Правила пользования
Курс ЦБ на 29.03 USD 448.15 up -1.43
EUR 483.46 up -3.48
RUB 4.86 up 0
29 марта Пятница, 18:28
восход заход
05:04 21:50 01:58 12:30

«М.Шайкемелов: Идеал - формирование казахстанской нации»

Дата: 13.08.12 в 02:01
Мобильная версия Шрифт

Традиции против современности
Барьеры на пути социальной модернизации Казахстана

В средствах массовой информации уже появилось множество откликов и комментариев в поддержку программной статьи Нурсултана Назарбаева "Социальная модернизация Казахстана: двадцать шагов к Обществу всеобщего труда". Однако при ближайшем ознакомлении становится очевидным, что многие авторы лишь ограничиваются простым перечислением намеченных президентом целей. И в этом есть определенная опасность того, что суть задач, очерченных главой государства, будет выхолощена бездумным одобрением.

Под прессингом маргинализации

Сегодня нам как воздух нужна идеологическая поддержка модернизационных процессов. Поэтому президент отмечает возрастающую роль научных исследований в данной сфере: "…Социальные процессы должны скрупулезно исследоваться. Решения по социальным вопросам должны быть просчитаны, научно обоснованы, приниматься заблаговременно, т. е. до их перехода в плоскость социальных проблем и конфликтов. Поэтому надо настроить на адекватную работу государственные научно-экспертные структуры и оказать содействие развитию негосударственного аналитического сектора".

Социальная сфера, по мнению Н.Назарбаева, является отстающей в сравнении с экономической и политической составляющими. Каковы глубинные причины этого отставания? Главная из них, по-видимому, кроется в кардинальной трансформации самого типа межличностных отношений, который остался в наследство от прежней социально-политической системы. К сожалению, в процессе модернизации государство пока недостаточно регулирует ее этические и социально-психологические аспекты, которые растворяются в стратегических задачах, направленных на то, чтобы в сжатые сроки "догнать" передовые государства. При осуществлении "догоняющих" реформ недостаточно учитываются существующие ценности и приоритеты, степень информированности и готовности к восприятию рыночной идеологии сельским, преимущественно казахскоязычным, населением. Потому и вопросы идеологии в обществе, которое находится под постоянным прессингом процессов маргинализации (невостребованности прежних идеологем и стихийного формирования новых), должны фокусироваться на проблемах социализации и интеграции внутренних и внешних мигрантов.

У Казахстана должны быть собственные национальные интересы, приоритеты, своя методология, в том числе и в сфере социальной модернизации. Мы, как и Россия, находимся на стадии предмодерна, тогда как Запад, объективно пребывающий в постиндустриальной стадии, пытается осознать себя в роли локомотива постмодернист­ской эпохи. В связи с этим отставанием мы постоянно пребываем в состоянии "догоняющих" процесс глобализации, одновременно стремительно отдаляясь от традиции. Помимо положительных аспектов модернизации, которые позволяют государству осуществить экономический рывок и поднять общее благосостояние граждан, существуют и ее побочные проявления. В казахстанском варианте это процессы маргинализации населения, т.е. появление большого количества людей, оторванных от своих прежних социальных групп. Специфические черты данного явления определяются нахождением индивидов вне своей социальной группы, что вызвано масштабной миграцией и урбанизацией сельского населения, а также разрывом с групповыми социокультурными нормами, присущими казахскому аулу.

Конфликтный потенциал

В современных условиях традиционное сознание поставлено перед индивидуальной ответственностью за события собственной жизни – безработица, недостаточный уровень образования и квалификации, неконкурентоспособность, отсутствие в городе привычного для аула института наставничества, разводы и разделение семей, усложнение ролевых задач и т.д. Тем не менее постепенно, через шоковую терапию, вырастает самостоятельность в принятии решений, планировании собственной судьбы. Процесс этот сопровождается насильственной ломкой и отказом от преж­них коллективистских ценностей. Патримониальная, патерналистская логика терпит крах, но при этом не исчезает из структуры бытия и мышления. Во многом этим объясняется нежелание и неумение брать на себя индивидуальную ответственность за результаты собственных действий.

Процесс урбанизации, вымывания сельского населения – это закономерный, объективный процесс, который невозможно приостановить. В большинстве развитых стран, как известно, в сельской местности проживает менее 10% населения. А у нас фактически половина. Таким образом, длительный процесс урбанизации нам обеспечен на десятилетия вперед. Соответственно и родовые ценностные ориентации традиционного мышления казахов как основных представителей сельского населения, переселяющегося в города, в весьма долговременной перспективе будут определять социально-психологический каркас нового облика городского социума. В подобных реалиях сложно ожидать безболезненной социоадаптации основной массы вынужденных переселенцев, и уж тем более их успешной самостоятельной интеграции в устоявшуюся городскую структуру. Обделенные вниманием массы вынужденных мигрантов, размывающие устоявшиеся социально-психологические основы городского социума, являются постоянным источником социальной дезинтеграции. Если они в дальнейшем будут оставаться предоставленными самим себе, то при определенных условиях они могут стать удобным объектом для различного рода манипуляций. Невозможно себе представить, что данная категория граждан, основной задачей которой является элементарное выживание в реалиях чуждой им по духу среды, будет способна самостоятельно организоваться в горизонтальные гражданские структуры, цивилизованно добивающиеся реализации собственных гражданских прав. Скорее здесь просматривается другой сценарий: люмпенизированные и пауперизированные массы, готовые стихийно сгруппироваться под лозунгами защиты своих социальных прав – на землю, жилье, работу и т. д.

Поэтому все социальные процессы, согласно идее президента, долж­ны стать управляемыми, просчитанными и выверенными. А для этого, формируя модернизационные программы, государство обязано учитывать специфику ценностных приоритетов различных социальных групп казахстанского общества. Традиционный тип мышления, носителями которого являются "новые горожане", не может конкурировать с иными типами мышления – более "целесообразными", открытыми новым идеям, способными очень быстро осваивать новые поведенческие формы и оперативно отвечать на кризисные ситуации и вызовы времени. Неконкурентоспособные, отжившие элементы традиционного мышления должны трансформироваться, уступая место культу знаний, умений и профессионализма. И государство должно выступать в этом процессе партнером, а не ментором.

Попадая в городские условия, носитель традиционного мышления с огромным трудом начинает осознавать свои собственные интересы, отличные от прежних общинно-групповых. И хотя сегодня мы видим, что казахи достаточно успешно осваивают совершенно новые для них социальные и профессиональные ниши, тем не менее процессы их социализации и интеграции отчетливо обнажают неэффективность архаического мышления в изменившихся условиях. Хотим мы этого или нет, борьба "традиции" и "современности" в процессе модернизации продолжится. И от того, насколько управляем будет этот социальный процесс, зависят конкурентоспособность и успешность нашего государства.

Дети и внуки "новых горожан" без вмешательства государства все равно усвоят законы мегаполиса, которые рискуют стать для многих законами прогрессирующего девиантного поведения и восприятия реакционной, чужеродной идеологии. Поэтому многие попытки модернизировать традицию в реальности натыкаются на действие скрытых механизмов торможения, зачастую маскирующихся под благие намерения сохранения этнокультурной идентичности. Тем не менее невозможно отрицать, что существуют традиционные, ментальные черты, от которых в век "информационных технологий" просто необходимо избавляться. Проиллюстрируем это, обратившись к цитате из статьи президента: "Ведь почему, например, Европа живет богато? Потому что там с давних времен научились искусству бережливости. А у нас часто хотят друг другу, как говорится, пыль в глаза пускать. Какая уж тут бережливость!". То есть необходимо не просто признать непозволительной роскошью те элементы расточительности, которые несет в себе традиционное мышление, но и на ярких примерах пропагандировать и культивировать модели бережливого отношения к собственным ресурсам и ресурсам страны.

Главный объект – молодежь

Социально-культурный "конфликт" города и аула является лишь видимой частью основополагающего противоречия между либерализмом и консервативным традиционализмом и требует системного, научного подхода в своем разрешении. В связи с этим создание условий для реализации новейших механизмов социализации и социоадаптации огромной массы людей, оторванных от своих преж­них социальных групп, и этнических репатриантов, – это важнейший тренд современного этапа социальной модернизации. Государство при этом решает целый ряд задач. Во-первых, снимаются вопросы трудоустройства молодых специалистов путем создания привлекательных условий работы и проживания в сельской местности. Во-вторых, решаются проблемы занятости и социального обустройства аулов. В-третьих, ослабляется давление вынужденных мигрантов и репатриантов на социальную инфраструктуру городов, которая не справляется с их наплывом. В первую очередь это касается молодежи, как главного субъекта модернизационных процессов. И хотя рост численности населения, судя по данным последней переписи, фактически стабилизировался, сегодня молодые люди в возрасте до 27 лет составляют примерно треть населения Казахстана.

Социальная модернизация в идеале должна предполагать создание механизмов "социальных лифтов", включающих в себя постепенное и гарантированное продвижение способной и креативной молодежи на вершины социальной пирамиды. В построении системы социальной мобильности нам необходимы не только новации в виде заимствования отдельных элементов японской системы "пожизненного найма", но и использование многих элементов советского опыта, доказавшего свою жизнеспособность. Типичный пример – биография нашего президента, прошедшего последовательно все ступени трудовой деятельности: от рабочего-металлурга до первого лица в государстве. Или, скажем, могло ли в советские времена даже помыслиться, чтобы двадцатипятилетний молодой человек без жизненного и профессионального опыта стал руководителем крупного ведомства или прокурором?

Нуждается в существенной доработке и механизм государственного тестирования, который менее всего должен зависеть от прихотей чиновников. Как отметил президент, для этого постепенно вводится система электронного правительства, чтобы обеспечить максимальную прозрачность социально-экономических процессов и свести к минимуму контакты чиновников с гражданами и организациями, решающими лицензионные и прочие разрешительные вопросы. "Также можно изучить возможности создания системы электронной оценки гражданами эффективности работы акимов всех уровней, местных чиновников и органов местного самоуправления. Мест­ные власти должны быть под самым пристальным вниманием общества!"

Основным уроком так называемых "цветочных революций", феномена "арабской весны" является то, что их причинами стали не сами по себе отдельные факты безработицы, коррупции или социальной несправедливости, а отсутствие у молодежи ощущения своей сопричастности к решению государственных задач, к общественно-политическим процессам. Тогда как на молодых людей всего мира благодаря глобализации и Интернету обрушивается гламурный кодекс постиндустриального общества с его гедонистической моралью ежеминутных удовольствий, жизнью в кредит, рисками, нестабильностью, индивидуальной ответственностью и рыночным принуждением. Происходит формирование новых моделей поведения и реализации себя как личности, где этнокультурная идентичность теряет свое прежнее значение и интернационализируется.

Тем не менее идеалом для нас должна оставаться задача по формированию казахстанской нации. Важнейшей ценностью, являющейся залогом развития остальных, по-прежнему является единство народа Казахстана, которое должно обеспечиваться совместными усилиями всех социаль­ных групп и этносов республики.

Мухтар ШАЙКЕМЕЛЕВ

10.08.2012

Источник - camonitor.com
Постоянный адрес статьи - http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1344801660

Просмотров: 340


Комментариев: 0
О компании О проекте Источники новостей Предложить ленту Реклама на сайте Реклама в газете Контакты Наши партнеры
Портал ivest.kz - база частных объявлений газеты «Информ Вест», справочник предприятий городов Казахстана и России, новости, недвижимость, электронные версии ряда изданий, сборник кулинарных рецептов. Все замечания и предложения принимаются на info@ivest.kz.
Использование данного веб-портала подразумевает ваше согласие с Правилами пользования.
© 2000-2024 «Информ Вест»
Top.Mail.Ru
×