Гости Варшавы, которые увлекаются не только шопингом, непременно обращают внимание на символ столицы Польши – скульптуру «Сирена», расположенную на берегу Вислы. Лицо любимой варшавянами «сиренки» не вымышленное, ее прообразом для скульптора Людовики Ничовой стала Кристина Крахельская, окончившая гимназию имени Ромуальда Траугутта в Бресте.
Обычная семья – папа, Ян Крахельский, инженер. Мама, Янина, биолог. В этой семье в небольшом родовом поместье Мазурки Барановичского уезда и родилась Кристина. Ничто не предвещало, что в жизни малютки Кристины, появившейся на свет 24 марта 1914 года, произойдут великие метаморфозы. Но она родилась в год, который на десятилетия перевернул Европу – началась Первая мировая война. По итогам распались три влиятельные мировые империи – Австро-Венгерская, Германская и Российская. На карте Европы появились новые границы, в том числе возродилось Польское государство.
Ян Крахельский сделал головокружительную карьеру. Вначале был привлечен к проведению демаркационной линии между Советским Союзом и Польшей, затем, в 1926 году, назначен воеводой Полесского воеводства, административным центром которого стал Брест. Юность Кристина провела в особняке, предназначенном для столь высокопоставленной персоны (на современной улице Пушкинской, сейчас там размещается Генеральное консульство РФ в Бресте). Училась в гимназии им. Траугутта (ныне так называемый «старый» корпус БрГУ им. А.С. Пушкина). Активно участвовала в харцерском (скаутском) движении, побывала на слете славянских скаутов в 1931 году в Праге.
Уже в Бресте Кристина Крахельская увлеклась поэзией и изучением народных обычаев.
После окончания брестской гимназии она поступила в Варшавский университет, где изучала историю, географию и этнографию. Звание магистра Крахельская получила за работу «Этнографическая монография о деревне Мазурки Барановичского повета Новогрудского воеводства». И в сохранившихся стихах, еще не опаленных войной, – любовь к родному краю, природе, которая окружала их небольшое имение.
Увлечение народными песнями переросло в настоящее научное исследование. Кристина не только записывала народные песни, но и чудесно их исполняла на радиостанциях в Вильно, Варшаве, организовывала концерты, поездки общественных деятелей по глубинке Полесья. Во время учебы в Варшаве Кристина Крахельская познакомилась со многими деятелями культуры, в 1936-1937 году позировала известному скульптору Людовике Ничовой для ее памятника «Сиренка», установленного в 1939 году на набережной имени Тадеуша Костюшко (тоже уроженца Брестчины) в Варшаве.
С началом Второй мировой войны (и со вступлением Красной армии на территорию Западной Беларуси) семья Крахельских бежала в глубь Польши – вначале в Варшаву, а затем в Пулавы.
Практически в первые же дни немецкой оккупации Польши Кристина Крахельская вступила в ряды подпольной Армии Крайовой (известна под псевдонимом «Данута»). Кстати, ее две сестры Галина и Ванда также принимали активное участие в движении польского Сопротивления.
А в 1943 году впервые прозвучала песня Кристины Крахельской «Эй, ребята, примкнуть штыки!», созданная по просьбе правительства Польши в изгнании. Она была опубликована в одном из подпольных журналов, неоднократно переиздавалась, приобрела огромную популярность и стала одним из гимнов Варшавского восстания 1944 года:
Эй, парни, штыки примкнуть!
Перед нами длинная дальняя дорога и тяжелая работа.
За победой, мы молодые, идем в бой.
В руке – граната, и штык примкнут к оружию.
Продолжение в печатном «Вечернем Бресте» за 13 августа.