Правила пользования
Курс ЦБ на 20.04 USD 446.49 up -0.91
EUR 475.38 up -2.17
RUB 4.79 up 0.03
20 апреля Суббота, 00:07
восход заход
05:04 21:50 01:58 12:30

«Проблемы технического надзора за строительством и контрольного обмера в инвестиционных проектах Узбекистана»

Дата: 30.05.14 в 00:35
Мобильная версия Шрифт

Кому и зачем нужен технический надзор за строительством?

Обеспечение надлежащего качества строительно-монтажных работ – проблема, которую необходимо решать в комплексе. Она включает в себя соблюдение требований строительных норм и правил и государственных стандартов всеми участниками строительного процесса: проектировщиками, заказчиками и подрядчиками, что является залогом долговечности и эксплуатационной надежности возведенных зданий и сооружений, их экологической чистоты, безопасности для людей и, в конечном счете, экономичности при эксплуатации.

Некоторые объекты уже на начальном этапе эксплуатации требуют проведения крупномасштабных ремонтно-восстановительных работ, вызванных, прежде всего, потерей прочности, устойчивости или снижением надежности несущих конструкций.

Существующая многоступенчатая система контроля качества в строительной отрасли, включает в себя: контроль качества применяемых строительных материалов, конструкций и оборудования; строительно-монтажных работ и соблюдения основных технологических регламентов; приемочный контроль отдельных видов работ и объектов в целом; технический надзор; авторский надзор проектной организации.

Итак, для обеспечения качества строительно-монтажных работ заказчику необходимо последовательное выполнение следующих мероприятий:
- повышение роли и ответственности проектировщиков в обеспечении высокого технического уровня и качества проектов;
- создание службы управления качеством и технического контроля;
- обеспечение и выполнение строительно-монтажных работ (СМР), полностью отвечающих нормативным требованиям СНиП и проектов;
- повышение качества подготовки специалистов по вопросам управления качеством строительной продукции;
- усиление материально-технической базы специалистов и обеспечение их необходимым измерительным и лабораторным оборудованием.

Внедрение данных мероприятий влечет за собой существенные материальные расходы и затраты времени. На этом фоне выглядит оптимальным делегирование ответственности и обязанностей по осуществлению технического надзора за производством строительно-монтажных работ профессионалам, то есть независимым компаниям, осуществляющим данную деятельность.

Специалисты технического надзора контролируют качество строительных материалов, оборудования и выполненных строительно-монтажных работ, их соответствие проектам, сметам, СНиПу и государственным стандартам. Работники технического надзора несут ответственность за плохое качество работ, принятых от строителей, несвоевременное оформление актов на скрытые работы и систематически фиксируют в журналах работ свои замечания по качеству выполненных работ. Без подписи заказчика "К производству работ" рабочие чертежи считаются недействительными.

Надзор за строительством позволяет избежать раздутия и (или) необоснованного увеличения инвестиционного бюджета, экономит время заказчика, позволяет снизить финансовые потери, избежать срыва сроков, а следовательно, обеспечить своевременную сдачу объекта в эксплуатацию. Специалисты службы технадзора гарантируют юридическую поддержку и соблюдение экономических интересов инвестора.

На работников, осуществляющих технический надзор, возлагается:
• контроль соответствия выполняемых строительно-монтажных работ, применяемых конструкций, изделий, материалов и поставляемого оборудования, проектным решениям, требованиям строительных норм и правил, стандартов, технических условий и других нормативных документов;
• принятие своевременных мер и контроль за устранением выявленных дефектов в проектно-сметной документации, ее пересмотр (в случае необходимости) и недопущение необоснованного увеличения сметной стоимости строительства;
• проверка наличия документов, удостоверяющих качество используемых на строительстве конструкций, изделий и материалов (технических паспортов, сертификатов, результатов лабораторных испытаний и др.);
• контроль за выполнением геодезических работ в процессе строительства;
• освидетельствование и оценка совместно с работниками строительно-монтажных организаций выполненных работ и конструктивных элементов, скрываемых при производстве последующих работ, а также обеспечение требований по запрещению производства дальнейших работ до оформления актов на освидетельствование скрытых работ;
• осуществление по мере готовности с участием представителей генподрядной и специализированной (монтажной) организации, а также проектных организаций, промежуточной приемки ответственных конструкций зданий и сооружений - опор и пролетных строений мостов, емкостных сооружений, несущих металлических и железобетонных конструкций и т.п.;
• участие в проверках, проводимых органами государственного надзора, строительного контроля, состояния и соответствия проекту поступающего на монтаж оборудования, в оценке качества его монтажа, комплексном опробовании и приемке;
• контроль за соответствием объемов и качества выполненных и предъявленных к оплате строительно-монтажных работ проектно-сметной документации;
• проведение учета объемов и стоимости принятых и оплаченных строительно-монтажных работ, а также объемов и стоимости некачественно выполненных подрядной организацией строительно-монтажных работ и затрат на устранение дефектов и переделки;
• контроль наличия и правильности ведения первичной исполнительной технической документации (исполнительных схем инструментальной съемки смонтированных конструкций, частей зданий, сооружений и инженерных коммуникаций, общих и специальных журналов работ) и внесение в нее изменений в связи с выявленными недостатками и дефектами при производстве строительно-монтажных работ;
• контроль исполнения строительно-монтажными организациями указаний и предписаний авторского надзора и органов государственного строительного контроля, а также требований технического надзора заказчика, относящихся к вопросам качества выполняемых строительно-монтажных работ и применяемых конструкций, изделий, материалов и оборудования, обеспечение своевременного устранения дефектов и недоделок, выявленных при приемке отдельных видов работ, конструктивных элементов зданий, сооружений и объектов в целом;
• участие в проведении рабочими комиссиями (приемочными комиссиями) проверок качества отдельных конструкций и узлов, видов строительно-монтажных работ, оборудования и механизмов при их приемке;
• участие в освидетельствовании объектов, зданий и сооружений, подлежащих консервации и оформлении документации на консервацию или временное прекращение строительства предприятий, зданий и сооружений, а также в оценке технического состояния объектов при передаче их строительно-монтажным организациям для продолжения работ;
• участие в проверках, проводимых органами государственного надзора и строительного контроля, отделениями и конторами финансирующих банков, а также ведомственными инспекциями и комиссиями.

В основу нормативно-технических документов по осуществлению технического надзора должны быть заложены широко используемые за рубежом рекомендации международной организации инженеров-консультантов (ФИДИК/FIDIC). Международный опыт показывает, что технический надзор на объекте будет функционировать должным образом только тогда, когда "ИНЖЕНЕР" наделен полномочиями и властью для того, чтобы применять на практике все условия контракта ФИДИК/FIDIC. Для осуществления "ИНЖЕНЕРОМ" своих обязанностей в новые контрактные документы должны быть включены положения, позволяющие ему выступить в роли последней инстанции по всем вопросам, относящимся к качеству и оплате работ. Оплата за несоответствующие стандартам работы и материалы производиться не должна. Специалист технического надзора сможет контролировать качество только при наличии полномочий по контролю оплаты работ подрядчика.

Для успешной деятельности независимого технического надзора следует отказаться от существующей практики выделения фиксированной доли средств на осуществление технического надзора по любому проекту независимо от его сложности, квалификации подрядчиков и сметной стоимости работ.

Эти затраты не должны носить постоянный характер и, естественно, по каждому конкретному объекту будут различны. Например, в Западной Европе принято выделять на технический надзор от 3 до 7 процентов от общей стоимости работ, однако в каждом конкретном случае, по каждому проекту в отдельности они обосновываются по детальной смете, подготавливаемой консультантами или проектировщиками, и никогда не основываются на фиксированном процентном отношении. Очевидность того факта, что экономия средств за счет технического надзора на самом деле не является экономией, не вызывает сомнений. Финансовые последствия работ низкого качества, ведущие к значительному увеличению затрат на содержание и ремонт зданий и сооружений, сокращению сроков службы эксплуатации объектов, по своим размерам намного превышают суммы, сэкономленные в ходе строительства.

Кто и как осуществляет технический надзор за строительством в Узбекистане?

В Узбекистане, как правило, технический надзор за строительством осуществляют сотрудники строительных подразделений заказчика, специалисты УКСов и независимые компании, специализирующиеся на предоставлении услуг по техническому надзору, строительной экспертизе и контрольному "банковскому" обмеру.

Контрольный "банковский" обмер также осуществляют строительные подразделения некоторых банков (отсюда и название – банковский обмер). Но так как эта деятельность не является основной для банков, штат специалистов зачастую небольшой. При необходимости производства малых объемов работ по контрольному обмеру по обращении в банк возникают сложности в связи со значительными сроками ожидания. Это тянет за собой отсрочку в получении средств за уже выполненные объемы работ. Независимые компании работают более оперативно и обеспечивают исполнение заказа на контрольный обмер в сжатые сроки, избавляя тем самым заказчика от необходимости ждать, и прочих бюрократических проволочек. Это в свою очередь является залогом своевременной оплаты за фактически выполненные работы.

Государственный архитектурно-строительный надзор, не обеспечивает эффективного противодействия браку, недоделкам и дефектам в строительстве. Это прежде всего связано с отсутствием мотивации государственных инспекторов для качественного исполнения своих обязанностей, а также напротив зачастую сводится к "закрыванию глаз" на определенные недоделки и брак за определенную "мзду". В том числе известно, что государственные органы гораздо менее мобильны по сравнению с независимыми компаниями и не мотивированы на сокращение сроков реализации работ и оперативное разрешение возникающих проблем.

Не секрет, что при участии в проектах зарубежных компаний, одним из ключевых требований, выдвигаемых ими, является участие независимых компаний предоставляющих услуги по техническому надзору за строительно-монтажными работами и основывающими свою деятельность в соответствии с нормативной документацией международной организации инженеров-консультантов (ФИДИК/FIDIC). Тогда как строительные подразделения заказчика, Управлений Капитального Строительства основывают свою деятельность только на внутригосударственных нормативных актах, они зачастую проигрывают специализированным независимым компаниям.

В Узбекистане услуги по осуществлению технического надзора за строительно-монтажными работами из независимых компаний оказывают: ООО "UBI Consulting", ООО "VBM Engineering", ООО "Unicon" и другие.

Одним из ключевых игроков рынка услуг по осуществлению технического надзора за строительством Узбекистана является независимая компания OOO "True Engineering Supervision". Эта компания имеет опыт участия в международных проектах, в сотрудничестве с зарубежными компаниями по технадзору и финансируемыми зарубежными банками развития (ИБР, АБР). Учитывая участие зарубежных партнеров, вся деятельность осуществляется в полном соответствии с нормативной документацией международной организации инженеров-консультантов (ФИДИК/FIDIC).

Расценки на осуществление технического надзора за строительно-монтажными работами в зависимости от сложности объекта строительства, его сроков, объемов и других факторов колеблются в пределах от 1,5 до 10 % от стоимости строительно-монтажных работ. Цены на осуществление контрольного, так называемого "банковского" обмера – в пределах от 0,7 до 2,5 % от стоимости СМР.

Технический надзор - это грамотное (правильное) планирование строительства и четкий контроль всего процесса реализации инвестиционного проекта. Ключевое слово в описании функции технического надзора - это "контроль", как то контроль над составлением проектно-технической документации, расходом бюджета строительства и стройматериалов или соблюдением техники безопасности.

Технадзор в строительстве - это постоянный контроль строительно-монтажных работ до полного соответствия требованиям нормативно-правовых актов, соблюдение требований которых обеспечивает надлежащее качество. Поэтому, это услуга, на которой нельзя экономить, а доверять ее осуществление – только профессионалам!

Источник - ЦентрАзия
Постоянный адрес статьи - http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1401396780

Просмотров: 835


Комментариев: 0
О компании О проекте Источники новостей Предложить ленту Реклама на сайте Реклама в газете Контакты Наши партнеры
Портал ivest.kz - база частных объявлений газеты «Информ Вест», справочник предприятий городов Казахстана и России, новости, недвижимость, электронные версии ряда изданий, сборник кулинарных рецептов. Все замечания и предложения принимаются на info@ivest.kz.
Использование данного веб-портала подразумевает ваше согласие с Правилами пользования.
© 2000-2024 «Информ Вест»
Top.Mail.Ru
×