Правила пользования
Курс ЦБ на 25.04 USD 443.85 up -0.47
EUR 474.3 up 0.97
RUB 4.8 up 0.04
25 апреля Четверг, 20:52
восход заход
05:04 21:50 01:58 12:30

«Новая индустриализация Казахстана. Часть 3. Транспортное машиностроение, - И.Лизан»

Дата: 19.03.14 в 10:56
Мобильная версия Шрифт

Одной из задач стратегии "Казахстан-2050" является увеличение к середине столетия доли несырьевого экспорта из республики до 70%. Задача сложная, но вполне реализуемая, тем более что у Казахстана уже есть первые успехи в развитии машиностроения. И, судя по тенденциям открытия новых производств, сконцентрируется республика на производстве транспортных средств, что даст ей возможность стать полноценным хабом в центре Евразийского материка.

Авиа- и вертолетостроение
Данные отрасли являются абсолютно новыми для экономики Казахстана. Во времена СССР республика была включена в производственную кооперацию и поставляла оборудование для авиастроения, но теперь речь идет уже о начале сборки самолетов и вертолетов на территории Казахстана.

Так, еще в конце 2010 года была достигнута договоренность Национальной компании "Казахстан Инжиниринг" с корпорацией Eurocopter о начале сборки на территории республики гражданско-военных вертолетов EC145. Сам договор был подписан в мае 2011 года, а уже в декабре с конвейера ТОО "Еврокоптер Казахстан инжиниринг" сошли первые машины. Французы инвестировали в производство порядка 5,7 миллионов евро. Теперь же на заводе Казинжиниринга собирают порядка 10 машин в год, всего будет собрано как минимум 45 EC145.

Учитывая успех с гражданскими машинами, было принято решение начать производство ударных вертолетов ЕС645Т2. Первый вертолет был презентован в середине июля прошлого года, а в этом году должна начаться его полноценная сборка. Поставка готовых машин начнется в следующем году, причем как силовым ведомствам Республики Казахстан, так и стран ТС и Центральной Азии.

Параллельно на базе алма-атинского АО "Авиаремонтный завод № 405" совместно с ОАО "Вертолеты России" создается производство легких вертолетов Ка-226Т. В планах выход на темпы производства порядка 20 единиц в год с последующей продажей машин не только на внутреннем рынке, но и в страны региона.

Попытка же наладить сборку самолетов самостоятельно окончилась бесславно: на карагандинском заводе по выпуску сельскохозяйственных самолетов компании "КазАвиаСпектр" за два года работы был собран только один самолет, да и тот не взлетел. Предприятие было названо Назарбаевым "показухой".

Учитывая провал с карагандинским "Фермером", было принято решение об окончании самостоятельного экспериментирования и о поиске инвестора, готового наладить сборку продукции на территории страны. Попытка перевести производство европейских самолетов Fokker на территорию Казахстана успехом не увенчалась. Потому было решено создать совместное производство самолетов Ан-140 и Ан-158 с украинским АНТК им. Антонова. Запуск совместного серийного производства должен состояться в этом году. Потребность рынка - свыше 100 машин.

Однако в республике было налажено производство не только авиационной техники.

Казахстанская железная дорога: тепловозы и электровозы
Для ликвидации последствий устаревания подвижного состава Казахстанских железных дорог еще в 2006 году был дан старт проектированию тепловозов. И в декабре 2009 года состоялась презентация первого грузового магистрального односекционного тепловоза пятого поколения серии Evolution - ТЭ33А, собранного в Казахстане.

Всего было произведено свыше 250 тепловозов со средним темпом сборки свыше сотни машин в год. Теперь же 50% акций локомотивосборочного завода Астаны принадлежат российскому Трансмашхолдингу. Благодаря альянсу с Трансмашхолдингом в Астане создано совместное казахско-франко-российское предприятие по производству электровозов с мощностью порядка 50 двухсекционных электровозов в год. Текущий портфель заказов для КТЖ составляет свыше 1,3 миллиарда евро.

В городе Шу Жамбыльской области после реконструкции производственных мощностей совместно с китайцами запущено производство маневровых тепловозов. А на "ВостокМашЗаводе" дан старт производству вагонного литья с мощностью в 4000 вагонокомплектов в год.

Создание автопрома
В 2002 году было создано АО "Азия Авто". Теперь автомобили в республике собирают на двух заводах: в Усть-Каменогорске и в Костанае. Изначально собирали только российские "Нивы", но теперь в линейку входят автомобили марки Skoda, Lada, KIA, SsangYong, ZAZ, IVECO и Peugeot. В этом году запланировано освоение выпуска внедорожника Toyota Fortuner.

И если в 2012 году в республике было выпущено порядка 14 тысяч автомобилей, то в 2013-м - уже свыше 38 тысяч. План производства на этот год - 60 тысяч автомобилей. К 2017 году планируют выйти на отметку в 300 тысяч автомобилей в год.

По словам президента Ассоциации автомобильного бизнеса РК Андрея Лаврентьева, в Малайзии и России такой объем производства был достигнут спустя 7 лет, а в Южной Корее - спустя 12 лет.

"Мы преодолеваем барьер в 60 тысяч автомобилей. Общая средняя локализация по этим проектам достигнет уже более 26 процентов - это хороший показатель. И в этом году каждый третий автомобиль, приобретенный в нашей республике, будет являться произведенным в Казахстане", - сказал Лаврентьев.

Кроме того, в позапрошлом году на совместном казахско-белорусском предприятии был собран первый 45-тонный БелАЗ и организовано сервисное обслуживание карьерной техники.

А еще с 2005 года в республике собирают тракторы МТЗ.

От сборки к самостоятельному производству
Пока же ключевой проблемой и главным поводом для критики казахстанского машиностроения является низкий процент локализации производства. Впрочем из года в год этот показатель растет.

Если в автопроме и тепловозостроении все начиналось с нуля, то теперь по автопрому показатель локализации производства составляет 26%, а по тепловозам в этом году достигнет 70%. Показатель казахстанского содержания в маневровых тепловозах составит 51%.

Аналогичные тенденции со временем проявятся и в производстве авиационной техники, ведь ключевым требованием к украинскому АНТК им. Антонова является создание локального производства самолетов в Казахстане.

Кроме того, параллельно с насыщением внутреннего рынка Казахстан экспортирует продукцию в соседние страны, технологически привязывая их к себе.

А привлечение производителей машиностроительной продукции на территорию республики позволит не только насытить внутренний рынок страны, но и подготовить производственные и интеллектуальные кадры. Ведь, как правило, путь к производству абсолютно новой продукции начинается с созерцания, заимствования идей, а зачастую - полного копирования разработанных кем-то машин. Поэтому создание в республике своего собственного машиностроения - всего лишь дело времени.

Иван Лизан
17.03.2014

Источник - Однако
Постоянный адрес статьи - http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1395204960

Просмотров: 579


Комментариев: 0
О компании О проекте Источники новостей Предложить ленту Реклама на сайте Реклама в газете Контакты Наши партнеры
Портал ivest.kz - база частных объявлений газеты «Информ Вест», справочник предприятий городов Казахстана и России, новости, недвижимость, электронные версии ряда изданий, сборник кулинарных рецептов. Все замечания и предложения принимаются на info@ivest.kz.
Использование данного веб-портала подразумевает ваше согласие с Правилами пользования.
© 2000-2024 «Информ Вест»
Top.Mail.Ru
×