Проблема инноваций в отечественном образовании последние
20-25 лет стоит достаточно остро. По сути, в 90-е годы всем (и особенно
педагогам) было не до них, а в «нулевые» процесс инноваций сводился в основном
к переходу в новые компьютерные классы да массовому обучению преподавателей
работе с «хитрой техникой». Сегодня ситуация иная: во главу угла ставятся
личность учащегося и задача помочь ей в самоопределении. Именно на это нацелены
две новые программы, которые в будущем учебном году начнут реализовывать в
брестских гимназиях.
Стране нужны учителя
Количество абитуриентов, выбирающих педагогические
специальности, с каждым годом уменьшается и приближается к критической точке.
Государственные мужи предлагают разные способы решения этой проблемы, но
универсального рецепта пока не нашли. Учителя же, отлично понимая, что спасение
утопающих – дело рук самих утопающих, разработали инновационный проект, который
должен помочь хотя бы немного смягчить остроту кадрового вопроса.
На базе 6-й гимназии и 10-й школы Бреста в течение 2014-2017
годов будет реализовываться программа, которая должна помочь учащимся старших
классов определиться с выбором будущей профессии. Педагоги будут выявлять среди
молодежи тех, кто действительно имеет педагогические способности, может
работать с детьми, чувствует к этому интерес. Для этого преподаватели
задействуют все средства: будет вестись активная внеклассная деятельность,
будут создаваться объединения по интересам, с ребятами будут работать
преподаватели БрГУ имени Пушкина.
План работы огромен, но разработчиков проекта в лице
директора 6-й гимназии Екатерины Калейчик, ее заместителей Светланы Дядюк и
Марины Веренич обнадеживают факты: среди преподавательского состава гимназии
более 15 учителей – выпускники своей альма-матер. Люди, осознанно вернувшиеся в
родные стены после окончания педагогического вуза, достойны всяческого
уважения.
Tutor XXI века
Наверное, ни для кого не секрет, что «уравниловка», которая
исправно работала на протяжении почти всего XX века, в наше время стала
архаикой, не дает детям максимально развить свои способности и правильно
определить дальнейший жизненный путь. Учитывая сумасшедшую скорость развития
информационных технологий, можно уверенно сказать: сегодняшние дети получают в
3-4 раза больше разнообразной информации, чем их сверстники 20-25 лет назад.
Все это привело к необходимости искать новые формы
преподавания. Одной из них является так называемое «тьюторское сопровождение».
Само понятие «тьюторства» (от англ. tutor – наставник) берет свое начало в
Средневековье, когда в старейших английских университетах (Кембридж, Оксфорд)
возникла уникальная модель взаимодействия преподавателей с обучаемыми. Между
профессорами, читавшими лекции, и вольным братством студентов стояли тьюторы,
каждый из которых подбирал наиболее важные и полезные для своего подопечного
лекции. Благодаря такому персональному контролю качество обучения возрастало в
разы, а голова ученика была свободна от излишних знаний.
Продолжение в печатном «Вечернем Бресте» за 18 апреля.