Правила пользования
Курс ЦБ на 25.04 USD 443.85 up -0.47
EUR 474.3 up 0.97
RUB 4.8 up 0.04
25 апреля Четверг, 15:21
восход заход
05:04 21:50 01:58 12:30

«На конференции в Сенате обсуждены вопросы профессионально-технического образования»

Дата: 30.09.14 в 00:25
Мобильная версия Шрифт

parlam.kz, 26 сентября

26 сентября Председатель Сената Парламента Республики Казахстан Касым-Жомарт Токаев выступил на научно-практической конференции "О состоянии и перспективах развития системы среднего технического и профессионального образования в Республике Казахстан и мерах по его законодательному обеспечению", организованной Комитетом по социально-культурному развитию и науке Сената Парламента РК.
Открывая конференцию, К.Токаев обратил внимание участников конференции на то, что "профессионально-техническое и высшее образование должно ориентироваться в первую очередь на максимальное удовлетворение текущих и перспективных потребностей национальной экономики в квалифицированных специалистах. Именно такая цель ставится Главой государства в Стратегии "Казахстан-2050".
Законодательная база в области образования в Казахстане постоянно совершенствуется, принята и успешно реализуется Государственная программа развития образования на 2011-2020 годы.
Председатель Сената заявил: "Парламенту и Правительству предстоит активная совместная работа по совершенствованию системы среднего профессионального и технического образования, выведению ее на уровень мировых стандартов и требований". Докладчик призвал изменить устоявшееся мнение в обществе на среднее профессиональное образование, как на образование второго сорта. Наша система профориентации должна нацеливать казахстанскую молодежь на прагматичный подход к жизни и мотивировать ее на обязательное получение рабочих навыков и умений.
По мнению К.Токаева: "Надо прямо сказать: лучше получить техническую специальность и быть востребованным на рынке, зарабатывать деньги на жизнь, чем прозябать с дипломами филолога, юриста, дипломата".
К.Токаев также подчеркнул готовность сенаторов рассмотреть и поддержать законопроект по вопросам образования, предусматривающий обязательное прохождение производственной практики на предприятиях с учетом дуальной системы, предложенный Президентом Н.Назарбаевым на открытии текущей сессии Парламента 2 сентября.
Председатель Комитета по социально-культурному развитию и науке Ахан Бижанов отметил, что в качестве ключевых вопросов профессионально-технического образования является дальнейшее совершенствование системы оплаты труда преподавателей и мастеров производственного обучения, вопрос технической модернизации колледжей, а также усиление взаимодействия с социальными партнерами.
На конференции выступили министр здравоохранения и социального развития Тамара Дуйсенова, министр образования и науки Аслан Саринжипов, председатель правления Национальной палаты предпринимателей Аблай Мырзахметов, вице-президент ТОО "Евразийская группа" Юрий Серебряков, директор колледжа агробизнеса Акмолинской области Кайыргельды Карабаев и другие представители сферы образования и бизнеса, которые внесли предложения по проблемным вопросам в области совершенствования системы профессионально-технического образования.
Председатель Сената также ознакомился с выставкой, где были продемонстрированы достижения и перспективы инновационных подходов в развитии системы технического и профессионального образования.
По итогам круглого стола приняты соответствующие рекомендации.

---------

Выступление Председателя Сената Парламента Республики Казахстан К.К. Токаева на научно-практической конференции: "О состоянии и перспективах развития системы среднего технического и профессионального образования в РК и мерах по его законодательному обеспечению"

Уважаемые участники конференции!
Сегодня мы обсудим вопрос, имеющий первостепенное значение для будущего нашей страны, планирующей войти в группу наиболее развитых государств.
В современном глобализирующемся мире одним из наиболее важных факторов устойчивого развития государства является его конкурентоспособность. Во многом она обусловливается качеством человеческого капитала, в формировании которого ведущую роль играет образование. При этом на пороге Третьей индустриальной революции особо важное значение приобретает профессиональное техническое образование, дающее знания и практические навыки работы в новых условиях инновационного развития.
Наше время требует от специалиста высокого профессионализма, мобильности и креативности мышления, готовности к постоянному повышению своей квалификации. Обеспечить подготовку таких трудовых кадров – главная задача отечественной системы образования. Причем, профессионально-техническое и высшее образование должно ориентироваться на максимальное удовлетворение текущих и перспективных потребностей национальной экономики в квалифицированных специалистах. Именно такая цель ставится Главой государства в Стратегии "Казахстан-2050".
Надо прямо сказать, что потребность в молодых кадрах гуманитарного профиля резко снизилась, экономика требует технических специалистов. Следовательно, нужно незамедлительно перейти к подготовке квалифицированных кадров низшего и среднего звеньев производства. По оценкам органов труда, в Казахстане ежегодно остаются вакантными около 20 тысяч рабочих мест, где требуются кадры, получившие именно профтехобразование. В будущем повысится востребованность в кадрах высокой квалификации в связи с переходом к формированию инновационной, наукоемкой экономики. Кроме того, как отмечено в Президентском Послании, к 2050 году необходимо увеличить производительность труда в 5 раз – с нынешних 24,5 тысячи до 126 тысяч долларов. Без освоения новых технологий, современного рабочего инструментария и передовых методов труда реализация этой задачи является невозможной.
В этой связи Парламенту и Правительству предстоит активная совместная работа по совершенствованию системы среднего профессионального и технического образования, выведению ее на уровень мировых стандартов и требований.
Определенный задел для этой работы уже имеется. В стране создана и постоянно совершенствуются законодательная база в области образования, принята и успешно реализуется Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы. Правительством разработана Дорожная карта внедрения дуального обучения. Имеется соответствующая инфраструктура, ежегодно на нужды профтехобразования выделяются значительные бюджетные средства (96 млрд. тенге в год, или 0,2% от ВВП).
Открывая текущую сессию Парламента, 2 сентября Президент страны Н.А. Назарбаев дал конкретное поручение Правительству внести в Парламент законопроект по вопросам образования, предусматривающий обязательное прохождение производственной практики на предприятиях с учетом дуальной системы. Мы готовы законодательно поддержать эти новации.
Модернизация профессионально-технического образования требует эффективного взаимодействия с работодателями в целях обеспечения квалифицированными кадрами базовых отраслей экономики страны. Согласно исследованиям, две трети работодателей заявили, что недостаточный уровень образования и навыков рабочих кадров являют собой серьезное препятствие на пути развития бизнеса. У нас лишь 30% занятого населения имеют профобразование, 32% – окончили высшие учебные заведения, а более 38% работников вообще не продолжали обучения после школы.
Тем не менее, бизнес-сообщество в лице Национальной Палаты Предпринимателей уже активно включилось в работу по совершенствованию учебных программ, выработку профессиональных стандартов, создание центров профподготовки и переподготовки с тем, чтобы обеспечить необходимую степень квалификации рабочих кадров. Учитывая социальную значимость и экономический эффект данной работы, необходимо изучить меры государственной поддержки ее участникам, в том числе по парламентской линии.
Мы также считаем назревшим вопросом законодательное закрепление в рамках частно-государственного партнерства ответственность каждой из сторон в вопросах профессиональной подготовки кадров. Речь, в том числе, должна идти об организации финансирования. Как показывает мировой опыт, при создании соответствующих условий работодателям экономически выгодно инвестировать в дуальное образование, поскольку "на выходе" они получают готового специалиста, досконально знакомого с особенностями работы именно этого предприятия. Поэтому создание в рамках частно-государственного партнерства условий, способствующих стимулированию инвестиций бизнеса в профессиональное образование, отвечает общим интересам.
Существенное значение имеют также усовершенствование методик и содержания профессионального образования. Своего решения ждет проблема повышения социального статуса, прежде всего, повышения уровня заработной платы инженерно-педагогических кадров в системе среднего профессионально-технического образования. Ввиду динамичного развития новых технологий требуется создание комплексной системы непрерывного самообразования и переподготовки кадров, которая также должна базироваться на схеме частно-государственного партнерства.
В развитии среднего профессионального и технического образования крайне важное значение имеет социальный имидж и экономический статус рабочих специальностей в системе общественных отношений. Уважение к людям труда, высокая заработная плата рабочих всегда обеспечивали мощный приток работников в сферу реального производства.
Перед нами стоит задача изменения устоявшегося мнения в обществе на среднее профессиональное образование, как на образование второго сорта. Наша система профориентации должна нацеливать казахстанскую молодежь на прагматичный подход к жизни и мотивировать ее на обязательное получение рабочих навыков и умений.
Надо понимать, что развитое профтехобразование – это отправная точка успешного противодействия безработице. Надо прямо сказать: лучше получить техническую профессию и быть востребованным на рынке труда, зарабатывать на жизнь, чем прозябать с дипломом филолога, дипломата, юриста.
По данным Международной Организации Труда ООН, в 2014 году число безработных в мире вырастет на 3,2 млн. человек и достигнет 203,2 млн. человек, а число работающих, но получающих менее 2 долларов в день, достигнет 840 млн. человек. Самые большие проблемы с трудоустройством испытывает молодежь. Почти 75 млн. молодых людей в возрасте до 24 лет не имеют работы. В поисках работы люди мигрируют в другие страны, число таких лиц приблизилось к 235 млн. человек.
Развивая профессионально-техническое образование, нужно иметь в виду, что это, по сути, база кадрового обеспечения программы индустриально-инновационного развития страны.
А это значит, что мы должны стремиться к созданию такой системы профессиональной подготовки, которая отвечает сегодняшним и завтрашним потребностям экономики страны, обеспечивает конкурентоспособность наших граждан на глобальном трудовом рынке, ведет к повышению занятости населения и, в конечном счете, к главной цели Стратегии – улучшению благосостояния казахстанского народа.
Надеюсь, что сегодняшняя конференция даст этой работе свежий импульс и будет способствовать ее дальнейшему совершенствованию.
Желаю всем участникам плодотворных дискуссий и успехов в работе на благо нашего государства и общества.
Благодарю за внимание.

Просмотров: 607


Комментариев: 0
О компании О проекте Источники новостей Предложить ленту Реклама на сайте Реклама в газете Контакты Наши партнеры
Портал ivest.kz - база частных объявлений газеты «Информ Вест», справочник предприятий городов Казахстана и России, новости, недвижимость, электронные версии ряда изданий, сборник кулинарных рецептов. Все замечания и предложения принимаются на info@ivest.kz.
Использование данного веб-портала подразумевает ваше согласие с Правилами пользования.
© 2000-2024 «Информ Вест»
Top.Mail.Ru
×