Фото предоставлено автором
Интересная дискуссия у меня вышла на недавнем
эфире с председателем Сургутской Думы Надеждой Краснояровой
после того, как он обнародовала выдержки из утвержденного ровно 30 лет назад
генерального плана Сургута. В частности, в течение 25 лет (это определенный
законом базовый «срок годности» генплана) население города предполагалось
увеличить с 283 тысяч до 400-450 тысяч человек. За счет, внимание: 1) строительства
нефтехимического комбината с численностью работников 4-5 тысяч и населения,
связанного со строительством, 34 тысячи; 2) включения
в состав городской черты (соответственно, города) поселков Белый Яр, Барсово и
Солнечный. Также генеральным планом Сургута предполагалось вывести
селитебные территории (то есть застройку жильем и объектами соцкультбыта без
устройства санитарно-защитных зон) в пойму Оби и Бардаковки и вынести очистные
сооружения с Заячьего острова в другое место. Надежда Красноярова нашла стратегические задачи генплана от
1991 года во многом выполненными. Город приблизился к запланированной
численности населения в 400 тысяч жителей и на всех парах несется к статусу
полумиллионника, поселки Солнечный, Барсово и особенно Белый Яр «фактически»
образуют единую агломерацию с Сургутом, а скорое продолжение улицы Показаньева
до Белого Яра практически присоединит этот поселок к городу. Строительство в
пойме реки активно ведется. Соглашусь с Надеждой Александровной в том, что за тридцать
лет Сургут преобразился невероятным образом. Но все же результаты этих
преобразований я бы не связывал с формально до сих пор действующим генпланом,
более того, мне представляется, что развитие города шло
вразрез генплану и вопреки его логике, и фундаментальные, стратегические
задачи, которые стояли перед Сургутом 30 лет назад и которые определил
генеральный план, не выполнены либо извращены. Наиважнейший вопрос: за счет чего, а вернее, за счет кого
население города выросло до искомых 400 тысяч человек? Нефтехимкомбината не построено. Более 40 тысяч инженеров,
управленцев, квалифицированных рабочих и обслуживающей интеллигенции не
появилось. Город не поглотил соседние поселки, соответственно, их
население не дало прирост численности Сургута. Промышленные отрасли, формирующие экономическую основу
Сургута, сократились (за исключением Сургутнефтегаза) или исчезли.
Обь-Иртышское пароходство исчезло. Сургутгазпром с 20 тысяч работников ссохся
до двух тысяч. Железная дорога пребывает в том же состоянии, как и 30 лет
назад. Предприятия строительной и пищевой панели за известными исключениями
закрылись. Сургутский аэропорт не стал региональным хабом. Какая отрасль, напротив, демонстрировала безудержный рост?
Торговля. Надежда Красноярова даже употребила термин «гиганты торговли». На
обслуживание этих «гигантов», а не гиганта нефтехимпрома, в Сургут со всех
бедных концов страны и ближней заграницы съехались – нет, не инженеры, не
химики-лаборанты, не слесари шестого разряда, а продавцы, уборщицы, охранники и
таксисты. Этим «новым сургутянам», обеспечившим городу почетные 400 тысяч
жителей, понадобилось жилье, школы, детские сады, больницы. Это спасло от
смерти почти почивший в бозе строительный комбинат и он на ударном
строительстве миллионов квадратных метров превратился в нового лидера по
возведению жилья. Жилье непритязательно, но благодаря госипотеке разлетается
как горячие пирожки, и «новые сургутяне» диктуют все новый и новый спрос. 100 тысяч «новых сургутян» – это значительная цифра. Для 100
тысяч человек нужны новые дороги. Им нужны социальные пособия. Их нужно лечить,
учить, обеспечивать конституционными гарантиями. Таксисты, охранники и
бесконечные торговцы такие же граждане страны, как и все остальные. Не
получилось в их родных регионах, на их родине построить жилье, дороги, больницы
и школы, обеспечить социальными пособиями и добротной медициной, ну так страна
большая, добро пожаловать в Сургут. Непонятно только, почему страна одна и
такая большая, а выжить можно лишь в нескольких городах. 60 лет назад в Сургут тоже слетались со всей страны – здесь
строили нефтяные месторождения, электростанции, вокзал, аэропорт. В Сургут
летели инженеры, организаторы, токари, плотники, каменщики, слесари, пилоты.
Летели умные, толковые, деятельные. Летели созидатели. Так, кстати, в Сургуте
оказался и студент из далекого Львова Леонид
Рокецкий, тот самый Рокецкий,
который в 1991 году уже в качестве председателя Тюменского областного совета
утвердит генеральный план города. И вот мы отмечаем 30 лет нашему генплану. Зашли с застройкой в пойму Оби. Построили два магазина и
миллион шиномонтажек. На перенос очистных сооружений сил и ума уже не хватило. Для этого нужны инженеры. А у нас одни охранники и продавцы.
Тарас Самборский
|