Правила пользования
Курс ЦБ на 29.03 USD 448.15 up -1.43
EUR 483.46 up -3.48
RUB 4.86 up 0
29 марта Пятница, 05:44
восход заход
05:04 21:50 01:58 12:30

«Положение с водоснабжением в Таджикистане, - К.Сирожидинов»

Дата: 18.11.13 в 10:38
Мобильная версия Шрифт

… У нас в Таджикистане на сегодня только 58,5% населения страны имеет доступ к улучшенным источникам питьевой воды и около 30% к улучшенной санитарии – из выступления Президента РТ Эмомали Рахмона на Душанбинской международной конференции по водному сотрудничеству (август, 2013).

Численность населения Республики Таджикистан составляет 8 млн. человек, 29,4% городского населения и 70,6% сельского.
Всего городских поселений 74, из них городов-17, поселков (городского типа)-57.
Административно-территориальных районов-58. Сельских населенных пунктов- 4114 единиц.

Источники водоснабжения населения.

Источниками систем питьевого водоснабжения населения являются подземные и поверхностные водные ресурсы.

В пределах Таджикистана разведаны и утверждены эксплуатационные запасы пресных подземных вод в объеме 6,4 млн. кубометров в сутки, потенциальные же запасы подземных вод оценены в 19,1 млн. куб. м в сутки. Удельные показатели по эксплуатационным запасам пресных подземных вод составляют 800 литров на человека в сутки, а по потенциальным запасам 2388 литров. Это один из самых высоких показателей в регионе Центральной Азии (ЦА). Подземные водные ресурсы достаточны для покрытия потребностей населения в настоящее время и в отдаленной перспективе. Системы водоснабжения не испытывают недостатка в воде. В целом пресные подземные воды хорошего питьевого качества, но по целому ряду водозаборных скважин на территории страны, особенно в Согдийской области, эксплуатируются подземные воды с минерализаций, превышающей 1000 мг/л, и жесткостью воды более 10 моль/л, что обостряет проблемы здравоохранения.

Загрязнение подземных вод соединениями азота имеет тенденцию к снижению (сокращаются объемы использования азотистых удобрений в сельском хозяйстве). В загрязнении подземных вод принимают участие населенные пункты, в том числе городские поселения, не имеющие канализацию и расположенные на территориях с близким залеганием уровня грунтовых вод, а также размещенные вблизи рек и других водоемов. В населенных пунктах, где имеется водопровод, но нет канализации, использованная вода в виде загрязненного стока стекает в открытую лотковую и арычную сеть далее собирается в потоки и отводится не организованно в ирригационные каналы и реки. По причине взаимосвязанности поверхностных и подземных вод последние загрязняются. Арыки в городах, уже давно, по сути, превратились в сточные канавы. Пока это не признается социальной, экологической и экономической проблемой национального масштаба.

Водоснабжение ряда городских поселений таких как Худжанд, Турсунзаде, Гиссар, Шахринау,Вахдат,Конибадам,Истаравшан,Курган_Тюбе,Куляб,Шаартуз,Пяндж полностью, на 100% базируется на подземных водах. В целом по республике, 90% забранной из природных источников объемов воды для нужд населения приходится на подземные воды. Наблюдения за изменением качества подземных вод в стране ведут только системы водоснабжения (водоканалы) крупных и больших городов (Душанбе, Худжанд, Курган-Тюбе, Куляб, Кайраккум).

Поверхностные водные ресурсы для целей водоснабжения включают в себя сток рек и их притоков. Ресурсы поверхностных вод распределены по населенным местам неравномерно. Природное качество поверхностных вод соответствует первому классу очень чистых пресных вод, с эпизодическим переходом во второй класс чистых вод. Объем местного речного стока Таджикистана в среднемноголетний период 95% обеспеченности составляет 47,7 млрд. кубометров воды в год, что соответствует удельному показателю на душу населения - 5963 кубометров в год. Это один самых высоких показателей не только в регионе ЦА, но и в мире.

В стране, эксплуатируются небольшие по мощности системы водоснабжения, которые полностью базируются на поверхностных водах (г.Нурек, Айнинский район, центры административных районов ГБАО, Яванский район).

Остальные, подавляющее большинство централизованных систем водоснабжения населенных мест базируется на комбинированных источниках, как на подземных, так и на поверхностных.

По действующей технологии подготовка подземных вод должна осуществляется хлорированием. Водоочистка и подготовка воды же из поверхностных источников должна осуществляется путем обработки (реагентами, коагулянтом), отстаивания, фильтрования и обеззараживания.

Источниками общего, (местного) небезопасного, индивидуального водопользования являются: небольшие притоки рек, арыки, ирригационные каналы, грунтовые воды, не каптированные родники, хаузы, открытие колодцы, дождевая вода, привозная (покупная вода).

Эти источники согласно международной классификации относятся к неулучшенным и к небезопасным в санитарном отношении источникам водоснабжения населения. Если в мировом масштабе 18% населения мира все еще лишены доступа к улучшенным источникам снабжения питьевой водой, то порядка 42% населения Таджикистана не имеют доступа к действующим централизованным системам и другим защищенным источникам водоснабжения и вынуждены круглогодично пользоваться указанными неблагоприятными источниками водоснабжения. При этом стабильно 30% населения нашей страны употребляет воду из открытой арычной сети (включая рек, каналов). Несмотря на принимаемые совместные меры и усилия, этот показатель по причине роста численности населения не снижается.

Нигде в Таджикистане физическое отсутствие водных ресурсов для целей водоснабжения населения не наблюдается. Также нет необходимости в передаче воды на дальние расстояния для нужд водоснабжения.

Объемы водопотребления.

Учет (расчетный) объемов водопотребления населением осуществляется только централизованными системами коммунального водоснабжения. Объем водозабора за несколько последних лет не превышает 330-350 млн. кубометров в год (что составляет 83% от уровня 1990г.), из них непосредственно населением используется порядка 103-105 млн. кубометров. В отраслевой структуре, коммунальное (муниципальное) водопотребление не превышает 3,0-3,5% от общего уровня водозабора для всех нужд водного хозяйства РТ. За последние 23 года спрос на воду предприятий водоснабжения сократился (в РТ в период с 1989 по 2012 годы спрос упал на 16-18%). В некоторых городах он сократился на 30% из-за снижения промышленного водопотребления, упразднения снабжения горячей водой. Ожидается дальнейшее снижение по причине управления спросом посредством измерений объемов водопотребления.

Общее, местное водопотребление населением является бесплатным (за исключением покупной воды) и объемы не учитываются.

Уровень водопотребления (доступ населения к источникам улучшенной, безопасной воды).

Несмотря на плохое техническое состояние систем, и сетей городского водоснабжения, ухудшения качества предоставляемых услуг, охват населения системами централизованного водоснабжения в городах Таджикистана высок и варьирует в широких пределах.
Доля потребителей, имеющих подключение к сети городского водоснабжения (доступ) составляет от 30% в г.Чкаловске и до 95-100% в г.г.Душанбе, Худжанде и Нуреке. В целом по стране доступ к улучшенным источникам воды имеют 93% городского
населения (охват централизованным водоснабжением 83% и другими улучшенными источниками, такими как организованный родник, ручные насосы, защищенный колодец-10%).

Только 50% населения охваченного зоной обслуживания ГУП "Хочагии манзилии коммунали" (ХМК) обеспечено водой. Причины: отсутствие в некоторых частях городов распределительной сети; часть жителей потребляет воду, но не зарегистрированы в предприятиях водоканала. Население, не охваченное системами водоснабжения, обладает весьма ограниченной способностью и возможностью самостоятельно финансировать подключение к этой системе.

Если для половины населения доступа на самом элементарном уровне к питьевой воде нет, у людей не остается выбора и им приходиться пользоваться водой из общественных источников не очищенной воды. Это в свою очередь приводит к тому, что уровень заболеваний передаваемых водным путем существенно повышается. Общественные источники не только загрязнены, но часто также удалены на значительные расстояния от двора.

Не смотря на финансовые трудности, процент подключений домохозяйств к системам водоснабжения на протяжении последних нескольких лет остается стабильным (хотя в г. Худжанде имеются плохие примеры лишения услуг по водоснабжению на основании неплатежеспособности семьи), а в некоторых городах в связи с расширением индивидуального жилищного строительства даже незначительно возрастает.

Удельное водопотребление городским населением остается на относительно высоком уровне, в пределах 200 литров на человека в сутки в средних и малых городах, поселках, и до 500 литров и выше в городе Душанбе (цифры потребления включают существенную часть воды, которое в действительности теряется в распределительной и внутридомовой сети). Большое количество возвратных вод – отрицательный показатель работы системы.

Одной из причин чрезмерного водопотребления является то, что еще не получило широко развития использования бытовых приборов учета водопотребления, что не поощряет
более эффективное использование воды.

Измерение (учет) водопотребления.

На абсолютном большинстве предприятий водоснабжения отсутствуют приборы учета производства, распределения и потребления воды.

Во всех коммунальных предприятиях сектора водоснабжения (всего 60 предприятий) отсутствуют внутренние приборы учета производства, распределения и отпуска воды (напротив расход электроэнергии на всех точках потребления предприятиями измеряется).
Несмотря на стандартное требование о наличии измерительных приборов на производственных и основных распределительных участках, производство воды измеряется согласно параметрам мощности насосов и давления в системе.
Измерение на производственных участках и внутренний учет приборами не является стандартной практикой на предприятиях водоснабжения, и внедрение таких приборов считается чрезмерной статьей затрат.
Объемы производства (на основании технических параметров насосного оборудования и иных сооружений) определяются расчетным путем (за исключением системы водоснабжения г. Душанбе, где недавно налажен приборный учет объемов водоподготовки во всех 4-х станциях).
Учет объемов распределения воды не ведется вообще (за исключением г. Куляб). Поток воды по распределительным сетям произвольно отрегулирован задвижками, при этом, неизвестно какое количество воды протекает по тому или иному трубопроводу.
Внутренний приборный учет водопотребления и особенно измерения внутри многоквартирных домов внедряются достаточно медленно. В городе Душанбе измеряется менее 20% подключений, Худжанде – 30%, в городе Кулябе установлены водомерные счетчики всего в 70 квартирах двух многоквартирных домов, в остальных городах не измеряется вообще. Счета по-прежнему выставляются на основе стандартов, или в зависимости от числа жителей в квартире (единые сборы, ставки), или норм водопотребления, или диаметров водоподводящих труб и принятой скорости течения. Счета в 2-2,5 раза превышают фактический объем водопотребления (фактическое водопотребление в домохозяйствах с установленными счетчиками намного меньше по сравнению с нормативными расчетными показателями). Поэтому предприятия водоснабжения неохотно идут на более широкое применение водомеров.
Системы городского водоснабжения – естественная монополия. В силу естественной монополии, ввели по г.Душанбе единые ставки сборов (3,5 сомони в месяц на одного человека) которые не предусматривают стимулов рационального использования воды, так как не зависят от объемов использованной воды. Тем не менее, подобные схемы легки для понимания потребителями не имеющих водосчетчиков, просты в применении и обеспечивают достаточное поступление финансовых средств. Причинами, по которой внедрили высокие единые сборы, называют необходимость возврата кредита МАР, удорожание электроэнергии и материалов и высокие издержки при монтаже и слежении за водяными счетчиками. Конечно последнее убедительный аргумент при наблюдаемом постоянном обилии водных ресурсов Душанбе. Единые ставки сборов оказываются удовлетворительными для возмещения издержек и возврата кредита в ситуации, когда нет серьезного дефицита воды. С другой стороны, одновременно с введением единого сбора приступили также к параллельной реализации проекта Всемирного банка, которая предусматривает масштабную установку бытовых счетчиков воды.
После установки счетчиков воды доходы водоканала резко сократятся. Это произойдет потому, что население будет оплачивать услуги водоканала по фактически использованному объему воды (0,195 сомони за 1000 литров). Анализ фактов показывает, что при наличии счетчика воды в квартире, уровень водопотребления семьи в составе из 5 человек едва достигает 5000 литров в месяц. Следовательно, при нынешнем тарифе при установке водо счетчика в квартире семья будет оплачивать (с учетом канализации) всего 1 сомони в месяц, вместо 17,5 сомони, то есть более в 17 раз меньше по сравнению настоящем временем. Поэтому с целью недопущения чрезмерного, многократного повышения тарифа в будущем, настоятельно рекомендуется заблаговременно, сейчас произвести анализ затрат, рисков и выгод масштабного внедрения счетчиков воды по городу Душанбе, где нет недостатка в воде как ресурса.
В условиях Таджикистана приборный учет объемов потребляемой в быту воды оправдан только там, где в настоящее время установлены низкие тарифы и там где наблюдается недостаток воды.
С другой стороны, у водоканалов практически нет стимулов к ведению приборного учета водопотребления. Это создает дополнительные затраты для предприятия. Кроме этого, в отсутствие системы измерения водомерами, водоканалы имеют возможность для покрытия своих затрат просто перенести бремя потерь и неэффективной организации работы на нормы потребления и тарифы. Большинство систем водоснабжения городов имеют избыточные мощности. В этих условиях низкий уровень водопотребления (обычно за установкой приборов учета следует существенное снижение водопотребления, сокращается спрос, следовательно, сокращается и доход водоканала, вынуждая его поднимать тарифы) может привести к увеличению энерго затрат и расходов на техническое обслуживание. По этим и другим причинам приборный учет бытового водопотребления (домовые и внутриквартирные измерения) внедряются достаточно медленно, не получают широкого развития.
Потребитель же, напротив заинтересован в замеренном водопотреблении, так как в этом случае он платит только за фактически потребленное количество воды, а не за всю воду с учетом ее потерь в процессе распределения и за нерегулярность снабжения. Анализ воздействия установки пока немногочисленных индивидуальных приборов учета в квартирах и в не бытовых потребителях показывает, что замеряемое водопотребление стимулирует более ответственный подход к использованию воды и снижению за водомерных потерь воды.
Местная исполнительная власть (хукуматы) также могут быть заинтересованы в установке приборов учета, поскольку это обеспечивает экономию ресурсов и сокращает объем необходимых регулярных мер по развитию системы, способствует формированию эффективной политики защиты интересов потребителей и внедрению других социальных мер.

Техническая оценка (обзор) городских систем водоснабжения.

Водоприемные сооружения
Системы сооружения водоснабжения вообще, в том числе водоприемные сооружения по забору подземных вод относятся к технически сложным объектам. На территориях водоприемных сооружений городских систем водоснабжения размещено порядка 400 скважин для нужд коммунального водоснабжения. Из этого числа, количество оборудованных скважин – 360 единиц или 90%. Мощность водоприемных сооружений из подземных вод составляет 1млн.032 тыс. куб. м/сутки, в том числе 350 тыс. куб. м/сутки по городу Душанбе.
Подведомственные ГУП ХМК раздельно размещенные водоприемные сооружения в количестве 53 единиц, в каждом из которых размещено от одного до нескольких единиц скважин (всего 330) производят воду в 3 раза меньше проектной мощности, 63% произведенной воды теряется бесполезно, только 37% воды доходит до водоразборных кранов населения и других категорий потребителей. В этой структуре имеет место проблема избытка производственных мощностей водозаборов, что увеличивает издержки производства, приводит к неэффективному использованию электрической энергии.
Действующие водозаборные скважины пробурены более 25 лет тому назад. По этой причине во многих из них в результате кольматации водоприемных устройств скважин (фильтров) и прилегающих к ним водоносных пород производительность водозабора с течением времени снижено. Не разработаны программы наблюдений за режимом подземных вод и не принимаются меры по повышению производительности водозаборов в процессе эксплуатации. Длительное время не осуществляется прокачка и откачка скважин. Не составлены графики работы насосного оборудования в зависимости от суточных потребностей в воде, не установлены расходомеры, нет дополнительных стабилизаторов напряжения для защиты глубинных насосов, нет технических паспортов скважин, другой технической документации. Все эти причины приводят к тому, что водозаборы эксплуатируются не эффективно.
Неадекватное техническое обслуживание сооружений, недостаточная подготовка персонала, осуществляющего ремонт, и нехватка финансовых ресурсов для поддержания их в рабочем состоянии еще более усугубляют проблему. Теряется бесполезно не только большие объемы воды, но и определенное количество электроэнергии связанное с энергоемкостью оборудований.

Качество водоподготовки питьевой воды снизилась из-за отсутствия химикатов, дезинфицирующих средств, разрушения оборудования для очистки и обеззараживания воды, а также по причине финансовых ограничений. В более чем в 80% водопроводах не функционируют обеззараживающие устройства. По сведениям министерства здравоохранения РТ, практически на всех водопроводах, за исключением коммунальных водопроводов г.г. Душанбе, Худжанд, Курган-Тюбе, Куляб не производится обеззараживание питьевой воды из-за отсутствия коагулянтов, дезинфицирующих средств, установок по хлорированию воды и подготовленных кадров. Более того, жидкий хлор заменяется хлорной известью и гипохлоритом кальция, что существенно повышает жесткость питьевой воды и ухудшает ее вкусовые качества и санитарные параметры. В результате быстро растет спрос на чистую питьевую воду из альтернативных источников.
Следует отметить, что все вышеперечисленные проблемы водозаборных сооружений оказывают гораздо большее воздействие на малые и средние по численности населения города и поселки. В этих городах инвестиции в водозаборные сооружения систем водоснабжения остались на крайне низких уровнях (ограничивается только заменой вышедшего из строя глубинных насосов), главным образом из-за тяжелого положения с доходами на предприятиях водоснабжения и нехватки государственных средств. Более существенные инвестиции реализованы были лишь локально. В настоящее время завершена реализация "Проекта развития местной (коммунальной) инфраструктуры в РТ" финансированная Всемирным банком. Данный проект частично реабилитировал систему водоснабжения 8 городов и районных центров страны. Масштабные инвестиции в системы водоснабжения городов и поселков вкладывается Европейским банком Реконструкции и Развития (ЕБРР).

Системы подачи и распределения воды
По всем централизованным системам городского водоснабжения Таджикистана протяженность водопроводных сетей подачи и распределения воды составляет 3,0 тыс. км, 95% водопроводных сетей проложено до 1980 года, период эксплуатации которых уже превышает 30 лет. Эксплуатация и регулирование водопроводных сетей осуществляется при помощи 25 тысяч задвижек, установленных в более чем 15 тысяч колодцах. Для регулирования равномерного водопотребления используются резервуары чистой воды общим объемом 300 тыс. кубометров (115 единиц), количество насосных станций 150, из них 95 станций подкачки для высотных зданий.

Ранее построенные и введенные в эксплуатацию водопроводные сети из-за длительной эксплуатации пришли в негодность. Физический износ сетей составляет 60-70%.

Более того, ремонту и техническому обслуживанию сетей до недавнего времени уделялось недостаточного внимания, и на него выделялись недостаточно финансовых ресурсов. На протяжении многих прошедших лет практически не менялись распределительные и внутридомовые сети, почти не выполнялись другие восстановительные работы, что приводило к чрезвычайно высокой аварийности. Так, протяженность уличных сетей водопровода города Курган-Тюбе составляет порядка 15 км, из них 60% или 9,0 км были изношены, некоторое время тому назад впервые проведены масштабные работы и отремонтированы и заменены всего 4,2 км. В настоящее время по проекту ЕБРР завершаются работы по восстановлению еще 2,6 км водопроводных сетей г. Курган-Тюбе, 2,2 км сетей в некоторых других городах. Японское агентство по международному сотрудничествe (JICA) профинансировал монтаж водораспределительных сетей протяженностью 47 км в поселке Москва и прилегающих населенных пунктах.

В большинстве городов в настоящее время происходит от 2,8 до 3,7 аварий в год на 1 км трубы. В целом по республике, ежегодно регистрируется порядка 7400 аварий в системе водоснабжения, что составляет 2,9 аварий на 1 км сети. По г. Душанбе 1890 аварий или 3,7 аварий на 1 км трубы в год (приемлемым показателем считается 0,2-0,3 аварий на 1 км водопроводных сетей в год).

Такие коэффициенты аварийности ведут к существенным уровням потерь воды (51,5%) до цикла отпуска воды потребителям. Аварии трудно поддаются ликвидации, особенно в асбестоцементных и чугунных трубах. Рост аварийности приводит к снижению периода бесперебойности услуг, к возрастанию объема утечек и непроизводительных расходов воды. Высокий уровень утечек требует производства больших объемов воды, что увеличивает потребление электроэнергии.

Большинство запорно-регулирующей арматуры (задвижки) водопроводных сетей изношены, заклинены и выведены из строя. По этой причине для ликвидации аварий на водораспределительных сетях, предприятия водоканала вынуждены отключать значительные участки от водоснабжения, часто на 2-3 сутки. Иногда для ликвидации аварий отключается вся система водоснабжения, что еще более усугубляет проблему бесперебойности снабжения и создает чрезвычайную ситуацию.

Также, вследствие зимних суточных лимитов потребления электроэнергии и частых внезапных отключений, износа инфраструктуры, городские предприятия водоснабжения сталкиваются с другими большими трудностями при оказании бесперебойных услуг (в городах нет примера прекращения подачи воды по причине физического отсутствия воды).

В Таджикистане водоснабжение за пределами столицы, города Душанбе и крупного города Худжанда осуществляется только несколько часов в сутки. Нигде в Таджикистане за исключением г.г. Душанбе, Худжанд водоснабжение не осуществляется 24 часа в сутки. Снабжение горячей водой во все городах за исключением небольшой части г.Душанбе прекращена полностью.

Домохозяйства, имеющие водопровод в доме или водоразборную колонку во дворе и номинально располагающие доступом к улучшенной воде, сталкиваются с острой проблемой не регулярности ее подачи и напором, особенно в осенне-зимне-весенний периоды. Непрерывность подачи воды за эти периоды года для средних и небольших городов колеблется от 2 до 4 часов в сутки. Летом увеличивается до 16 часов в сутки.

Даже в летний период, когда нет проблем с бесперебойностью энергоснабжения, все большее распространение получает практика нормированного водоснабжения, т.е. подачи воды по графику (с учетом реальной собираемости платежей, водоканалы, таким образом корректируют свою работу).

Помимо того, что практика водоснабжения по графику создает проблемы для потребителей, а также отрицательно влияет на качество воды (при отключении сети происходит инфильтрация загрязненных грунтовых вод в систему) и доступа к воде, она еще более ускоряет износ сети (из-за "гидравлического удара", создающегося при перебоях в водоснабжении), выводит насосное оборудование из строя.

Домохозяйства многоквартирных многоэтажных домов в течении одного года 1-2 раза вынуждены менять внутриквартирную запорно-регулирующую арматуру, которые вследствие частого "гидравлического удара" дают утечки воды и выходят из строя, при сроке службы такого типа арматуры в 5 лет.

Техническая оценка (обзор) сельских систем питьевого водоснабжения.

Одно из самых глубоких несоответствий в доступе к водоснабжению существует между сельскими районами и городскими поселениями Таджикистана. В селе втрое меньше чем в городе. Положение дел с обеспечением сельского населения страны качественной питьевой водой крайне неудовлетворительное. Сельчане в серьезной степени испытывают нехватку питьевой воды. По данным правительственной Программы улучшения обеспеченности населения РТ чистой питьевой водой на 2007-2020 годы, 80% сельского населения республики не обеспечены водопроводной водой.

Зона обслуживания централизованных систем сельского питьевого водоснабжения охватывает 62,7% сельского населения, в то же время фактический доступ к нему имеют только 32%. Наиболее тревожное положение создалось в Курган-Тюбинской зоне Хатлонской области, особенно в Кумсангирском, Кабадианском, Н.Хусрав, А.Джоми, Шаартузском и Вахшском районах. Здесь от 82 до 100% сельского населения не обеспечено водопроводной водой.

В Согдийской области половина сельских жителей использует для хозяйственно-питьевых нужд загрязненную воду из поверхностных источников, не предназначенных для этих целей. Из 650 сельских населенных пунктов области 490 используют арычную или другую небезопасную для здоровья воду. В Канибадамском районе 66%, Пенджикенском – около 80% сельского населения не обеспечено водопроводной питьевой водой. Не лучше обстоят дела с водоснабжением сельских жителей в РРП и ГБАО.

Инфраструктура сельского водоснабжения в настоящее время находится в наиболее тяжелом состоянии, на грани полного разрушения. Нехватка доброкачественной питьевой воды во многих сельских населенных пунктах происходит не столько от недостатка самой воды, сколько от упадка инфраструктуры. Так, из 125 водопроводных систем Курган-Тюбинской зоны 68 или 54% по различным причинам не функционирует. В Бохтарском районе из 14 систем, неисправны, и не эксплуатируются - 13.

На действующих сельских водопроводах в неисправном санитарно-техническом состоянии содержатся общественные уличные водоразборные колонки. Отсутствует учет воды. Не производится обеззараживания воды, отсутствует производственный лабораторный контроль качества воды. Питьевая вода подается 2-3 часа в сутки, что приводит к падению давления в сетях, подсосу загрязнений, частому выходу из строя насосов. Адекватное техническое обслуживание и эксплуатация сооружений и сетей в последние 15-20 лет являлись невозможной задачей. Тем не менее, в некоторых сельских районах (например, в Вахшском и Кабадианском, Вахдаде) общины самостоятельно содержат, обслуживают и расширяют системы водопользования.

В разное время сооруженные в различных частях страны из 173 колодцев питьевого водоснабжения, 112 по причине не исправности не используется населением.

Неудовлетворительное положение с обеспечением сельских жителей водой усугубляется еще тем, что принадлежавшие ранее колхозам и совхозам страны водопроводные сооружения, а это 2164 км водопроводных сетей, 241 водозаборов, 369 скважин, 184 установок по хлорированию воды бездействуют, большинство из них в результате реформ оказались бесхозными.

Ранее, при финансовой и технической поддержке ряда международных организаций в качестве временного решения проблемы водоснабжения села и сельских школ были сооружены тысячи ручных насосов.
К настоящему моменту более половины, из которых не функционируют по причине закупорок, поломки, отсутствия запасных частей и частично по причине не пригодности грунтовой воды для употребления.

В Таджикистане функционируют 7 подведомственные ГУ "Точикобдехот" так называемые групповые централизованные водопроводы, которые снабжают водой несколько сельских населенных районов. Групповые водопроводы должны были лучше наладить эксплуатацию и техническое содержание водопроводных сетей и сооружений, лучше контролировать их работу. Но на практике этого не произошло. Третья часть скважин (25 из 80), четвертая часть насосных станций (9 из 33) не функционирует и требует капитального восстановления. Протяженность внутрихозяйственных водопроводных сетей групповых систем составляет 1682 км, из них 863 км (51,3%) физически изношены, эксплуатационный ресурс исчерпан и не пригодны к дальнейшему использованию. Более того, качество воды ухудшается из-за большой протяженности межхозяйственных водоводов. Вследствие коррозии труб в воде повышается содержание железа, появляется осадок, изменяется вкус воды и кроме того ухудшается ее качество по микробиологическим показателям.

Правительством РТ признается то тяжелое положение, в котором находится инфраструктура сельского водоснабжения и принимает меры для обновления и реконструкции. Так, принятая и реализуемая "Программа улучшения обеспеченности населения РТ чистой питьевой водой на 2007-2020 годы" является одним из этих мер. Многие международные организации также активно работают в этом направлении.

Прогноз потребностей в водоснабжении с учетом демографического роста и развития градостроительства.

Прогноз потребностей в водоснабжении, как правило, составляется, и развитие систем водоснабжения городов определяется на основании официального прогноза роста численности населения, утвержденных генеральных планов развития городов и сельских населенных пунктов, генеральных планов развития промышленности, забирающих воду из систем коммунального водопровода города.

Всех этих документов для всех городов Таджикистана пока официально не имеется.

Такая же проблема нехватки информации, относиться и к перспективному строительству жилья, которое помогло бы прогнозировать будущее потребности в услугах водоснабжения. Более того, хотя и предприятия водоснабжения занимают одну из основных мест в экономической структуре городов Таджикистана (обеспечивает население, промышленно производственный, бюджетный и коммерческий сектор города водой), тем не менее, почти во всех городах, администрация водопроводных предприятий ничего не знает о масштабах развития города на перспективу.

При отсутствии данных, статистические показатели среднегодового естественного прироста населения (1,94-2,04 %) позволяют приблизительно спрогнозировать численность населения, которые вместе с годовыми объемами строительства жилья (370 тыс. кв.м общей площади по городским поселениям и 1100 тыс. кв.м по сельским населенным пунктам) и с прогнозируемым упорядочением уровня водопотребления дает возможность определить спрос на услуги и вычислить годовые темпы ожидаемого роста водоснабжения. Прирост объемов водопотребления будет покрываться не путем увеличения объема забираемой из источника воды, а упорядочением и выравниванием уровня водопотребления населения в пределах города. Таким образом, объемы водопотребления на каждый год определены по фактическому объему прошлого года с учетом вновь подключаемых потребителей. И этот прирост водопотребления откорректирован (снижен ) на предполагаемую, ожидаемую величину экономии воды связанная с измерением потребляемой воды и повышением тарифов.

Фактическое, нормированное оплачиваемое среднесуточное за год водопотребление в объеме 200-220 литров в сутки на одного члена городского домохозяйства в будущем выглядит менее перспективным. Замена широко используемой в РТ системы на базе норм потребления (максимально требуемой в течении одной сутки), привязанной к расчетному объему потребления на человека, на измерение объемов водопотребления счетчиками, приводит к сокращению водопотребления и более экономному использованию воды.

Обычно за установкой приборов учета следует существенное снижение водопотребления. Снижение расходов воды после установки счетчиков можно объяснить двумя факторами: психологическим и экономическим (стоимость питьевой воды). Результаты установки счетчиков, например в г.Худжанде показывают, что даже в тех случаях, когда экономический фактор не является диктующим, сам факт наличия счетчиков заставляет потребителей экономить воду.

На степень экономии воды влияет также ее стоимость. При увеличении стоимости воды на 100% объем ее потребления снижается на 20-30%. Учет (измерение) воды, подаваемой потребителям, является наиболее эффективным средством борьбы с уровнем нерационального водопользования и с потерями воды (50%). В этом случае экономия воды, может составит 33%. Это приводит к выводу о том, что в городах в случае широкого развития использования бытовых приборов учета водопотребления, общий удельный спрос на воду населением уменьшится и в среднем составит 150 литра в сутки на душу населения.

Актуальность вопросов экономии воды в последнее время особенно возросла в связи с увеличением стоимости электроэнергии, расходуемый на забор и подачу воды. Учитывая большой удельный вес в себестоимости, расходов на электроэнергию (25-30%) и дефицитность этого ресурса, необходимо обратить в будущем особое внимание на его экономию. Рекомендуется в дальнейшем не задействовать излишние мощности, а улучшить техническую эксплуатацию систем водоснабжения (внедрить графики требуемых напоров).

Обычно в международной практике считается, что в городах, где чувствуется недостаток в воде, пригодной для хозяйственно-питьевого назначения, замер потребляемой воды особенно необходим для ограничения ее расхода чрезмерного водопотребления, определением количества воды расходуемой каждым и контроля над ним. В тех же городах, где вода имеется в изобилии (города Таджикистана) замер всей воды хотя и не является необходимым, но по техническим и экономическим соображениям является желательным. В условиях Таджикистана целесообразность применения счетчиков воды определяется снижением размера чрезмерного водопотребления, определением количества воды расходуемой каждым потребителем, упорядочением платы за поданную воду, возможностью осуществления ряда эксплуатационных мероприятий (хотя расходы на обслуживание водомеров и других операций, связанных с продажей воды будут увеличиваться но эффект будет весомым). Измерение воды выравнивает бытовое водопотребление, создает возможность использования воды большим числом потребителей.

Более того, целями измерения расходов воды являются:

- контроль над отбором воды из источников водоснабжения и определения количества воды, подаваемой в различные районы города;

- обнаружение утечек, контроля над работой насосных станций, за потерями в сети и определения рабочих характеристик оборудования.

В Таджикистане пока еще нет законодательных постановлений относительно обязанности производить замеры всей подаваемой и потребляемой воды. Неясна также правовая основа для измерений и их порядок (широко распространены махинации с установленными приборами учета). Нет законодательного метода контроля водопотребления (контроль над установкой и содержанием арматуры и санитарно-технических приборов с помощью специальных правил, ограничение использования воды в аварийных случаях). Однако повсеместно проявляется понимание необходимости измерять, по возможности, большее количество используемой воды. Следовательно, доля замеряемой воды в будущем будет возрастать.

В городах еще значительная часть населения окраин пользуется водой из уличных водоразборных кранов с удельным водопотреблением около 50 литров в сутки на одного человека. При полном или почти полном охвате жилищного фонда внутренним водопроводом удельное водопотребление должно существенно возрасти. В подавляющем большинстве городов ожидается существенное упорядочение объемов водопотребления к 2025 году, в которых ежегодный естественный прирост численности населения составляет почти 2%, кроме того интенсивно происходит процесс так называемой урбанизации, при которой быстрыми темпами увеличивается абсолютное и относительное число городского населения, значительно увеличивается количество жилья. Все эти перемены, безусловно, приводят к интенсивному росту водопотребления за счет ее рационализации и сокращению утечек.

Рост городов Таджикистана идет в основном за счет развития окраин и слияния их с пригородными поселениями. При этом водный фактор регулирует размещение населения. Расширение территорий городов показывает, что предпочтение отдается одно, двухэтажным индивидуальным строениям, нежели многоэтажным многоквартирным зданиям. Граждане, проживающие в индивидуальных малоэтажных домах, будут составлять основную массу новых потребителей.

Темпы расширения сетей водоснабжения во всех городах отстают от темпов жилищного строительства. Следовательно, должна происходит укрупнение и расширение систем водоснабжения городов, что вызывает необходимость долгосрочного планирования их развития (не смотря на, что предприятия водоснабжения обеспечены достаточными водными ресурсами и имеют необходимые резервы мощности).

Как было отмечено выше, для систем водоснабжения городов Таджикистана характерно наличие значительных резервов установленной мощности головных сооружений и пропускной способности водоводов. Например, средняя величина коэффициента запаса производительности водозаборов по отношению к суточному водопотреблению составляет 1,3. Существующие мощности водозаборных сооружений достаточны для того, чтобы покрыть ежегодный прирост водопотребления до 2025 года.

Происходящие изменения в экономике городов показывают, что наблюдается тенденция к увеличению количества других категорий потребителей услуг предприятий водоснабжения и канализации (ВиК). На данный момент экономическое развитие городов находится на начальной стадии стабилизации и развития, характеризующиеся следующими общими чертами:

- частный сектор получил быстрое развитие, число людей задействованных в этом секторе возросло;

-деловая, финансовая сфера, торговля и сфера услуг развиваются и улучшаются;

-учреждены многочисленные малые частные производственные единицы - новые пользователи услуг.

Бюджетные организации, включая государственные муниципальные организации и учреждения (институциональные потребители) составляют большую группу потребителей (более 40% реализованной воды). Не предвидится никакого изменения в структуре этих организаций и их будущих потребностей в воде. Нынешний уровень учета воды в крупных городах (Душанбе, Худжанд) составляет одну треть бюджетных организаций. Вероятно, по мере расширения использования водомеров, консервация и потребление воды станут более популярными, что приведет к снижению уровня водопотребления бюджетными организациями и соответственно сокращению доходов предприятий водоснабжения.

За последние 23 года спрос на воду предприятий сектора водоснабжения существенно сократился (в период с 1989 по 2012 г.г. упал на 16-18%). Ранее отбор воды на нужды промышленности из коммунальных водопроводов составляло 18-20%. В некоторых местах он сократился вдвое из-за снижения промышленного водопотребления, упразднения снабжения горячей водой и управления спросом посредством измерения. Кроме того, наблюдаемый в настоящее время высокий уровень перекрестных субсидий промышленными и коммерческими предприятиями бытовых потребителей приводит к тому, что некоторые промышленные и коммерческие предприятия построят собственные водопроводы, что сократить их спрос на воду городских коммунальных систем, что крайне отрицательно отразиться на доходах предприятий водоснабжения.

Повышенные тарифы с одной стороны и все возрастающий объем измеренного водопотребления (в настоящее время более 50% подключенных к системе водоснабжения предприятий имеют собственные водоизмерительные устройства) с другой, приводят к сокращению спроса предприятиями, снижению дохода и высвобождению соответствующих мощностей предприятий водоснабжения.

Не малое число сельских населенных пунктов имеет возможность улучшения санитарного состояния водоснабжения без строительства самостоятельных сельских водопроводов. Это касается сельских поселений, которые граничат с территорией городов, поселков городского типа, в которых действуют коммунальные хозяйственно-питьевые водопроводы. Практика показывает, что оказывается вполне возможным обеспечить снабжение этих прилегающих сельских территорий водой из этих водопроводов. Можно привести и более конкретные данные. Так, некоторые населенные пункты Варзобского района подключены к водопроводным сетям г.Душанбе, а кишлаки бывшего колхоза "Россия" почти полностью пользуются водой из Душанбинского городского водопровода. Ряд сельских населенных пунктов района Вахдат имеет 4 подключения к коммунальным сетям г.Вахдат, несколько сельских населенных пунктов Бохтарского района также имеет подключение к водопроводу г.Курган-Тюбе. Наметившаяся тенденция с положительными социальными и технико-экономическими результатами заслуживает всяческой поддержки и повсеместного распространения.

В стране все более намечается тенденция к восстановлению и развитию районных, межхозяйственных групповых сельских водопроводов. Принципиальная особенность групповых систем водоснабжения – развитая сеть длинных водоводов, предназначенных для подачи воды к разбросанным по территории населенным пунктам. Основной недостаток – возможность ухудшения качественных показателей воды.
Укрупнение сельских населенных пунктов и повышение степени их благоустройства приведет к росту водопотребления сельского населения. К прогнозируемому периоду водопотребление сельским населением стабилизируется и составит 50 литров питьевой воды в сутки на одного сельского жителя.

В Таджикистане имеются большие запасы подземной воды высокого качества. Все города обеспечены водными ресурсами, как в настоящее время, так и на отдаленную перспективу. Следовательно, и в перспективе города будут базировать свое водоснабжение целиком или почти целиком на подземных водах. Это объясняется тем, что используемая подземная вода, как правило отличается лучшим качеством по сравнению с поверхностной, требует меньших затрат на водозабор и обработку, а часто не нуждается ни в какой обработке и, наконец повышает устойчивость работы водопровода в чрезвычайных ситуациях и условиях. При этом недостаток местных подземных вод не будет наблюдаться

Интегрированное (совмещенное) управление водными ресурсами в водоснабжении.

Интегрированное (совмещенное) управление водными ресурсами (ИУВР) становится моделью будущего развития стран.

Цель ИУВР – согласованное развитие и управление пользованием водой, землей и связанными с ними ресурсами в целях достижения максимально возможного экономического и социального благополучия справедливым путем и без риска нанесения непоправимого ущерба жизненно важным экосистемам. Отправной точкой для ИУВР является тезис о том, что вся вода должна рассматриваться как единый природный ресурс и распределяться между основными группами водопользователей – населением, сельским хозяйством и промышленностью – в согласованных рамках государственной политики. Это означает того, что права на водопользование в их количественном выражении (верхний предел водопотребления) для различных групп пользователей, в том числе для нужд водоснабжения населения должны быть установлены государством. Более того, учитывая фактор устойчивого развития, данная модель также признает того, что существует экологические пределы водопользования и что окружающую среду необходимо рассматривать в качестве одного из пользователей, который наделен своими собственными правами. Порядок распределения воды предоставляет окружающей среде такие права пользователя, которые принимают форму безусловного резерва, устанавливаемого распределяющим правительственным органом для того, чтобы обеспечить количество, качество и надежность подачи воды, требуемой для поддержания целостности экологических систем.

ИУВР предоставляет возможность для приведения водопользования в соответствие с спросом и предложением различных групп пользователей, включая и окружающую среду.
При ИУВР большой акцент должен быть сделан на управляемом потреблении в пределах границ экологической устойчивости.
Для достижения обозначенных принципов, до разработки плана ИУВР - этого ценнейшего инструмента расширения реформ - необходимо пройти институциональный путь развития, т.е. принять вначале важные институциональные реформы и выполнить их, а для этого нужно время. Для ИУВР нужны организационные формы, на разработку которых в условиях Таджикистана уходит несколько лет.

Ключевые требования для поэтапного перехода к ИУВР в водоснабжении в условиях Таджикистана следующие:

- разработка новой национальной коммунальной водной стратегии, которое отслеживает водоснабжение городов и других населенных пунктов, устанавливает пределы устойчивого водопользования и регулирует водозабор, ограниченный этими пределами;

- увеличение, расширение доступа на объем поданной питьевой воды;

- уменьшение перекрестных субсидий, которые способствуют излишнему водопотреблению;

- проведение государственного мониторинга степени восстановления подземных вод и интенсивности их извлечения, а также введение ценовых и регулятивных мер для предотвращения избыточного водозабора;

- снижение загрязняющих сбросов в реки сооружениями предприятий водоснабжения и канализации, и введение платы за загрязнение;

-внедрение системы экологической отчетности, рассматривающую воду как один из природных активов, а ее истощение – как убытки.

Рекомендации по совершенствованию законодательства по водоснабжению.

Действует Водный кодекс РТ, принять Закон РТ "О питьевой воде и питьевом водоснабжении" (декабрь, 2010 г), введены правовые акты о здоровье и здравоохранении, законодательные акты регулирующие охрану (от загрязнения, засорения и истощения) и рациональное использования природных ресурсов и окружающей среды, создана правовая база АВП.

Тем не менее, в настоящее время, отсутствие границ прав собственности на активы и ответственности за принятие решений в отношении услуг водоснабжения является одним из основных препятствий правового регулирования деятельности.
Отсутствуют также строгие правовые нормы, отстаивающие общественные интересы (отсутствуют правовые положения содействующие участию общественности и механизмы оценки общественного мнения). Нет законодательного метода контроля водопотребления. Нет правовой основы для измерений и их порядок. Законодательство не предусматривает возможность отключения неплательщиков.

С целью повышения эффективности проводимых законодательных и институциональных реформ необходимо:

- незамедлительно усовершенствовать договорную базу между водоканалами и муниципалитетом;

- осуществить законодательное отделение функции надзора от эксплуатационной функции;

- законодательно отрегулировать деятельность предприятий водоснабжения и тарифную политику;

- разработать правовые и нормативные положения содействующие участию частного сектора, общественности;

- пересмотреть санитарные правила и нормы в сторону смягчения требований с тем, чтобы было возможным выполнить эти требования;

- создать правовую основу для измерений уровня водозабора, водопотребления и контроля за водопользованием;

- разработать и принять закон "О механизме регулирования дебиторской задолженности (в том числе задолженности населения)";

- создать правовую основу невозможности отключений населения от услуг водоснабжения по причине неплатежа и неплатежеспособности.

Рекомендации по повышению инвестиционной привлекательности строительства объектов водоснабжения.

Как было выявлено ранее, в предыдущих разделах, местные инвестиции в сектор водоснабжения и водоотведения в Таджикистане остаются на крайне низких уровнях, главным образом из-за тяжелого положения с доходами на предприятиях водоканала и нехватки государственных средств. Более того, существующее недостаточное правовое и слабое институциональное положение (правила и процедуры установления тарифов развиты недостаточно, чрезмерно жесткие стандарты, нормы и санитарные правила и др.) является серьезным препятствием для дальнейшего масштабного внешнего инвестиционного потока в сектор (за исключением городов, получающих кредиты и гранты МФИ).

Чрезвычайно медленные темпы реформ сектора водоснабжения, отсутствие политической готовности вовлекать частный сектор в управление предприятиями ВиК, нестабильность инвестиционного режима являются также важнейшими препятствиями участию частного сектора в развитии систем водоснабжения

Медленная окупаемость и длительные сроки реализации проектов инвестиций в секторе являются другими объективными причинами инвестиционной не привлекательности строительства объектов водоснабжения.

В Таджикистане в случае инвестиций с участием государственных и муниципальных средств инфраструктура водоснабжения должна до сих пор проектироваться государственными проектными институтами и местными управлениями капитального строительства. Такие структуры потенциально ведут к неконкурентным проектам и строительству и к инвестиционным решениям, не соответствующим местным потребностям.

С целью повышения инвестиционной привлекательности сектора, необходимо:

- создать правовые и институциональные положения, обеспечивающие:

1. последовательное распределение ответственности и принятия решений в отношении услуг водоснабжения (в отношении инвестиций, собственности активов и сбора платежей);
2. независимое, прозрачное и предсказуемое регулирование установления тарифов на коммерческой основе;

- составить контракты между муниципалитетами и предприятиями водоснабжения по результатам производственно-финансовой деятельности;

- реализация реформ экологических и технологических стандартов;

- разработать правовые и нормативные положения, содействующие участию частного сектора;

- создать конкурентоспособную среду и обеспечить тендерный отбор проектной организации и специализированной строительной (подрядной) фирмы независимо от источника финансирования капитальных затрат;

- приватизировать вспомогательные услуги;

Рекомендации по институциональному совершенствованию управления водоснабжением, вовлечение водопользователей в управление и содержание инфраструктуры водоснабжения.

Институционально, хотя водоканалы официально автономны, являются самостоятельной коммерческой организацией и находятся на хозрасчете, на практике это редко соблюдается (осуществляется тотальный контроль деятельности предприятий со стороны владельцев систем водоснабжения – муниципалитетов, инвестиционные решения по-прежнему принимаются на центральном уровне и т.д.). Кроме общего законодательства и институтов, регулирующих предпринимательскую деятельность, водоканалы находятся в зависимости от отдельных других государственных институтов и должны выполнять отдельные юридические требования, в частности правовые акты, регулирующие окружающую среду, здоровье и общественные услуги.

Институциональная цель реформы сектора "Водоснабжения" заключается в разделении функций владельца, связанных с регулированием, принятием стратегических решений и собственно организацией работы оператора. Тотальный контроль должен быть заменен адекватными стимулами и прозрачной системой регулирования, гарантирующей их действенность.

С целью институционального совершенствования управления системой водоснабжения необходимо:

- Предприятиям водоснабжения по примеру КГУП "Худжандводоканал" заключать Контракты на общественные услуги (КОУ) с владельцами - Исполнительными органами государственной власти на местах (муниципалитетами). КОУ представляет собой официальный многолетний договор между предприятием ВиК и муниципальными властями, по условиям которого оператор обязуется показывать определенные и поддающиеся отслеживанию целевые показатели в отношении уровня и качества обслуживания, управления и операционной эффективности, финансовых результатов и инвестиций. Муниципальные власти со своей стороны обязуются оказывать оператору помощь в реализации этих целей.

Эти контракты будут являться инструментом для дальнейшего институционального развития и трансформирования предприятий ВиК.

КОУ необходимо для разграничения институциональных функций предприятий ВиК.

КОУ также поможет четко разграничить интересы владельцев (муниципалитетов) с одной стороны и интересы предприятия - поставщика услуг, с другой, т.е. разграничивает функции предприятий от общей административной инфраструктуры исполнительного органа государственной власти на местах. КОУ будет являться основной структурой по институциональной и регуляторной деятельности предприятий ВиК, и будет определять ключевые аспекты операционной деятельности и развития (по условиям контракта, муниципалитет будет воздерживаться от вмешательства в принятии решений операционного и экономического характера). КОУ подписанное в 2006 году стимулировал развитие Худжандводоканала в устойчивое коммерчески эффективное предприятие.

- создать централизованный регулирующий орган на национальном уровне, выступающего в качестве посредника между предприятиями ВиК и разработчиками общей стратегии (владельцами, политиками, выборными органами), с одной стороны, и предприятиями ВиК и потребителями – с другой. Создание регулирующего органа не исключает использование КОУ. Основные функции регулирующего органа могут включать в себя выдачу разрешений на ведение деятельности, определение тарифов, урегулирование споров, отслеживание работы предприятий ВиК, взаимодействие с потребителями, консультирование соответствующих ведомств и местных органов, а также установление штрафных санкций и стимулов. Цель регулирующего органа – обеспечить равный доступ к услугам водоснабжения по доступной цене. Гарантировать того, что потребители (население) не будут платить более 3% своего дохода на эти услуги (в разрезе домохозяйства/семьи).

С целью широкого вовлечения населения в процессы управления необходимо в пределах обслуживаемых территорий создать Комитеты водопользователей (КВ) или другие потребительские группы. Водоканалы должны сделать потребителя своим равноправным партнером, так как именно он финансирует основные аспекты их деятельности. Партнерские взаимоотношения помогут сократить число жалоб и увеличить собираемость платежей за счет большей готовности потребителей платить за воду. Словом, КВ будут являться важным катализатором в процессе оказания содействия водоканалам в установлении связей с общественностью. Члены комитета могут также мобилизовать людей для получения их поддержки и участия в осуществлении проектов и программ развития. Члены КВ помогут в организации публичных слушаний по этим и другим (например, по уровню тарифных ставок) вопросам, окажут содействие в разработке и реализации программы разъяснительной работы с населением.

В свою очередь, водоканалы должны признать право потребителя на доступ к значимой информации, касающейся предоставляемых ему услуг, и необходимость его информирования о планах расширения, реконструкции и о других инициативах, которые могут оказать влияние на стоимость или стабильность услуг. Ключевая информация касается стоимости услуг.
____________________________

Камолидин Сирожидинов, инженер
г. Душанбе

Адрес электронной почты автора: SKSh-54@mail.ru
Номер мобильного телефона: +992 917 04-54-50

Об авторе.
Камолидин Сирожидинов, инженер по водоснабжению, в 1980 году окончил Московский инженерно-строительный институт (МИСИ) имени В.В. Куйбышева. Работал преподавателем в Таджикском политехническом институте, научным сотрудником в Совете по изучению производительных сил (СОПС) Академии наук Таджикистана, где в 1994-1996 годы занимал должность заведующего сектором водных и энергетических проблем. Окончил аспирантуру при Институте водных проблем АН РФ по специальности "Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов". Имеет ряд научных публикаций. Участник многих международных симпозиумов и конференций. С 1997 года по 2009 годы работал по кратковременным контрактам в проектах финансируемых Всемирным банком, ПРООН, ЮНИСЕФ и в международных неправительственных организациях, ОБСЕ. В настоящее время является функционально и финансово независимым специалистом водного хозяйства.
В средствах массовой информации публикуется с 1982 года, имеет около 60 публикаций.

Источник - ЦентрАзия
Постоянный адрес статьи - http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1384749480

Просмотров: 1092


Комментариев: 0
О компании О проекте Источники новостей Предложить ленту Реклама на сайте Реклама в газете Контакты Наши партнеры
Портал ivest.kz - база частных объявлений газеты «Информ Вест», справочник предприятий городов Казахстана и России, новости, недвижимость, электронные версии ряда изданий, сборник кулинарных рецептов. Все замечания и предложения принимаются на info@ivest.kz.
Использование данного веб-портала подразумевает ваше согласие с Правилами пользования.
© 2000-2024 «Информ Вест»
Top.Mail.Ru
×