Теперь трудно представить, что в 2010 году в Брестской области было всего два магазина крупных сетевых компаний: «Корона» в Бресте и «Алми» в Пинске.
За истекшие три года ситуация в торговле в корне поменялась. Сейчас восьми республиканским торговым сетям принадлежит пятая часть (более 21 %) продовольственного рынка области (они практически сравнялись по этому показателю с таким «давнишним» игроком на рынке, как потребкооперация). Такая ситуация требует постоянного мониторинга для предупреждения монополизации внутреннего рынка. Об этом шла речь на состоявшемся 29 мая выездном заседании постоянной комиссии областного Совета депутатов по вопросам экономики, бюджета и налогообложения (председатель комиссии Леонид Брич). Объективно оценить перспективы в сфере торговли и бытового обслуживания депутатам помогло посещение торгового центра «Корона», столовой УП «Гефест-техника», парикмахерского салона «Аффабель», автоцентра «Варшавский» и шиномонтажной мастерской в гаражном кооперативе в микрорайоне «Ковалево».
Начальник управления торговли и услуг облисполкома Вадим Кравцов проинформировал депутатов, что темп роста розничного товарооборота в области за три последних года составил 141,6 %. Объем инвестиций в отрасль за этот период достиг 2,3 трлн рублей – прежде всего благодаря развитию торговой инфраструктуры и реализации инвестиционных договоров. На Брестчине введено около 119 тыс. кв. м торговых площадей (в полтора раза больше, чем за всю предыдущую пятилетку (с 2006-го по 2010 год).
В области не ощущается недостатка и в объектах общественного питания (на начало текущего года их было 1786). Обеспеченность посадочными местами составляет 38 на 1000 жителей при нормативе к 2016 г. – 40 мест.
Интенсивное развитие торговой сети связано прежде всего с вхождением на внутренний рынок области республиканских сетевых компаний, которым принадлежит более 60 магазинов. По мнению депутатов, такая тенденция имеет как свои «плюсы», так и «минусы». К первым можно отнести широкий ассортимент товаров, современные технологии продаж и гибкую ценовую политику. В то же время настораживают рост количества убыточных организаций торговли и суммы убытков, которые они несут. В перспективе это может отразиться на качестве обслуживания населения.
Своими наблюдениями на этот счет поделился председатель областного Совета депутатов Сергей Ашмянцев. «В крупных магазинах, – сказал он, – заметно мало людей пожилого возраста. Не только им, но и таким менее мобильным группам населения, как молодые мамы и люди с ограниченными возможностями, важно иметь рядом магазин шаговой доступности. Не пришлось бы в скором времени ехать из какого-нибудь микрорайона в «Корону» или в «Евроопт» за булкой хлеба».
Подробности читайте в свежем выпуске «Вечерки» за 6 июня.