Как мы сообщали ранее, с 1 октября текущего года в Алматы состоялся запуск «Автоматизированной системы учета и оплаты проезда» (АСУОП) в общественном транспорте, включая метрополитен. Данная система уже функционирует по безналичной, бескондукторной форме оплате и является единственным платежным средством в общественном транспорте Алматы. Хотя, признаться честно - не всегда «единственным», особенно, если терминал оплаты не включен или попросту физически уничтожен. Корреспонденты Motor.kz изучили принцип работы системы «от и до», от покупки карты и ее пополнения до оплаты за проезд на маршрутном транспортном средстве.
Что такое «Онай» и как работает?
«Система оплаты картами «Онай» является одной из ступеней реформирования транспортной отрасли. Данное нововведение позволяет получить данные о регулярном пассажирском потоке и вывести теневой оборот поступающих платежей.» - говорится в сообщении представителей ТОО «Транспортный холдинг г. Алматы» и Акимата города Алматы. Карты делятся на 5 типов: обычная, школьная, студенческая, социальная и для ветеранов ВОВ. Проезд по обычной карте стоит 80 тенге, по остальным - 40, стоимость проезда для ветеранов не уточняется. Стоит отметить, что на данный момент нет системы «безлимита», то-есть, «проездные» пока не предусмотрены. Приобрести карту можно вблизи или непосредственно на остановочных комплексах, в киосках, на вокзале или у сотрудников контрольно-ревизионной службы, одетых в фирменные жилеты с символикой «Онай». Внимание! При покупке карты требуйте чек. Без чека сдать карту и получить назад 320 тенге не получится.
Вот так выглядит набор Единой Транспортной Карты. В упаковке карта и инструкция. Для использования карты необходимо удалить серебристую наклейку, она блокирует считывание
На обратной стороне идентификационный номер, который следует вводить в терминалах для пополнения счета
Далее требуется пополнить карту, так как она имеет всего одну поездку. При пополнении следует указать последние 8 цифр с номера карты и внести необходимую сумму. В окне итоговой суммы можно увидеть количество поездок, что очень удобно.
Проверить баланс карты можно в терминалах ДО пополнения счета
Перед выездом на маршрут каждый водитель муниципального общественного транспорта получает персональную карту и схему маршрута
Для активации системы каждый водитель имеет служебную карту, которую перед выездом на маршрут надо также приложить к терминалу
Для оплаты проезда достаточно поднести карту на расстояние менее 10 сантиметров и терминал считает ее данные, далее терминал покажет стоимость поездки и на нем сработает зеленый сигнал в виде галочки
Примечательно, что система имеет «защиту от дурака», которая блокирует повторное использование карты до конца поездки. Теперь за друга заплатить не получится, что с одной стороны хорошо, не получится случайно несколько раз использовать карту, а с другой стороны - теперь всех буквально вынудили покупать карты. Также назревает вопрос - как оплатить провоз багажа?
Небольшое расстояние для считывания карты позволяет использовать карту прямо из бумажников или через карман в одежде
После запуска проекта «Онай» прошло чуть более месяца, посему наши корреспонденты решили узнать мнения пассажиров, а также водителей общественного транспорта города Алматы. Ключевой вопрос звучал так: «Что вы думаете о запуске безналичной системы «Онай»?
«У нас, пенсионеров, плохое зрение. Разглядеть и прочитать информацию о своем остатке денег на карточке, мне тяжело, особенно в переполненном транспорте. По возможности, буду добираться до магазинов и до базара пешком. Не надо мне никакой карты! Думаю, такой шаг наше правительство намеренно делает для изоляции пожилых людей, вроде того, что сидите дома, чтобы транспорт был посвободнее.» - информирует пенсионерка Любовь Валерьевна. «Круто же с проездными было! Мне приходится постоянно пересаживаться. Сейчас заплатил 2800 тенге в месяц и сколько хочешь, столько и ездишь с пересадками. А метро мне и не нужно, далеко на нем не уедешь. По крайней мере пока.» - жалуется студентка Айман Ахметова «Я просто в ужасе оттого, что недавно по новостям сообщили, что трамвай ходить не будет! А это один из видов моего постоянного транспорта. В целом система «Онай» для меня не совсем понятна. Так как я утром и вечером сажусь в общественный транспорт, который всегда переполнен, я не считаю такое решение удобной услугой для населения, а отмена трамвая, мне кажется, надолго усложнила внедрение этой системы», - высказала свое мнение Галия Макашева. «Если я редко езжу на автобусе, все больше пешком. И вдруг нужно срочно куда-то добраться. Деньги в кармане есть, а карты естественно нет. И что? Мне можно про общественный транспорт и не вспоминать? Оплата наличными вообще не предусмотрена? Это, между прочим, нарушает мои права. Сколько была за границей, везде оплата наличными предусматривается. А у нас опять все через одно место.» - сообщила Галина Гунаева.
«Я с одной стороны за «Онай», а с другой - против. Обязали нас теперь за этими аппаратами следить, а если что случится – выплачивать то из своего кармана придется. Откуда у нас такие деньги? Если бы оплачивался достойно тяжелый и ответственный труд водителя общественного транспорта – был бы только за, а пока так...» - опасается Алтай, водитель маршрута №30.
Как видно, опрошенные пользователи общественного транспорта Алматы и простые водители высказали разные точки зрения. Мы же пришли к выводу, что необходимо дополнительное внедрение «Разовой транспортной карты» для того, чтобы жители и гости города, пользующиеся общественным транспортом в редких случаях, имели возможность благополучно оплатить стоимость проезда, не переплачивая при этом 320 тенге и не затрачивая времени на то, чтобы вернуть данную сумму обратно.
| |