Правила пользования
Курс ЦБ на 19.04 USD 447.4 up -1.49
EUR 477.55 up -0.38
RUB 4.76 up 0
19 апреля Пятница, 02:00
восход заход
05:04 21:50 01:58 12:30

«Где заблудилась наша ИСТОРИЯ? - К.Скоркин»

Дата: 14.06.14 в 13:58
Мобильная версия Шрифт

Государственность России имеет многовековую историю. Эта история богата яркими и героическими событиями. Нам есть чем гордиться и какой брать пример с наших предков. В истории России множество имен, достойных вечной памяти и благодарности народа. Но история любого государства это не только эпохальные и судьбоносные для общества события. Ее летопись – череда события повседневных и обыденных. Любое государство является сложнейшей системой. Ее функционирование обеспечивают законодательные и исполнительные органы власти. Такие, как парламент, правительство, министерства, государственные учреждения и ведомства. И каждый такой орган власти имеет собственную историю. Историю ведомственную. Во многих государствах Европы такая история уже давно написана. Там она постоянно развивается и финансируется государством. Это Великобритания, Германия, Франция, Австрия, Дания, Норвегия, Швеция. Такие страны имеют давнюю историю и устоявшиеся традиции. Но ведомственная история имеется и в относительно молодых странах. Это Польша, Чехия, Финляндия, Индия, Израиль. А вот в России такой истории как не было, та и нет. В нашем Отечестве она как-то очень давно не прижилась. Ни при царской власти, ни при Советской. Почему?

Абсолютной монархии ведомственная история была не только не нужна, но и политически опасна. Ее символом и основой является лишь одно лицо в государстве. Это "светлейший и божественный" Император. Великих министров, генералов, губернаторов рядом с Императором быть не должно. Поэтому вся многовековая история России до 1917 года была превращена в летопись правящей царской династии. Это бесконечная вереница царей, их братьев и сестер, жен, детей, племянников и других членов августейшего семейства. И только в самом хвосте этой бесконечной вереницы занимали свои скромные места Голицыны, Горчаковы, Потемкины, Орловы, Суворовы, Ломоносовы. В 1917 году в России была свергнута царская власть, а затем и буржуазная. Новому революционному государству первые десять лет было явно не до истории. Шла ожесточенная вооруженная борьба с врагами революции и иностранными интервентами, инфекционными эпидемиями и голодом, восстанавливалось разрушенное народное хозяйство, ликвидировалась всеобщая неграмотность. Нищая и разрушенная страна восстанавливалась. Затем резко изменилась политика. В СССР начались индустриализация и коллективизация. Эти события изменили судьбы десятков миллионов людей. Строились новые заводы и фабрики, угольные шахты и нефтяные промыслы, железные дороги, мосты, тоннели, гидроэлектростанции. Появились советские автомобили, тракторы, паровозы, самолеты, корабли. Все это обеспечили конкретные советские люди. Их миллионы и все они сегодня безымянны. Не И.В.Сталин и члены Политбюро партии обеспечили политику индустриализации. Кто сегодня в России знает такие имена, как Серебровский, Гугель, Рябовол, Ганшин, Межлаук, Щербина, Доценко, Футорян, Франкфурт? В тридцатые годы это были ГЕРОИ индустриализации. А сегодня - это никто. А кто создавал в нашей огромной стране государственные совхозы, аграрные специализированные комбинаты, колхозы? Не И.В.Сталин же лично. Это Герчиков, Скалыга, Цылько, Маркович, Рейнгольд, Татаев, Юркин, Ошмарин, Одинцов. В тридцатые годы в СССР это были известные имена. А сегодня - это никто. А имена большинства талантливых инженеров, конструкторов, архитекторов, агрономов, селекционеров, передовиков промышленного и аграрного производства время безжалостно стерло. Сегодня их можно встретить только в текстах архивных документов и газетах тридцатых годов. Сколько было написано в последние десятилетия о раскулачивании. Написано много. А вот имен, связанных с раскулачивание, практически никто не знает. Это Ежов, Варейкис, Постышев, Шеболдаев, Хатаевич, Евдокимов, Эйхе, Яковлев. То, что их И.В.Сталин пострелял – это еще кто-то в России помнит. А то, что именно эти люди руководили раскулачиванием на местах, мало кто знает. Тем более никто не знает в России имена руководителей и членов районных троек по раскулачиванию. А это уже десятки тысячи имен коммунистов. Они тоже "герои", безымянные. Затем началась Великая Отечественная война. Ее история еще в советское время была написана. Во всяком случае, в России сегодня знают имена легендарных маршалов, наркомов, ученых, выдающихся деятелей науки и культуры. А затем опять в советской истории образовался огромный провал. В послевоенные годы были проведены две денежные реформы. Они существенно и болезненно затронули интересы всего советского народа. Чем они были вызваны, кто их задумал и проводил? Все те же безымянные герои. Но затем в истории нашей страны началось самое интересное. По инициативе Н.С.Хрущева в конце пятидесятых годов был полностью ликвидирован частный сектор в экономике СССР, разрушена система потребительской кооперации, расформированы машинно-тракторные станции, введены денежная оплата труда и пенсионное обеспечение в колхозах, резко повышен уровень зарплаты для многих категорий граждан. Эти действия нанесли огромный социальный, материальный и финансовый вред нашему обществу. Но за ними стоят конкретные инициаторы и исполнители. Это сотни руководителей разного уровня. И все они безымянны. При том же Н.С.Хрущеве были ведены несуразные налоги на приусадебные хозяйства. В наших деревнях тогда порезали скот, порубили фруктовые деревья, сократили посадки овощей. Для колхозников и дачников были запрещены любые покосы травы. Для сельских жителей и дачников были введены идиотские нормы в 6-8 соток и запреты на строительство. Ни лично же Н.С.Хрущев все это придумал. Это меры предложили и провели в жизнь тысячи руководителей разного уровня, ученых, специалистов. И все они остались безымянными. Точнее, БЕЗНАКАЗАННЫМИ. При Л.И.Брежневе было проведено орошение огромных земельных площадей. Его целью являлось повышение уровня производства продовольствия в стране. Цель тогда достигнута не была. Зато началось повсеместное обмеление наших рек, высыхание Аральского моря, гибель осетровых рыб в Азовском море и прочие напасти. Не лично же Л.И.Брежнев задумал и проводил эту мелиорацию. Ее задумали и провели сотни руководителей, ученых, специалистов. И все они безымянны. Аральского моря не существует. И кому за это сказать спасибо? Имена людей обществу нужно знать не для суда и приговоров. События в стране - это живые и конкретные люди. Народ должен знать имена своих настоящих ГЕРОЕВ, а также имена дурачья, карьеристов, проходимцев. Сегодня очень модно стало героизировать сталинский СССР. Но и в те суровые времена кресла министров занимали не только талантливые и героические люди, но и откровенные мерзавцы. Их было немного, и не будем назвать эти имена. Но ради карьеры и личного благополучия эти сановитые чиновники нанесли страшный вред своим отраслям. Увы, их имена и сегодня включают в энциклопедии! Следует констатировать, что за десятилетия советского общества ни одной ведомственной истории написано не было. Почему же так вышло? В огромной и могучей стране происходили важные и судьбоносные события. Трагические тоже. А их инициаторы и активные участники всегда оставались в тени. Можно смело назвать две причины такого явления. Наша страна многие десятилетия боролась за свое выживание. В таких суровых и жестких условиях было не до истории. Огромные финансовые, материальные и трудовые ресурсы СССР тратились на укрепление военного потенциала. Не меньше ресурсов тратилось тогда на аграрный сектор экономики, развитие транспорта, топливно-энергетической базы. Повседневные проблемы существования и развития советского общества считались самыми важными и приоритетными. А изучение его истории откладывалось на абстрактное будущее. Это первая причина. Вторая причина вызвана тотальной секретностью. Она была введена в СССР в начале тридцатых годов практически во всех структурах власти. Это реакция советского государства на возникновение внешней военной угрозой. Такая угроза действительно возникла и сохранялась до начала Великой Отечественной войны. Она же вызвала в советском обществе такое массовое и уродливое явление, как шпиономания. Десятилетия даже постановления Верховного Совета и правительства СССР, опубликованные в печати, часто отличались от подлинных. Засекречены были практически все государственные и партийные документы. В 1938 году государственные архивы перешли в ведение НКВД СССР и доступ туда был на многие десятилетия закрыт не только рядовым гражданам. Его не имели специалисты и сотрудники государственных учреждений. После развала СССР и крушения социалистического общества ситуация в государственных архивах кардинально изменилась. Секретность в России сохраняется и сегодня. Но миллионы документов рассекречены и ныне доступны для исследователей. Процесс рассекречивания документов идет медленно, но непрерывно. Ежегодно гриф секретности снимается с тысяч архивных документов. Ситуация с архивными документами изменилась, а инертность человеческого мышления нет. Многие руководители министерств и ведомств и сегодня считают "секретными" государственные документы, который уже лет 15 доступны любому исследователю. Да и исследователей в государственных архивах России сегодня очень мало. Яркий тому пример. Автор данной статьи десять лет работал в ГАРФ с документами фондов ВЦИК, СНК и НКВД РСФСР. Тот, кто открывал архивные дела, знает, что в каждом деле имеется "лист использования". В нем получатель дела делает запись с указанием даты. Поразительно. Последние записи пользователей в большинстве дел фондов ГАРФ сделаны в 1935-1939 гг. Это означает, что данные дела с тех времен никто не брал в руки. Такая же картина с фондами документов царского времени (департамент полиции, охранное отделение, департамент вероисповеданий, Священный Синод и пр.). Современные исследователи в архивах России планомерной, методичной и долгосрочной работы, как правило, не ведут. Они приходят туда в поисках исторических "сенсаций", а еще чаще по конкретным и узким программам иностранных грантов. Автор данной статьи ведомственных историков в государственных архивах г. Москвы за последние десять лет не встречал. Наверное, в разное время туда ходим….

В каком же состоянии сегодня находится ведомственная история в России? И есть ли она в нашей стране? Попробуем ответить на эти вопросы. Для этого проведем анализ исторической информации государственных сайтов 4-х весьма серьезных ведомств. Такие сайты в рамках федеральной программы организовали практически все министерства и ведомства России. Они созданы как на федеральном, так и на региональном уровне. На каждом таком сайте имеются статьи по ведомственной истории. Анализ этих статей и будет ответом на заданные вопросы.

Начнем такой анализ с сайтов министерства обороны России. Там размещены материалы по истории военных округов, воинских частей, родов войск, подразделений центрального аппарата. В 1918 году управлением войсками военных округов одновременно осуществляли три окружных военных комиссара. Они и назначались на должности с указанием номеров: (1-й), (2-й), (3-й). Первый окружной комиссар обеспечивал общее руководство военным округом. Он являлся его фактическим руководителем (командующим). Второй окружной комиссар обеспечивал политическую работу и надежность войск. В частности, ему подчинялись окружные отделы военного контроля. Третий окружной комиссар отвечал за кадры, обучение, продовольственное снабжение, материально-техническое обеспечение. В руководство округа включилась военный руководитель и начальник штаба. Военный руководитель округа являлся при окружных военкомах консультантом по всем военным вопросам. Он не обладал правами издавать приказы и давать распоряжения воинским частям. Многие современные авторы его ошибочно рассматривают в качестве командующего округом. Во второй половине 1919 года число военных комиссаров в округах было сокращено до одного. Первый окружной комиссар стал именоваться в документах как окружной комиссар без указания номера. Остальные два окружных комиссара стали именоваться помощниками окружного комиссара. К концу 1919 года число помощников окружного комиссара было сокращено до одного. Это было связано с организацией в военных округах политических управлений. Их руководители стали отвечать в военных округах за политическую, агитационную, просветительскую работу. По своему статусу они были приравнены к помощнику окружного комиссара. В конце 1920 году в военных округах на основании приказа РВСР должность окружного комиссара была упразднена. Тогда была введена должность командующего военным округом. Аналогичная системы управления в 1918 году была введена в губернских и областных военных комиссариатах. До 1919 года ими руководили три комиссара, с 1919 года один. Ничего этого на сайтах министерства обороны нет. Почему? Потому, что их организаторы никогда не работали с приказами наркомата по военно-морским делам, РВСР, военных округов и местных военкоматов. Свои статьи по истории военных округов они скомпилировали из книг, изданных в советское время. Имеются в виду "Советская военная энциклопедия" и многочисленные монографии по истории военных округов. Такая техническая компиляция сегодня носит откровенно абсурдный характер. Так, в 1918-1919 гг. несколько военных руководителей и начальников штабов округов перебежали на сторону белогвардейцев. Имена этих людей в советское время не упоминались. Сегодня все цензурные запреты и ограничений сняты. Но имена этих людей так и не упоминаются. На основании современных материалов по истории военных округов невозможно получить полные и точные сведения по их руководящему составу (окружные комиссары, военные руководители, начальники штабов, командующие, начальники политических органов, члены реввоенсоветов и пр.). Такой информации в электронной сети нет. Там практически нет информации и по руководству военными комиссариатами губерний, областей, округов. Это легко проверить. Введите в сеть запрос: губернский военком. Результат поиска, как правило, будет отрицательным. Такой информации в сети практически нет. Еще хуже обстоит дело с информацией об управлениях и службах центрального аппарата военного ведомства. О современных таких подразделениях информация есть. А есть взять времена царской России, Временного правительства, гражданской войны, двадцатых и тридцатых годов. На любые запросы в электронной сети в качества ответа, в лучшем случае, будет статья из "Советской военной энциклопедии". Но это в лучшем случае. А во всех остальных: НИЧЕГО. Для примера перечислим несколько учреждений и служб военного ведомства того давнего времени: Полевой штаб РККА; Всероссийский Главный штаб РККА; Штаб РККА; Центральное управление снабжения РККА; военно-хозяйственное управление РККА; Военно-финансовое управление РККА; Управление делами РВСР и наркомата по военно-морским делам; инспекции войск РККА. Каждый может отправить запрос по этим учреждениям в электронную сеть. Ответ на этот вопрос будет подтверждением того, что изложено выше. Историческая информация, о которой идет речь в данной статье, уже лет двадцать, как рассекречена и вполне доступна исследователям. Ее можно в любое время получить в РГВА. Министерство обороны России вполне богатая организация. Но ее руководство на изучение своей ведомственной истории не выделяет ни копейки денег уже лет 15. И такое безразличие генералов России к истории касается не только Советской Армии. С историей царской армии картина аналогичная. В каком источнике можно сегодня получить информацию о военных округах и воинских частях того времени? Как узнать имена руководителей военного министерства царской России и его служб. Никак! Нет в России такой истории. Зато имеется множество биографий военных деятелей и материалов по военным действиям. Причем, очень разного качества. Но без знания организации армии и ее управления, это бесполезная информация. Человек либо ее не понимает, либо интерпретирует на основании современных представлений по военным вопросам. На таком фоне многочисленные сайты и форумы по "военное истории" выглядят мягко говоря несуразно. Какой истории? Которую в России мало кто знает. История Советской Армии в России давно превращена в набор ярких лубочных картинок и помпезных альбомов. Типа "Танки Иосифа Сталина". Вот такая мрачная картина сложилась сегодня в России по нашей военной истории.

Теперь рассмотрим сайты региональных органов МВД России. Местными органами НКВД в 1917-1930 гг. являлись отделы управления (с 1924 года административные отделы), отделы коммунального хозяйства, управления местами заключения ( с осени 1923 года - инспекции мест заключения). А службы милиции и уголовного розыска в этот период органами НКВД не являлись. Это лишь структурные подразделения местных отделов управления. На сайтах региональных органов МВД такой информации практически нет. Но самое печальное не это. Авторы исторических статей истории НКВД не знают. В 1917-1930 гг. главной функцией НКВД и его местных органов являлись: государственное строительство на всех уровнях власти; общий надзор за работой всех местных исполнительных органов. Сегодня такие функции обеспечивает администрация президента России. Своеобразной визитной карточкой современных авторов статей по истории МВД является вопиющая неграмотность и дремучее невежество. Отделы управления и коммунального хозяйства в таких статьях, как правило, вообще не упоминаются. Более того, в ряде статей в качестве органов МВД на 1917-1930 гг. представляется милиция и уголовный розыск. А руководители местных органов НКВД за период 1917-1930 гг. не упоминаются вообще. Не было таки и точка! Автор данной статьи по заказу МВД России написал монографию "История НКВД РСФСР 1917-1923", изданную в 2008 году. Это урезанная история. Ибо планировалось издать второй том и справочник "Местные органы НКВД-ВЧК-ОГПУ 1917-1923". Рукописи, включая справочник, были сданы автором этой статьи в издательство МВД. Справочник тогда издан так и не был. Денег на него "не хватило". А в нем указаны на основании фондов ГАРФ более 2000 наименований местных органов НКВД и их служб, местных органов ВЧК-ОГПУ. А еще в этом справочнике более 5000 фамилий руководителей этих органов. В ведомственных архивах МВД России нет данных о местных органах и их руководителях за 1917-1930 гг. Искать их там бесполезно! Такие данные имеются только в ГАРФ и его региональных архивах. Почему? Потому, что НКВД РСФСР и других союзных республик в декабре 1930 году упразднили. Все ведомственные документы НКВД тогда были переданы на государственное хранение в архивы страны. Ведомственная документация МВД России ведет свой отсчет с 1934 года. Потому и пусты исторические статьи на сайтах МВД. Попытка написать ведомственную истории в МВД России закончилась монографией "История НКВД РСФСР 1917-1923". А какой она была после 1923 года руководство МВД не интересует. Очень показательна в этом отношении толстая книга: "МВД России. Энциклопедия" (издана в 2002 году). По аппарату НКВД РСФСР в ней практически ничего нет. Но перечислены руководители местных органов МВД. По многим областям, краям и республикам они указаны, почему-то, с 1934 и даже с 1943 года. Но по ряду регионов такие руководители указаны аж с 1917 года. Так вот, составители этой с позволения сказать "энциклопедии" умудрились перемешать в этих списках заведующих отделами управления с руководителями милиции. Вот такие ГРАМАТЕИ издают книги по истории МВД. Еще недавно милицию в МВД торжественно переименовали в полицию. И что же. Появились новые труды по истории департамента полиции и жандармерии царской России? Не появились. Руководству МВД и эта история совершенно не нужна, как и история Советского НКВД. Приходится констатировать, что сегодня историей МВД России практически никто не занимается. Руководство МВД на своей ведомственной истории поставило жирный крест. С таким отношение ведомственная история МВД России не появиться НИКОГДА!

Теперь рассмотрим сайты региональных органов ФСБ. Организация вполне серьезная, и ее история весьма серьезная. На сайтах региональных органов ФСБ также имеются статьи по истории. Только вот реальной истории там практически нет. Пустые и бестолковые тексты. А ведь в каждом регионе России еще в 1918 году появились местные органы Советской власти по борьбе с контрреволюцией, спекуляцией, саботажем и преступлениями по должности. И первое время это не были органы ВЧК. Таковыми являлись различные комиссариаты, отделы, комиссии местных Советов. В исторических статьях об этом ничего не сказано. Затем решениями Советов были созданы местные ЧК. В каждой губернии или области России за 1918-1922 гг. сменилось 10-15 их руководителей. Имена эти людей в ФСБ не известны. Потому что, таких данных в ведомственных архивах этой организации нет. Дело в том, что руководителей местных ЧК и ГПУ до 1923 году приказами не назначали. Их избирали голосование на должности депутаты местных Советов. Они избирали на эти должности депутатов, а не чиновников. Сведения об местных ЧК и их руководителях можно получить только в ГАРФ и его местных филиалах. Это фонды ВЦИК, СНК РСФСР, НКВД РСФСР, местных Советов и других советских учреждений. Для создания ведомственной истории ФСБ десятки сотрудников этой организации и историков должны сидеть в государственных архивах и методично посматривать тысячи протоколов заседаний местных Советов, коллегий губернских отделов управления и ЧК. Документы и отчеты местных ЧК в ГАРФ имеются, но их никто не изучает. Сама по себе ведомственная история не возникнет. Ее нужно создавать кропотливой, планомерной и постоянной работой с архивными документами. История ФСБ это не изданные тома "информационных сводок ОГПУ" и труды типа "Лубянка Сталину". Набрать кучу ведомственных документов, откопировать и опубликовать их - это не ведомственная история, а очередная коммерческая халтурка. Тут уместно вспомнить сборник документов "Лубянка". Ее издали не в ФСБ, а сотрудник ГАРФ Александр Кокурин и консультант "Мемориала" Никита Петров. До сих пор это единственно издание, созданное на основании документов ВЧК-ОГПУ-НКВД-МГБ-КГБ", где можно получить сведения об организации органов государственной безопасности и внутренних дел СССР и их структурных подразделениях. В целом информация в этой книге с 1934 года вполне качественная, хотя и не полная. А вот по начальному периоду 1918-1923 гг. картина иная. Очень много пробелов, неточностей, явных ошибок. Это не критика "Лубянки", а констатация. Глубокий поклон составителям "Лубянки", за то, что издан это сборник. Автор данной статьи включил в свою монографию "НКВД РСФСР 1917-1923" несколько глав по истории ВЧК-ГПУ. В них он более конкретно и точно описал развитие аппарата эти органов. Тогда же был составлен на основании документов ГАРФ и ФСБ справочник "ВЧК, аппарат 1917-1922". Издать его по разным причинам не удалось. Но автор мог бы его в электронном виде передать ФСБ. Это уже некоторый и конкретный задел по ведомственной истории этой организации. Следует также отметить одно комичное явление на сайтах региональных управлений ФСБ. Так публикуют биографии руководителей местных органов НКВД с 1934 года. Все эти биографии взяты из одного источника. Это справочник "Кто руководил НКВД 1934-1941". Его составителями являлись автор данной статьи и Никита Петров. Биографии технически копируются на сайты из этого справочника без ссылок на него, со всеми допущенными неточностями и явными ошибками. Ничего не проверяется, не уточняется, не дополняется. Копируют и все. Автор данной статьи за последние 10 лет внес в более чем 300 биографий из данного справочника уточнения, дополнения, исправления. Многие такие отредактированные биографии были опубликованы в монографиях "НКВД РСФСР 1917-1923", "Обречены проиграть", справочнике "Они носили твою фамилию". Это Ягода, Балицкий, Реденс, Заковский, Леплевский, Люшков, Саджая и пр. Господа чекисты! Работа сделана. Используйте ее. Зачем копировать старье? И пора руководителям ФСБ организовать работу по созданию ведомственной истории. Сайты региональных ФСБ это ПОЗОРИЩЕ для такой солидной организации.

Теперь рассмотрим сайты местных органов минюста. В статьях по истории там практически не упоминаются такие органы, как комиссариаты и отделы юстиции. Ни одного руководителя этих местных органов не указано. А это история органов советской юстиции за 1917-1922 гг. Получается сплошное белое пятно. И по организации аппарата наркомюста РСФСР и СССР никакой информации. Отсутствует информации не только о руководителях подразделений аппарата, но и о заместителях наркома и членов коллегии наркомата. То, что в состав НКЮ в 1932-1934 гг. входили все места заключения страны также ничего не сказано. Еще хуже выглядят сайты службы исполнения наказаний. Известн4о, что в 1918-1922 гг. все места заключения общего назначения городов, губерний и областей России подчинялись наркомату юстиции. Общее руководство ими осуществляли карательные отделы местных отделов и комиссариатов юстиции. С 1918 года в России стали создаваться концентрационные лагеря. Для их руководства в составе местных отделов управления были созданы подотделы принудительных работ и трудовой повинности. Осенью 1922 года все руководством местами заключения было передано НКВД РСФСР и Союзных республик. Во всех республиках, губерниях и областях тогда образовали управления мест заключения. Осенью 1923 года эти управления были преобразованы в инспекции мест заключения. Инспекции руководили местами заключения на местах до 1930 года. В статьях по истории на сайтах службы исполнения наказаний такой информации нет. Как и не указан ни один руководитель органов мест заключения за 1917-1930 гг. Какая это история?

Отсутствие ведомственной истории совершенно не связано с финансовыми и материальными возможностями министерств и ведомств. Такие богатые и сильные государственные структуры, как министерства финансов, энергетики, строительства, ЖКХ, сельского хозяйства, тоже ведомственной истории не имеют. Не имеют ее и государственные корпорации: "Российские железные дороги", "Аэрофлот", "Газпром". Руководители этих структур имеют весьма смутные представления о прошлом своих отраслей. И никакой серьезной исторической информации об хозяйственных отраслях в России нет. Ни в печатном, ни в электронном виде. Читатель! Вопросы на засыпку. Первый вопрос: Кто был первым руководителем газовой промышленности СССР? Второй вопрос: сколько было железных дорог в СССР в 1922 и 1941 году. Никакая "Википедия" на эти простые и конкретные вопросы ответа не даст! И в электронной сети искать ответы эти вопросы бесполезно. Видимо, сегодня России выбрала американский путь развития. В США нет не только ведомственной истории, но и истории вообще. Ее американцам давно уже заменили пропагандой, комиксами и патриотическими боевиками.

Анализ закончен и пора подвести итоги. Прежде всего, следует сказать, что что-то по ведомственной истории в России делается. Но все это делается разово, к юбилейным датам или по указанию очень высокого руководства. Потому под ведомственным патронажем и издаются помпезные, красочные и очень дорогие альбомы. Там очень много фотографий и картинок, и никакого содержания. А в качестве заказчиков и исполнителей таких проектов чаще всего выступают люди мало компетентные в истории. В тоже время у нас выходят вполне серьезные и качественные работы. Это справочники С.Гарнюка по правительству СССР, Моссовету и Московской организации КПСС. Это очень хорошие работы по истории органов государственной безопасности Дальнего Востока Алексей Буякова. Отличную работу выпустили по истории органов МВД в Республике Коми. Внес свою лепту в развитие ведомственной истории МВД России и автор данной статьи. Но все это вмести взятое - не написание ведомственной истории. Отдельные работы конкретных авторов. Таким путем создать ведомственную историю не возможно. Требуются совсем иные решения и действия. Никаких государственных указов на самом высоком уровне для этого не нужно. И больших денежных средств то же. Ведомственная история – это не Сколково или Олимпийские объекты в Сочи. Нужно только в каждом министерстве посадить на такую работу 2-3 грамотных сотрудников. Не создать очередной департамент. А выделись для изучения ведомственной истории несколько человек. Это уже будет РЕВОЛЮЦИЯ. Очень важно сказать, что ведомственная история никак не должна увязываться с политикой и идеологией. Такая история - лишь сбор, систематизация и организация фактов. А их оценки – дело десятое. Оценки будут регулярно меняться, поскольку меняется государственная политика и идеология. Если ведомственную историю писать в рамках текущей политики и идеологии, то ничего хорошего не получиться. Так создаются только фальшивки. Статья завершена, факты в ней изложены, анализ проведен. Но закономерен вопрос: А зачем нам сегодня ведомственная история? За ее знания денег не платят и по служебной лестнице не продвигают. Это действительно так. Но ответить на этот вопрос не так уж сложно. Государственные чиновники наиболее эффективно, добросовестно и честно работают в условиях корпоративной среды. Тогда их объединяет не только место службы или банковская карточка для получения заплаты. Они ощущаю себя частью государственной системы, сплоченным и организованным коллективом единомышленников. Ведомственная история и позволяет формировать такой коллектив, создавать корпоративные традиции и этические нормы. Очевидно, что на одной истории такой коллектив не создать. Его формирует также социальный статус чиновника, уровень его зарплаты, ведомственные льготы, награды, поощрения, пенсионное обеспечение. А еще поликлиники и пансионаты, форма одежды и знаки отличия. Все это важно. Но и без ведомственной истории сформировать корпоративный коллектив также не возможно. Только история обеспечивает в министерстве и ведомстве связь поколений и ощущение принадлежности к большому государственному делу. Делу, которое началось не сегодня, и будет продолжаться в будущем. Только история позволяет чиновнику ясно осознать, что он когда-нибудь и сам станет ПРОШЛЫМ. А что мы видим на государственной службе сегодня. Некоторое сборище временщиков. Людей, поступивших на службу не сознательно, а вынуждено или по знакомству. Людей, которые не дорожат этой службой, и не испытывают гордости за принадлежность к ней. Они исполняю свои обязанности, и зарабатывают на жизнь. Такие чиновники очень легко переходят из одного ведомства в другое, и уходят в частный сектор экономики. Сегодня большие начальники регулярно говорят о борьбе с коррупцией. Но эта коррупция порождается не только экономическими и социальными причинами. Ее носителями являются все те же временщики государственной службы. Ни государственный чиновник не уверен в том, что не сохранит работу при очередной смене начальника. Ни один! Потому и берут взятки. Чего там будет завтра – одному БОГУ известно. А дают в лапку сегодня. Но самое страшное и губительное явление нашего государства – не коррупция. Временщики с удивительной легкостью губят и крушат все, что было сделано до них. Сколько же за 20 лет в наших министерства и ведомствах было проведено реформ и реорганизаций. Одни управления и отделы ликвидировались, их сотрудники увольнялись. А затем создавались департаменты и службы. И набирались новые временщики. Это они с легкостью выкинули на помойку весь государственный советский опыт. Яркий пример: Е.Т.Гайдар и его команда. Проводя рыночные реформы экономки, эти реформаторы из золотой советской молодежи умудрились тупо повторить все ошибки и глупости Советской власти времен НЭП. Хищения государственной собственности, черный нал в расчетах, бартерные сделки, финансовые пирамиды, практика ГКО… Все это было в нашей стране в 1923-1924 гг. Только советников из США тогда не было. Как-то без них обходились. Если бы в девяностые годы был внимательно и профессионально изучен советский опыт развития рыночной экономики в период НЭП, Россия сохранила бы миллиарды долларов. Сегодня руководители нашей власти опять демонстрируют свое невежество. Это заявления о необходимости привлечь в городское и жилищное хозяйство частный капитал. Господа хорошие. Вы не ПЕРВЫЕ. Руководители Советской власти это пытались сделать в 1924-1926 гг. С такими идеями тогда носились Л.Б.Каменев, М.И.Рогов, П.Я.Волков, И.Е Любимов, Ф.Я.Лавров, М.В.Земблюхтер, А.В.Анохин, Д.И.Шейнис. Какие только льготы и послабления для частников в то время не вводили. И цель была такая же, как сегодня. Сократить государственные дотации жилищному и городскому хозяйству. Только из этой затеи ничего не получилось. Капиталист в городское хозяйство, тем более в жилищное, идти категорически не желал. Слишком большие требуются в этом секторе экономики первоначальные инвестиции и быстро они не окупаются. Потому, и сегодня ничего не получиться. Дураки в начальниках – это давняя российская беда. Ведомственная история от них не спасет. Но сформировать новое поколение чиновников может. Более умных, грамотных, осмотрительных, добросовестных. Данную статью многие читатели воспримут как пустое сотрясание воздуха. В нашем Отчестве статьи и мнения ничего не решают и ничего не меняют. Но кое-что они все-таки могут. Дать возможность людям взглянуть на привычное несколько иначе. Любые изменения в обществе берут свое начало в сознании человека. Есть в России такая поговорка: Под лежачий камень вода не течет. А нужно, чтобы она все-таки текла.

Константин Владиславович Скоркин, г. Москва

Источник - ЦентрАзия
Постоянный адрес статьи - http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1402732680

Просмотров: 660


Комментариев: 0
О компании О проекте Источники новостей Предложить ленту Реклама на сайте Реклама в газете Контакты Наши партнеры
Портал ivest.kz - база частных объявлений газеты «Информ Вест», справочник предприятий городов Казахстана и России, новости, недвижимость, электронные версии ряда изданий, сборник кулинарных рецептов. Все замечания и предложения принимаются на info@ivest.kz.
Использование данного веб-портала подразумевает ваше согласие с Правилами пользования.
© 2000-2024 «Информ Вест»
Top.Mail.Ru
×