканского бюджета.

52. Механизм субсидирования ставки вознаграждения по кредитам/микрокредитам /договорам финансового лизинга:
1) участник Программы обращается в банк второго уровня/микрофинансовую (микрокредитную) организацию/лизинговую компанию;
2) банк второго уровня/микрофинансовая (микрокредитная) организация /лизинговая компания проводят оценку финансово-экономической эффективности проекта и, в случае положительного решения, направляют уведомление участнику Программы о готовности кредитовать проект/заключить договор финансового лизинга;
3) участник Программы с положительным решением банка второго уровня/лизинговой компании обращается в центр занятости населения, который выносит данный проект на рассмотрение районной (городской) комиссии;
4) участник Программы после получения положительного заключения на получение микрокредита через микрофинансовые (микрокредитные) организации обращается в центр занятости населения, который выносит бизнес-проект на рассмотрение районной (городской) комиссии;
5) районная (городская) комиссия принимает решение о возможности (или невозможности) субсидирования.
Решение районной (городской) комиссии оформляется соответствующим протоколом;
6) центр занятости населения направляет перечень проектов, одобренных районной (городской) комиссией к субсидированию, в микрофинансовые (микрокредитные) организации/ банки второго уровня/лизинговые компании с условиями субсидирования, а также АО "ФРП "Даму";
7) по проектам, имеющим положительное решение банков второго уровня/микрофинансовых (микрокредитных) организаций – по кредитованию/микрокредитованию и районной (городской) комиссии – по субсидированию, банков второго уровня/микрофинансовых (микрокредитных) организаций, участником Программы и АО "ФРП "Даму" заключается договор субсидирования, в рамках которого АО "ФРП "Даму" и участник Программы выплачивают банку второго уровня/микрофинансовым (микрокредитным) организациям соответствующие части ставки вознаграждения;
8) по проектам, имеющим положительное решение лизинговой компании – по заключению договора финансового лизинга и районной (городской) комиссии – по субсидированию, лизинговой компании, участником Программы и АО "ФРП "Даму" заключается договор субсидирования, в рамках которого АО "ФРП "Даму" и участник Программы выплачивают лизинговой компании соответствующие части ставки вознаграждения;
9) между участником Программы и центром занятости населения заключается социальный контракт.

4.3.5. Третье направление: содействие в трудоустройстве через обучение и переселение в рамках потребностей работодателя

53. Третье направление нацелено на обеспечение устойчивой и продуктивной занятости населения путем развития трудового потенциала, содействия в трудоустройстве и повышения профессиональной и территориальной мобильности трудовых ресурсов в рамках потребности работодателя.

54. Третье направление состоит из следующих компонентов:
1) обучение и содействие в трудоустройстве;
2) повышение мобильности трудовых ресурсов в соответствии с потребностью работодателя.

4.3.5.1. Обучение и содействие в трудоустройстве

55. Обучение и содействие в трудоустройстве включает в себя меры, направленные на помощь лицам, имеющим право на участие в трудоустройстве, подготовке, переподготовке и повышении квалификации.

56. В рамках данного направления участникам Программы оказываются следующие виды государственной поддержки:
1) консультация по вопросам профессионального обучения, трудоустройства и профессиональной ориентации;
2) направление на бесплатные курсы повышения квалификации, профессиональной подготовки и переподготовки (далее – профессиональное обучение);
3) предоставление материальной помощи на профессиональное обучение;
4) поиск подходящих вакансий и содействие в трудоустройстве, в том числе на социальные рабочие места и молодежную практику;
5) частичное субсидирование заработной платы физических лиц, трудоустроенных на социальные рабочие места;
6) оплата труда физических лиц, направленных на молодежную практику.

57. Финансирование мер государственной поддержки с 2013 года осуществляется через оператора Программы.
Условия участия граждан и предоставления им мер государственной поддержки, порядок формирования перечня организаций, осуществляющих профессиональное обучение в рамках Программы (далее – перечень), определяются в Правилах организации и финансирования обучения, содействия в трудоустройстве лиц, участвующих в активных мерах содействия занятости, и предоставления им мер государственной поддержки.

58. Профессиональное обучение входит в государственный образовательный заказ, размещаемый в порядке, определенном в Правилах организации и финансирования обучения, содействия в трудоустройстве лиц, участвующих в активных мерах содействия занятости, и предоставления им мер государственной поддержки.
Профессиональное обучение должно проводится на принципах дуальной модели подготовки кадров.
Профессиональная переподготовка и повышение квалификации наемных работников с отрывом или без отрыва от производства осуществляется по заявке работодателей при условии сохранения за участником Программы его рабочего места.

59. Продолжительность профессионального обучения участников Программы устанавливается в зависимости от содержания учебной программы и не должна превышать:
1) при проведении профессиональной подготовки – двенадцати месяцев;
2) при переподготовке – шести месяцев;
3) при повышении квалификации – трех месяцев.

60. Механизм реализации:
1) претенденты на участие в Программе обращаются в центры занятости населения района, города места постоянного проживания с заявлением на участие в Программе и представляют документы в соответствии с Правилами организации и финансирования обучения, содействия в трудоустройстве лиц, участвующих в активных мерах содействия занятости, и предоставления им мер государственной поддержки;
2) центры занятости населения рассматривают представленные документы и принимают решение о включении в состав участников Программы (либо об отказе в этом) на основании проверки соответствия представленных документов предъявляемым требованиям к участникам Программы;
3) участникам Программы центрами занятости населения оказывается содействие в трудоустройстве на существующие в базе данных вакантные рабочие места, либо рабочие места, заявленные работодателями самостоятельно или через частные агентства занятости, на социальные рабочие места с частичным субсидированием заработной платы, а также на рабочие места для прохождения молодежной практики;
4) участники Программы, которые не могут быть трудоустроены из-за отсутствия необходимой профессиональной квалификации, направляются на профессиональное обучение по профессиям (специальностям), а также соответствующим рабочим местам, заявленным работодателями самостоятельно или через частные агентства занятости;
5) отбор претендентов – участников Программы производится работодателем, обеспечивающим трудоустройство отобранных претендентов по завершению профессионального обучения;
6) выбор организаций образования, осуществляющих профессиональное обучение и специальности (профессии) производится участником Программы самостоятельно по согласованию с работодателем;
7) работодатели, предоставляющие постоянные рабочие места для трудоустройства участников Программы:
отбирают претендентов на прохождение профессионального обучения;
согласовывают организацию образования, осуществляющую профессиональное обучение на территории Республики Казахстан, выбранную участником Программы;
согласовывают специальность (профессию) для обучения, с учетом текущей и перспективной потребности, выбранную участником Программы;
8) участники Программы (физические лица):
самостоятельно выбирают организацию образования, осуществляющую профессиональное обучение на территории Республики Казахстан;
выбирают специальность (профессию) для обучения, с учетом текущей и перспективной потребности;
9) отбор претендентов на участие в Программе работодателями производится посредством:
выбора из числа участников Программы, предлагаемых центром занятости населения;
самостоятельного поиска, в том числе через частные агентства занятости;
участия в ярмарках вакансий;
10) претенденты, отобранные работодателями путем самостоятельного поиска, в том числе через частные агентства занятости или на ярмарке вакансий, для участия в Программе обращаются в центры занятости населения района, города места постоянного проживания с заявлением на участие в Программе и представляют документы в соответствии с Правилами организации и финансирования обучения, содействия в трудоустройстве лиц, участвующих в активных мерах содействия занятости, и предоставления им мер государственной поддержки;
11) выбор организации, осуществляющей профессиональное обучение, производится из числа организаций, перечень которых размещается на интернет-ресурсе оператора Программы, а также уполномоченного органа в области образования, аккредитованных объединений субъектов частного предпринимательства при операторе Программы, уполномоченных органов по вопросам занятости и центров занятости населения;
12) центрами занятости населения с участниками Программы, отобранными работодателями для профессионального обучения, заключается социальный контракт, сторонами которого также выступают организация образования и работодатель.
Работодатель и организация образования подтверждают заключение социального контракта путем подачи письменного заявления (уведомления) о присоединении к социальному контракту, заверенного подписью ответственного должностного лица и печатью.
Работодатели, предоставляющие постоянные рабочие места для трудоустройства участников Программы, в заявлении (уведомлении) указывают данные участников Программы, специальность (профессию) по которой планируется организовать их обучение, организацию образования, место прохождения производственной практики и период отработки после завершения обучения.
Организации образования, осуществляющие профессиональное обучение участников Программы, в заявлении (уведомлении) указывают информацию о специальности (профессии), продолжительности и стоимости обучения, возможном месте и условиях прохождения производственной практики;
13) выполнение условий социального контракта со стороны участников Программы, работодателей и организаций образования контролируется центрами занятости населения, со стороны центров занятости населения – уполномоченным органом по вопросам занятости района (города);
14) после завершения профессионального обучения участника Программы работодатели обеспечивают трудоустройство в соответствии с условиями социального контракта.

61. Финансирование обучения лиц, принятых на профессиональную подготовку до 2013 года, будет осуществляться Министерством образования и науки Республики Казахстан до полного завершения обучения указанных лиц.

62. Профессиональное обучение в учебных центрах на предприятиях.
Профессиональное обучение может осуществляться учебными центрами (при производственных предприятиях и организациях), являющимися юридическими лицами и имеющими право осуществлять образовательную деятельность в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
В целях развития и совершенствования системы внутрифирменной (внутрипроизводственной) подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, а также для осуществления возможности участия учебных центров (при производственных предприятиях и организациях) в Программе, работодатели на базе которых функционируют учебные центры, могут осуществлять профессиональное обучение участников Программы.

63. Социальные рабочие места.
Частичное субсидирование государством заработной платы участников Программы, трудоустроенных на социальные рабочие места, осуществляется на срок не более 12 месяцев, при заключении трудового договора на срок, превышающий 6 месяцев субсидирования с полной оплатой заработной платы за счет средств работодателя.
Размер субсидий в месяц на заработную плату с учетом налогов, обязательных социальных отчислений и компенсации за неиспользованный трудовой отпуск составляет:
1) первые 6 месяцев – до 50% заработной платы, но не более 26 тысяч тенге;
2) следующие 3 месяца – до 30% заработной платы, но не более 15,6 тысяч тенге;
3) последующие месяцы – до 15% заработной платы, но не более 7,8 тысяч тенге.

64. Молодежная практика.
Субсидирование заработной платы участникам молодежной практики осуществляется на срок не более 6 месяцев, при заключении трудового договора на срок превышающий 6 месяцев субсидирования с полной оплатой заработной платы за счет средств работодателя.
Размер субсидии в месяц на оплату труда участников Программы, направленных на молодежную практику, составляет 17,2 месячных расчетных показателей (с учетом налогов, обязательных социальных отчислений, компенсаций за неиспользованный трудовой отпуск и банковских услуг). Условия участия граждан в молодежной практике и предоставления им государственной поддержки определяются Правилами организации и финансирования молодежной практики, утверждаемыми Правительством Республики Казахстан.

4.3.5.2. Повышение мобильности трудовых ресурсов в рамках потребности работодателя

65. Повышение мобильности трудовых ресурсов в рамках потребности работодателя осуществляется за счет содействия добровольному переселению граждан Республики Казахстан и обеспечения условий для адаптации молодежи.
Лица, имеющие право на участие и предоставление им мер государственной поддержки, определяются в Правилах содействия повышению мобильности лиц, участвующих в активных мерах содействия занятости, и оказания им мер государственной поддержки.

66. Переезд участников Программы из населенных пунктов с низким потенциалом социально-экономического развития в населенные пункты с высоким потенциалом социально-экономического развития и центры экономического роста осуществляется:
1) внутри одного района;
2) из одного района (города областного значения) в другой район (город областного значения) в пределах одной области;
3) из одной области в другую.

67. Критерии для определения населенных пунктов с низким, средним и высоким потенциалом социально-экономического развития разрабатываются и утверждаются центральным уполномоченным органом по вопросам регионального развития.
В соответствии с разработанными критериями местные исполнительные органы по согласованию с центральным уполномоченным органом по вопросам регионального развития определяют перечень населенных пунктов с низким и высоким потенциалом социально-экономического развития и направляют его оператору Программы.

68. Государственная поддержка участников Программы включает:
1) содействие в трудоустройстве на новом месте жительства;
2) предоставление служебных жилищ;
3) предоставление комнат в общежитиях для трудовой молодежи;
4) предоставление субсидий на переезд;
5) обучение на курсах профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации при необходимости.
Связанные с переездом субсидии включают в себя возмещение расходов на переезд.

69. Граждане, переезд и трудоустройство которых осуществлены работодателем самостоятельно, включаются в состав участников с предоставлением соответствующей государственной поддержки в приоритетном порядке.
Порядок предоставления общежитий для трудовой молодежи, служебного жилища, предназначенного для заселения гражданами Республики Казахстан, участвующими в активных мерах содействия занятости, и пользования им, определяется в Правилах содействия повышению мобильности лиц, участвующих в активных мерах содействия занятости, и оказания им мер государственной поддержки.

70. Механизм реализации:
1) претенденты на участие обращаются в центр занятости населения с заявлением на переезд, прилагая документы предусмотренные Правилами содействия повышению мобильности лиц, участвующих в активных мерах содействия занятости, и оказания им мер государственной поддержки;
2) центр занятости населения рассматривает документы на предмет соответствия критериям отбора на участие, согласовывает с заявителями возможные варианты переезда и направляет документы в региональную или районную (городскую) комиссию в зависимости от места переезда;
3) по итогам рассмотрения документов лиц, подавших заявление на участие в Программе:
региональные комиссии вырабатывают рекомендации о включении (об отказе) в состав участников Программы в отношении граждан, переезжающих с одного района в другой, а также заявки или предложения о включении (об отказе) в состав участников Программы в отношении граждан, переезжающих в другую область;
районные/городские комиссии вырабатывают рекомендации о включении (об отказе) в состав участников Программы в отношении граждан, переезжающих в пределах одного района;
4) на основании решения региональной либо районной/городской комиссии центр занятости населения принимает решение о включении (об отказе) заявителей в состав участников Программы;
5) между лицами, включенными в список участников Программы и центром занятости населения (мест прибытия) подписывается социальный контракт. Социальный контракт, наряду с социальной поддержкой по переезду, включает в себя мероприятия по трудоустройству на новом месте;
6) центральным уполномоченным органом по развитию регионов разрабатываются типовые проекты жилища (индивидуальные или многоквартирные) с учетом сейсмологических зон и характеристик;
7) выполнение условий социального контракта контролируется центром занятости населения.

71. Дополнительные условия реализации компонента "Повышение мобильности трудовых ресурсов" в пилотном режиме.
В Восточно-Казахстанской, Северо-Казахстанской, Кызылординской и Павлодарской областях, а также в регионах, определенных решением МВК, строительство, приобретение, достройка и заселение служебных жилищ осуществляется с участием работодателей.
Выбор мест застройки, возможных вариантов жилья для строительства, приобретения и достройки, в случае софинансирования со стороны работодателя осуществляется с его участием.
При этом, софинансирование со стороны работодателя должно составлять:
1) при строительстве, приобретении и достройке многоквартирного жилья не менее 10% стоимости от общей площади жилья;
2) при строительстве, приобретении и достройке индивидуальных, двух (трех) квартирных жилых домов не менее 10% стоимости от общей площади домов, при этом минимальный размер софинансирования не должен быть менее стоимости одной квартиры жилого дома.Механизм финансирования строительства жилья с участием работодателей определяется в Правилах содействия повышению мобильности лиц, участвующих в активных мерах содействия занятости, и оказания им мер государственной поддержки, утвержденных Правительством Республики Казахстан.

72. Построенные и сданные в эксплуатацию жилища распределяются между государством и работодателем пропорционально вложенным средствам в строительство жилья.
Включение в состав участников Программы осуществляется по направлению работодателей, участвующих в строительстве, приобретении, достройки и заселении служебных жилищ.
В случае, если работодатель самостоятельно обеспечивает строительство жилья для работников, местные исполнительные органы в соответствии с законодательством оказывают содействие в выделении земельных участков для строительства жилья, получении технических условий на подключение, а также подведении и подключении к инженерно-коммуникационной инфраструктуре в соответствии с планом детальной планировки или планом застройки территорий.

5. Мониторинг реализации Программы

73. Для обеспечения целевого использования представленных средств и достижения, предусмотренных Программой результатов (целевых индикаторов) между администраторами республиканских бюджетных программ и местными исполнительными органами заключаются соглашения о результатах по следующим основным параметрам:
1) снижение уровня безработицы;
2) создание рабочих мест;
3) увеличение количества продуктивно занятых в общем числе самостоятельно занятого населения;
4) сокращение в структуре населения доли трудоспособных лиц, проживающих ниже уровня прожиточного минимума;
5) количество участников Программы, охваченных мерами государственной поддержки, в разрезе направлений и компонентов Программы;
6) количество участников Программы, трудоустроенных на постоянные рабочие места, социальные рабочие места и молодежную практику, в том числе из числа прошедших профессиональное обучение;
7) другие показатели.

74. Управление реализацией Программы осуществляется:
1) на уровне республики:
МВК;
оператором Программы;
2) на областном (столичном, города республиканского значения) уровне – региональной комиссией по реализации Программы (далее – региональные комиссии) и уполномоченными органами по вопросам занятости и центрами занятости населения;
3) на районном (городском) уровне – районной (городской) комиссией по реализации Программы (далее – районные (городские) комиссии), уполномоченными органами по вопросам занятости и центрами занятости населения;
4) на уровне сел и аулов – (акимы поселковых/сельских округов) аппаратами акимов данных административно-территориальных единиц.

75. Инструментом организации исполнения Программы являются социальные контракты, определяющие права и обязанности сторон.
Типовые положения региональной, районной (городской) комиссии, формы социального контракта, заявлений (уведомлений) работодателей и организаций образования о присоединении к социальному контракту утверждаются оператором Программы.

76. Оператор Программы осуществляет мониторинг показателей и мероприятий Программы на уровне областей, городов Астаны и Алматы.
Уполномоченные органы по вопросам занятости областей, городов Астаны и Алматы осуществляют мониторинг показателей и мероприятий Программы на уровне районов (городов).
Центры занятости населения и уполномоченные органы по вопросам занятости районов (городов) осуществляют мониторинг показателей и мероприятий Программы на уровне сел и аулов.
Мониторинг исполнения обязанностей участника Программы, определенных социальным контрактом, осуществляется уполномоченным органом по вопросам занятости населения района (города), центром занятости населения.
В пилотных регионах Восточно-Казахстанской, Северо-Казахстанской, Кызылординской, Павлодарской областей, а также в регионах, определенных решением МВК:
1) мониторинг исполнения обязанностей работодателя, определенных социальным контрактом, осуществляется центром занятости населения и организацией образования;
2) мониторинг исполнения обязанностей организаций образования, определенных социальным контрактом, осуществляется центром занятости населения и работодателями.

6. Институциональная организация Программы

77. Управление реализацией Программы имеет вертикальную структуру, в состав которой входят МВК, оператор Программы, региональные и районные (городские) комиссии по реализации Программы на местном уровне, центральные и местные исполнительные органы областного, районного и сельского значения.

78. МВК осуществляет следующие основные полномочия:
1) с 2014 года согласовывает лимиты финансирования и распределения средств по направлениям Программы;
2) осуществляет рассмотрение основных параметров выполнения Программы и заслушивает отчеты центральных и местных исполнительных органов по реализации Программы;
3) вносит на рассмотрение Правительства Республики Казахстан предложения по вопросам, связанным с реализацией Программы.

79. Оператор Программы обеспечивает:
1) нормативное правовое, методическое и информационное сопровождение Программы;
2) подготовку предложений по установлению лимитов финансирования по направлениям Программы;
3) с 2014 года распределение средств по согласованию МВК постановлением Правительства Республики Казахстан по направлениям Программы в разрезе администраторов республиканских бюджетных программ и регионов;
4) мониторинг реализации Программы на основе подписанных с местными исполнительными органами соглашений;
5) разработку и утверждение типовых положений региональной, районной (городской) комиссий, формы социального контракта, заявлений (уведомлений) работодателей и организаций образования о присоединении к социальному контракту;
6) разработку правил ведения мониторинга реализации Программы;
7) разработку программно-аналитического комплекса "Ситуационный центр Министерства труда и социальной защиты населения";
8) разработку автоматизированной информационной системы "Карта занятости регионов".

80. Региональные комиссии:
1) согласовывают списки участников Программы;
2) согласовывают приоритетные направления развития предпринимательства;
3) согласовывают лимиты финансирования Программы по направлениям в разрезе районов и городов;
4) согласовывают размер годовой ставки вознаграждения по кредитам, предоставляемым уполномоченной региональной организацией микрофинансовым (микрокредитным) организациям и кредитным товариществам;
5) согласовывают размер годовой максимальной эффективной процентной ставки по микрокредитам для конечного заемщика;
6) на основании заявок работодателей и предложений региональных комиссий других регионов вносят предложения оператору Программы по переезду участников Программы Республики Казахстан в другую область;
7) заслушивают отчеты местных исполнительных органов областного, городского и районного значения о выполнении Программы.

81. Районные (городские) комиссии:
1) в соответствии с Программой проводят отбор потенциальных участников Программы на основании информации и документов, представляемых центрами занятости населения, и направляют соответствующие предложения на рассмотрение региональных комиссий;
2) согласовывают субсидирование ставок вознаграждения.

82. Местные исполнительные органы областного значения:
1) согласовывают представленные акимами районов и городов проекты и планы мероприятий, реализуемые в рамках Программы;
2) вносят на рассмотрение региональной комиссии и оператора Программы предложения по лимитам финансирования региональных составляющих Программы;
3) по согласованию с уполномоченным центральным органом по региональному развитию определяют перечень населенных пунктов с низким, средним и высоким потенциалом социально-экономического развития, опорных сельских населенных пунктов, утверждают планы переезда участников Программы.

83. Для повышения эффективности работы с населением по усилению мотивации к производительному труду и экономической активности модернизирована служба занятости местных исполнительных органов районного (городского) значения.
Во всех районах (городах) созданы центры занятости населения в форме коммунальных государственных учреждений, работники которых (гражданские служащие) обеспечивают реализацию Программы.

84. Основными задачами центров занятости населения являются:
1) проведение общих процедур: информирование и предоставление консультационных услуг гражданам по вопросам участия в Программе, оказание помощи в подготовке документов, проведение консультации с претендентами с целью изучения их потребностей, проведение оценки нуждаемости претендентов в социальной поддержке, прием документов претендентов на участие в Программе;
2) отбор и распределение потенциальных участников Программы по категориям, в зависимости от статуса и их шансов на рынке труда, оценки нуждаемости в социальной поддержке;
3) подписание социального контракта с участниками Программы, осуществление мониторинга их исполнения и применение санкций в соответствии с законодательством при невыполнении его условий;
4) ведение мониторинга и определение потребности в кадрах местного рынка труда.

85. Центры занятости населения могут иметь представительства в сельских округах, подразделения (или специалистов), занимающиеся вопросами реализации Программы, координацией взаимодействия с работодателями, организациями образования и частными агентствами занятости.
АО "Фонд развития предпринимательства "Даму" осуществляет функции по субсидированию процентной ставки по микрокредитам/кредитам/лизинговым операциям и предоставлению грантов.

7. Информационное обеспечение Программы

86. Информационное обеспечение реализации Программы будет осуществляться на базе Единой информационной системы социально-трудовой сферы (далее – ЕИССТС) путем:
1) автоматизирования бизнес-процессов, выполняемых в рамках Программы для использования базы данных в режиме реального времени;
2) внесение изменений в автоматизированный учет лиц, обратившихся за содействием в трудоустройстве и социальной поддержкой, в том числе участников Программы;
3) использование соответствующей базы данных Республиканского государственного казенного предприятия "Государственный центр по выплате пенсий" для определения доходов участников Программы, что предотвратит нецелевое использование бюджетных средств.
Кроме этого, формируется база учебных заведений профессионального образования и создаются единый информационный портал "Молодежная биржа труда", информационный портал "Работа".

87. Информация о мерах государственной поддержки, оказываемых в рамках Программы, об организациях по оказанию сервисных услуг, услугах и перечне учебных заведений размещается на интернет-ресурсах оператора Программы, а также уполномоченного органа в области образования, аккредитованных объединений субъектов частного предпринимательства при операторе Программы, уполномоченных органов по вопросам занятости и центров занятости населения.

8. Показатели результатов реализации Программы

88. В результате реализации Программы до 2020 года активными мерами содействия занятости будут охвачены до полутора миллионов человек, в том числе не менее 800 тысяч сельских жителей.
Снизится удельный вес неэффективной занятости, уменьшится безработица, повысятся производительность труда, а также доходы населения.

План обеспечения занятости до 2020 года для обеспечения 5% уровня безработицы
Человек

Регионы
Просмотров: 705


Комментариев: 0
Портал ivest.kz - база частных объявлений газеты «Информ Вест», справочник предприятий городов Казахстана и России, новости, недвижимость, электронные версии ряда изданий, сборник кулинарных рецептов. Все замечания и предложения принимаются на info@ivest.kz.
Использование данного веб-портала подразумевает ваше согласие с Правилами пользования.
© 2000-2024 «Информ Вест»
Top.Mail.Ru
×