Правила пользования
Курс ЦБ на 24.04 USD 444.32 up -1.34
EUR 473.33 up -1.25
RUB 4.76 up -0.02
24 апреля Среда, 17:12
восход заход
05:04 21:50 01:58 12:30

«И.Дуванаев: Кыргызстан - блуждающий спутник сбившейся с орбиты?»

Дата: 19.09.12 в 13:17
Мобильная версия Шрифт

Кыргызстан во внешней политике словно спутник, который сбился с орбиты и блуждает в бесконечном пространстве в поисках своего пути. Во время такого бесцельного маршрута мы мечемся, огибая одну планету за другой. При этом небесные тела, согласно законам гравитации, манят нас своим притяжением, но при сближении отторгают. Так мы и вынуждены скитаться по просторам Вселенной...

Внешняя оболочка политики

С обретения Кыргызстаном независимости прошло достаточно времени, чтобы выстроить курс внешней политики и определиться со своими ориентирами. Но насколько нам это удалось, пока не ясно. Во всяком случае, судя по торгово-экономической и кредитно-денежной политике государства, во главе угла которого лежит зависимость от инвесторов, мы все еще далеки от идеала.

В качестве приоритета КР всегда рассматривала современные сверхдержавы. Этот курс был заложен еще первым президентом республики Аскаром Акаевым, который выстраивал отношения и с Россией, и с США, и с Китаем. В какой-то степени ему это удавалось. Глава государства объединил интересы трех китов в самом центре Евразии - Кыргызстане. С другой стороны, присутствие держав на маленьком "островке демократии" обусловлено их геополитическими интересами в Центральноазиатском регионе.

Но такая "сверхгибкая" политика может выйти боком нашему государству. На дипломатическом поле мы просто обязаны развивать со всеми мировыми лидерами надежное и плодотворное партнерство. Но прогибаясь под кого-то, мы рискуем в конечном итоге оказаться в рабстве. В какой-то мере это уже произошло, учитывая нашу зависимость от тех государств, которые привыкли гнуть под себя слабые страны.

Индивидуальный подход

В оценке своих приоритетных направлений во внешней политике Кыргызстан уже давно сделал выбор. Россия, вне всякого сомнения, является нашим главным стратегическим партнером. В наших взаимоотношениях в последнее время были шероховатости, но сейчас уровень сотрудничества вышел на новый виток. Визит Владимира Путина в Кыргызстан - лишнее тому подтверждение. С РФ нас объединяет ряд обязательств, в том числе и долговых. Приезд российского лидера может не только решить эту острую для нас проблему, но и заложить в рамках совместных крупных проектов основу для серьезной работы в сфере гидроэнергетики.

С переменным успехом складывались отношения Кыргызстана и с США. Мы были первыми, кто 11 лет назад откликнулся и предоставил Америке территорию для развертывания в нашей республике военной базы в рамках антитеррористической кампании "Несокрушимая свобода". Это положило начало союзничеству с гостями из-за океана, которые стали рассматривать нас как полномочного представителя США в Центральной Азии. За такую активную помощь в противодействии международному терроризму американцы стали оказывать посильную поддержку, направляя в наш государственный бюджет средства за размещение авиабазы.

С могучим соседом Китаем у Кыргызстана сложились очень тесные торгово-экономические отношения. В результате чего мы оказались центром реэкспорта китайских товаров. А недавнее соглашение по строительству железной дороги Китай - Кыргызстан - Узбекистан открывает новую эпоху в партнерстве между нами. У Поднебесной имеются стратегические планы по разработке кыргызских месторождений, не говоря о постоянном инвестировании КНР в отечественную экономику.

Многовекторные шаги

Впрочем, несмотря на деловое партнерство, в отношениях Кыргызстана с большими игроками мировой политики все же присутствует негатив. Сюда можно отнести зависимость от российского ГСМ, которую Россия может использовать как инструмент давления, разбирательства вокруг Центра транзитных перевозок и его судьба после 2014 года, что США уже применяет как демотиватор, а также торговая экспансия Китая, отчего наша экономика сильно зависит от реэкспорта.

Похоже, для выработки основных принципов внешней политики на помощь государству должно прийти экспертное сообщество. По мнению члена ОНС МИД Искендера Шаршеева, безопасность КР и его экономическое благополучие возможны только в том случае, если республика официально объявит политику многовекторности и обеспечит присутствие капитала США, РФ и КНР на своей территории. "В этой связи крайне целесообразно на юридически грамотных условиях отдать вожделенный для РАО ЕЭС сектор кыргызской энергетики россиянам. Одновременно отдать инвесторам из КНР - в обмен не на месторождения, а на управление - строительство железнодорожной инфраструктуры. Вполне логично и далее предоставлять аэропорт "Манас" под логистический центр США и попробовать привлечь из Америки таких серьезных инвесторов, как Microsoft, Oracle, Trump inc", - подчеркивает аналитик.

Как считает эксперт, кыргызская экономика не имеет другого пути, кроме того как стать виртуальной. "Кыргызстан не имеет выхода к морю, судоходных рек, интегрированной со всеми его областями системы железных дорог с выходом в соседние страны (кроме Казахстана и России). Это паралич. Но Кыргызстан имеет два других моря - воздушное, в котором нам надо обеспечить себе преимущество, и море Интернета, стирающее границы для интеллектуальных видов бизнеса, - отмечает Искендер Шаршеев. - Экономическая интеграция в глобальное мировое бизнес-пространство - единственный выход для экономики КР и ее территориальной безопасности".

При этом специалист выделяет альтернативные пути выхода из ситуации. "Ввоз и вывоз производимого или реэкспортируемого товара возможны автомобильным и воздушным путями. В свою очередь, это удорожание товара, снижение рентабельности. Из данной ситуации вытекают две серьезные проблемы, которые должно решить руководство страны: найти способ удешевления грузоперевозок товаров минимум по трем географическим направлениям и снизить зависимость от российской нефти", - заключает аналитик.

МИД бдит?

Как и в любом государстве, в КР проводником государственной политики во внешнем мире выступает Министерство иностранных дел. Как считает экс-глава внешнеполитического ведомства Эднан Карабаев, МИД - такая же часть госаппарата, как и любая другая госструктура. "Так не бывает, что машина в целом не работает, а одно колесо крутится. Если в Кыргызстане кризис госуправления, то, естественно, это сказывается и на МИДе. Если внешняя политика государства относительна, то и внешнеполитическое ведомство будет так же работать. И дело не в профессиональных качествах наших дипломатов, а в том, что у них просто связаны руки", - убежден дипломат.

По его словам, в стране развитие сотрудничества по многим направлениям не осуществляется на уровне высшего эшелона власти. "Вот и сводят работу дипломатов к поздравительным открыткам. Я уже не говорю о том, что мизерное финансирование не позволяет нормальные командировки ни центральному аппарату, ни посольствам. Как в таких условиях можно вести переговоры или продвигать наши позиции в мире? А самые низкие зарплаты в СНГ и отсутствие социального пакета заставляют искать работу в более обеспеченных ведомствах", - аргументирует Эднан Карабаев.

Такую позицию не разделяет Искендер Шаршеев. Он считает, что у госоргана нет собственной концепции внешней политики. "МИД заявляет, что, согласно законодательным и нормативным актам и Закону "О государственной службе", там запрещена любая самостоятельность и инициативность в плане определения и формулировки внешней политики государства. Может, оно и правильно. Однако если идти от обратного, то можно прийти к выводу, что такой долгосрочной концепции нет и у высшего руководства республики", - говорит Искендер Шаршеев.

Млечный путь

Как бы ни складывалась архитектура внешней политики страны, Кыргызстану необходимо наращивать и укреплять свои позиции на мировой арене. Несомненно, этому серьезно препятствует слаборазвитая экономика, что делает государство изначально зависимым от кого-то. Но гордость, о которой в последнее время все чаще заявляет президент Алмазбек Атамбаев, у нас никто не в силах отнять. Пожалуй, это единственное наше качество, чтобы заслужить признание и уважение у более развитых и могущественных государств. Но при этом чрезвычайно важно соблюдать последовательность в действиях и достойно заявлять о себе, чтобы не допустить глупостей, которых мы достаточно совершили в последнее время, чтобы потерять своих партнеров и потеряться самим в системе координат...

Ислам ДУВАНАЕВ

Источник - 24kg.org
Постоянный адрес статьи - http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1348039020

Просмотров: 447


Комментариев: 0
О компании О проекте Источники новостей Предложить ленту Реклама на сайте Реклама в газете Контакты Наши партнеры
Портал ivest.kz - база частных объявлений газеты «Информ Вест», справочник предприятий городов Казахстана и России, новости, недвижимость, электронные версии ряда изданий, сборник кулинарных рецептов. Все замечания и предложения принимаются на info@ivest.kz.
Использование данного веб-портала подразумевает ваше согласие с Правилами пользования.
© 2000-2024 «Информ Вест»
Top.Mail.Ru
×