Правила пользования
Курс ЦБ на 19.04 USD 447.4 up -1.49
EUR 477.55 up -0.38
RUB 4.76 up 0
19 апреля Пятница, 15:20
восход заход
05:04 21:50 01:58 12:30

«Компартия Казахстана: тризна или новое рождение? - С.Адилов»

Дата: 29.06.14 в 12:16
Мобильная версия Шрифт

Красная "афродита"

На прошлой неделе "народные коммунисты" отпразд-новали 10-летний юбилей. Но в отличие от многочисленных, в том числе и зарубежных, гостей, прибывших на лицезрение торжества коммунистической идеологии, мы бы не спешили с поздравлениями, так как не уверены до конца в том, что повод для радости действительно существует.

Партию народных ком­мунистов можно сравнить с богиней красоты и плодородия Афродитой, которая, согласно легенде, возникла из пены морской. КНПК тоже возникла из пены, правда, образованной на волне громкого скандала, в результате которого казахстанские коммунисты разбились на два противоборствующих лагеря. Новый политический организм, вынесенный на отечественное пар­тийное поле из путины дрязг, идеологических противоречий и откровенной борьбы за право называться вождем, стал достаточно быстро набирать силу, хотя с каждым годом все меньше походил на "партию тружеников, стремящуюся к достижению подлинного народовластия и социальной справедливости". Впрочем, несмотря на то, что ремиксы идей марксизма-ленинизма все реже напоминали оригинал, партийные солисты все чаще давали "петуха", а попытки очиститься от "буржуазной скверны" в собственных рядах оборачивались новыми скандалами, КНПК не только выжила, но и преодолела первую ступень на пути борьбы за власть - она оказалась, хоть и с малым количеством "штыков", в законодательном органе страны. Впрочем, для самой партии это вряд ли можно считать победой - скорее, наоборот, она вернулась в ту самую пучину, из которой и родилась.

Знаковой вехой в жизни КНПК можно считать прошлогоднее смещение с главенствующих позиций ее бессменного лидера, можно сказать, отца-основателя Владислава Косарева, который теперь носит лишь почетное звание секретаря ЦК партии и в качестве утешительного приза возглавляет партийную фракцию "народных коммунистов" в мажилисе. И хотя все участники той акции по смене "вождя краснокожих" пытались придать этому процессу налет естественности и созидательности, и даже сам Косарев вроде бы проглотил неприятный сюрприз и продолжает подавать своим соратникам руку для рукопожатия, не исключено, что эта смена коней на переправе станет тем самым последним гвоздем, который еще десять лет назад пытался вбить в крышку гроба коммунистической партии бывший депутат и бывший КНПКовец Ерасыл Абылкасымов. Причина на поверхности - попросту развален остов, на котором все это десятилетие и держалась политическая конструкция под названием КНПК, о чем недвусмысленно свидетельствуют высказывания Владислава Косарева, прозвучавшие в интервью нашим коллегам: "Я чувствовал, что мои мнения игнорируются. Обязательно выступит против Баймаханова. Попросят подумать, мнутся Ахметбеков и Кенжин. Они не готовы браться и решать трудные вопросы. А когда не хочешь, поводов можно найти много. К примеру, мы получаем законопроект. Я говорю членам фракции: заходите с предложениями. Они: у меня нет предложений или я не успел посмотреть, я подумаю, а у нас в комитете уже одобрили, поэтому я по-другому мыслить не могу… Так роль фракции сводится к тому, чтобы на пленарных заседаниях высказывал позицию партии один руководитель фракции. А когда мое выступление озвучивается в СМИ, когда о нем знают и говорят избиратели, у моих однопартийцев-депутатов появляются даже ревность и неприязнь. Поэтому я остаюсь без их поддержки даже внутри фракции... Я на пленуме ЦК говорил, что олигархи не дремлют, они будут направлять свои силы на раскол партии, ослабление ее позиций. Вот это сейчас и происходит через этих людей".

Отсутствие же единства взглядов и позиций у нынешней верхушки компартии окончательно стирает с лица земли последние обломки былого самовластия, так что на них вряд ли будут когда-либо написаны новые имена. Те же, что сегодня пытаются накорябать на роль партийных боссов, явно не тянут, хотя и прошли неплохую обкатку в различных электоральных кампаниях.

Жамбыл Ахметбеков и Айкын Конуров - безусловно, грамотные ребята, политики, прошедшие школу партийных функционеров, а сейчас познающие азы депутатства. Но вряд ли их деятельность способна вызвать у кого-то ассоциации государственного масштаба, тем более что и запомнились-то они не своими инициативами по улучшению жизни казахстанцев, а, если можно так выразиться, внешним эффектом. Например, Жамбыл Ахметбеков "прославился" исполнением песен в новогоднем эфире, покупкой за 150 тысяч тенге акций АО "Каз­Транс­Ойл", да предложением запретить в Казахстане реализацию последней версии айфонов, опасность использования которых, по его мнению, заключается в сохранении отпечатков пальцев, которыми могут воспользоваться иностранные спецслужбы. Айкын Конуров пошел еще дальше, заработав "звезду" на своих размышлениях об угрозах, связанных с наличием высокопоставленных гомосексуалистов в рядах казахстанской армии. Составленное же коллегиально "меню", которым в ближайшей перспективе намерена потчевать казахстанцев партия народных коммунистов, и вовсе не выдерживает никакой критики.

В программе КНПК, дополненной и утвержденной на ее внеочередном съезде чуть больше года назад, четко прописано: "На первом этапе в качестве оппозиционной партии Коммунистическая Народная партия Казахстана ставит своей задачей организацию политической борьбы за создание условий подлинного народовластия, оказание политического давления на органы власти для предотвращения любых шагов, направленных на дальнейшее ухудшение жизни трудящихся, ущемление их политических и социальных прав. Создание политического блока левоцентристских сил, способного представлять интересы трудового народа и влиять на все ветви государственной власти республики". Очевидно, что за год КНПК ни на йоту не приблизилась к поставленной цели. В частности, о создании блока с левыми, похоже, было заявлено для красного словца, так как и левых-то уже не осталось, а те, что еще в строю, однозначно попытаются уберечь себя от альянса с партией, которую считают "подкидным дураком". Да и с давлением на власть у "народных коммунистов" ничего не получается. Как говорится, давилка еще не выросла. Акции, флешмобы, участие в митингах - дело, может быть, и полезное, но не приносящее особого эффекта. Хотя, может быть, лидеры партии по-своему интерпретируют словосочетание "оказывать давление"? Во всяком случае, то, что вкладывают в него составители толковых словарей - "принуждать", "заставлять" - у представителей КНПК как раз-таки и не наблюдается. Наоборот, давление оказывается на них, причем такое, которому они даже не собираются противостоять, с легкостью включая "заднюю скорость", что превращает КНПК в партию противоречий и пристегивает к ней шлейф сумбурности и сиюминутности. Впрочем, для КНПК жить по такой схеме не в новинку. Подобные эпизоды всегда сопутствовали ее жизнедеятельности.
Вряд ли кто-то сегодня вспомнит и о том, когда она в последний раз говорила о своей оппозиции к действующей власти. Хотя критические заявления в адрес последней время от времени партия все же делает.

Помнится, пять лет назад, когда во многих регионах на забастовки вышли трудовые коллективы крупных промышленных предприятий, чтобы таким способом отстоять свои права, руководство КНПК одной рукой продолжало строчить программы о своих планах по защите человека труда, а другой подписывало совместный с "Нур Отаном" и другими партиями меморандум об обеспечении социальной и политической стабильности в условиях экономического кризиса, который, по сути, как раз-таки и предусматривал отказ от проведения митингов и других акций протеста. Хотя оно прекрасно понимало, что лишает тем самым рабочих права голоса и одного из действенных способов защиты своих интересов.

Еще интереснее получилось с референдумом о продлении полномочий президента до 2020 года. Сначала КНПК встала в позу, заявив, что не видит в этом необходимости, но потом пошла на попятную и поддержала инициативу, мотивировав свое решение так: мол, выступать против референдума - значит заведомо идти против народных настроений, что для Коммунистической народной пар­тии означает политическую смерть. Мало того, она вступила в Общенациональную коалицию демократических сил "Казахстан-2020", хотя ранее Косарев стоял на том, что строить "государство народовластия" партия намерена исключительно в одиночку.

Вот еще несколько примеров из этого же комедийного сериала. Как известно, КНПК выступила категорически против введения так называемого "налога на роскошь" и, желая дать инициатору новшества министру Досаеву по рукам, даже провела "тематический" митинг в нескольких городах. Но не сами ли члены этой партии несколькими годами ранее вписали аналогичный пункт в свою экономическую программу? Позволим себе небольшую цитату по данному поводу: "Коммунисты в целях привлечения дополнительных средств в бюджет государства настаивают на введении косвенного налогообложения, при котором больший налог платит тот, кто богаче. В Казахстане, помимо беспредельно богатых олигархов, появился достаточно многочисленный средний класс предпринимателей. Государственная власть обязана заставить этих людей подумать об интересах общества, а не сорить деньгами направо и налево для удовлетворения собственных прихотей".
Но самым симптоматичным, конечно же, стало голосование фракции "народных коммунистов" по законопроекту о пенсионной реформе. Несмотря на достаточно категоричные заявления о недопустимости повышения пенсионного возраста для женщин со стороны членов КНПК и открытое обращение партии к президенту по этому поводу, пятеро депутатов от фракции в момент голосования предпочли воздержаться, и только двое - сам Владислав Косарев и Галина Баймаханова - сказали "нет" правительственному законопроекту. Стоит ли после этого удивляться тому, что, как сообщили многие СМИ, "глава фракции Владислав Косарев также поддержал предложение президента Казахстана (о назначении Карима Масимова премьер-министром - прим. ред.), заметив, что оно отвечает интересам населения", хотя ранее настаивал на выражении вотума недоверия кабмину под его руководством, говоря о гигантском неосвоении бюджетных средств? Или теперь у нас неосвоение тоже происходит в интересах народа?

Чтобы сгладить тот негативный эффект, который пеплом посыпал имидж партии, КНПК приступила к ребрендингу. Это действительно отвлекло на некоторое время внимание от сути ее деятельности. Как же - серп и молот сменили на пентакль в обрамлении все того же кроваво-красного цвета! Был даже объявлен конкурс среди молодежи на лучший слоган для КНПК. Хотя, наверное, полезнее было бы потратить средства на укомплектование партийных штатов грамотными креативщиками, чтобы не оказываться регулярно "в луже", как, например, за раздачу презервативов на Всемирный день борьбы со СПИДом, и не получать прозвища вроде, простите за выражение, "партии ган…в". В идеале КНПК нужны аналитики, а то получается, что, обретя статус парламентской партии, она так и продолжает пастись на ниве голого популизма.

Если проанализировать ее последние инициативы, то можно вычленить намерение "добиваться существенного увеличения детских пособий - до 70-80 тысяч тенге в месяц".
"Размер пособия на ребенка должен быть на уровне средней зарплаты по стране. Деньги на это в казне имеются. Каждый год объем неосвоенных средств составляет порядка 40 миллиардов тенге", - громко заявил Айкын Коныров, даже не заметив, что у него дебит с кредитом не сошелся: по его же собственным словам, для реализации этой инициативы потребуется 100 миллиардов тенге ежегодно. Где бюджет будет "откапывать" необходимую, причем большую, часть указанной суммы - вопрос, ответ на который его, похоже, уже не интересовал.

Кстати, вот что странно - почему-то, пробившись в парламент, коммунисты забыли про азы своей экономической теории, которыми козыряли еще три года назад. Один из ее пунктов зиждился на "пятикратном снижении незаслуженно высоких зарплат депутатов парламента и чиновников высшего ранга". Тогда они легкомысленно заявляли: "При кажущейся скромности этого предложения, на самом деле это не менее восьми миллиардов экономии государственных средств в год!". А сейчас предпочитают помалкивать…

Очень бы хотелось, чтобы партия, живущая за счет бюджета (а на содержание КНПК ежемесячно, по словам Владислава Косарева, выделяется 21 миллион тенге, или больше ста тысяч долларов), хотя бы немного поработала на пропагандируемые ею же цели и задачи, а не пыталась решать теорему Ферма…
Серикжан АДИЛОВ

Редакция Central Asia Monitor

26.06.2014

Источник - camonitor.com
Постоянный адрес статьи - http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1404022560

Просмотров: 461


Комментариев: 0
О компании О проекте Источники новостей Предложить ленту Реклама на сайте Реклама в газете Контакты Наши партнеры
Портал ivest.kz - база частных объявлений газеты «Информ Вест», справочник предприятий городов Казахстана и России, новости, недвижимость, электронные версии ряда изданий, сборник кулинарных рецептов. Все замечания и предложения принимаются на info@ivest.kz.
Использование данного веб-портала подразумевает ваше согласие с Правилами пользования.
© 2000-2024 «Информ Вест»
Top.Mail.Ru
×