В Большом театре готовятся по-новому взглянуть на «Царскую невесту» Римского-Корсакова: дирижер Геннадий Рождественский, режиссер Юлия Певзнер и балетмейстер Екатерина Миронова приготовили «капитальное возобновление и новую сценическую редакцию» оперы.
Партитура «Невесты» славна задушевным русским началом, повышенной распевностью, сильными эмоциями и мелодическим богатством. Арий — одна другой лучше — здесь много, как в традиционной опере XIX века, за что композитору в свое время досталось от соратников по «Могучей кучке»: им не хватало модных тогда речитативов. Ансамбли проникновенные, а хор-комментатор хватает за душу. Сюжет, в основе которого — реальная история одной из свадеб Ивана Грозного и историческая пьеса Льва Мея, наполнен поистине вердиевскими страстями, при которых от любви до ненависти и обратно — один шаг. Сайт Большого театра так излагает дело: лекарь Бомелий вожделеет Любашу, Любаша любит Григория Грязного, Грязной пленяется Марфой Собакиной, Марфа готовится к свадьбе с Иваном Лыковым, а ее, в свою очередь, выбирает себе в невесты царь Иван Грозный, и все это на фоне разгула опричнины. Режиссер Юлия Певзнер, чьи творческие рамки в «Царской невесте» ограничены не только производственной необходимостью вписаться в готовые декорации, но и нуждой театра в «реалистическом» спектакле, намерена сделать все, «чтоб девушку к себе приворожить», как поет один из персонажей. Певзнер, по ее словам, намерена сделать акцент не на Марфе, а на ее коварной, ревнивой сопернице, Любаше. Впрочем, Марфе, по слухам, тоже мало не покажется, хотя ей и придуман лирический реквизит-лейтмотив — качели. Девушку, как и положено, отравят до сильной слабости — но у Певзнер ее, по слухам, еще и прикончат. Несчастную царскую невесту в финале убьет Малюта Скуратов, и это лишь финальная точка длинной линии судьбы. Ведь Марфа, говорит Певзнер, «жертва всех окружающих ее мужчин». Балетмейстер Екатерина Миронова тоже озадачивает туманными намеками: мол, у нее не будет никаких ряженых, медведей и прочих «стереотипов русского танца». Исполнители большей частью перешли в новую «Царскую невесту» из старого спектакля, но планируются и свежие силы, в частности артисты Молодежной оперной программы Большого и приглашенные солисты провинциальных театров (многие с отменными голосами). В общем, нынешняя косметическая процедура призвана омолодить старушку «Невесту» без радикальных хирургических вмешательств. Если все пройдет успешно, Большой утрет нос тем, кто упрекает его в программной архаичности: где еще спектакли могут идти по полвека?
Читайте также:
В Лондоне назовут лауреатов National Dance Awards — ежегодной британской театральной премии от Круга критиков →
Фестиваль «Золотая маска» откроется гастролями Мариинского театра в Москве →
Новым главным дирижером Большого театра назначен Туган Сохиев →
Руководитель Мосдепкультуры Сергей Капков рассказал «Газете.Ru» о культурной политике Москвы →
«Газета.Ru» выяснила, кто может занять пост главного дирижера и музыкального руководителя Большого театра →
|