В Казахстане треть населения - держатели пластиковых карт, и, зачастую, данная категория граждан оказывается в неприятной ситуации, когда банкомат не возвращает карту.
Происходит это по ряду причин. Первая, наиболее распространенная – технический сбой враждебной чудо-техники, призванной, по идее, облегчить существование индивида. Вторая вызвана ошибкой самого клинта, который неоднократно вводит неправильный пин-код к карте. Даже если ошибки при ввводе секретной комбинации происходят с интервалом раз в месяц, но подряд, на третий раз банкомат заберет карту. Кстати, то же самое случится, если карта по какой-то причине заблокирована.
Описано немало ситуаций, когда пострадавшая сторона выходила из боя с различными потерями. Кому-то везло, и карту возвращали через нескольких дней или даже часов, а кто-то ее так и не увидел. Никогда!
Так что делать, если все-таки банкомат карту принял, но отдавать не желает? Оказывается, разные банки, к которым и надо обращаться за помощью в данном случае, в одних и тех же ситуациях действуют по-разному.
Например, Казком постулирует, что срок возврата родного куска пластика напрямую зависит от графика инкассации конкретного банкомата. Частота инкассации зависит от месторасположения аппарата и количества проводимых в нем операций. Средний промежуток составляет от 3 до 7 дней. После извлечения проглоченных карт из таинственных внутренностей, все они доставляются в одно отделение по филиалу (к примеру, в Алматы такое отделение расположено в ТЦ «Променад»). Забрать забытую карту держатель может при предъявлении документа, удостоверяющего личность.
Однако, из личного опыта могу сказать, что все не так просто. Случилось и мне попрощаться с родным пластиком в одном из терминалов этого финансового института. Карту обещали вернуть в течение десяти дней, заявку приняли по телефону. Однако во время инкассации ее не нашли. Видимо, дематериализовалась.
К такому повороту событий тоже нужно быть готовым. В подобных ситуациях у клиента банка есть два пути. Первый – перевыпустить карту заново, второй – ждать повторной инкассации и надеяться, что пропажа будет обнаружена.
При задержании платёжной карты БТА Банка, ее изъятие из недр банкомата производится в срок до 2-х рабочих дней, а выдача происходит при предъявлении документа, удостоверяющего личность. Однако, при задержании платёжной карты, выпущенной (или «эмитированной» на языке банкиров) другими банками, возврат затягивается. Это связано с получением согласия на выдачу от банка-эмитента. На сайте БТА уточняется, если не обратиться в банк с соответствующим заявлением в течение 7 дней с момента изъятия карты - она будет уничтожена! Кроме того, возврат может быть платным (если удержание произошло по вине клиента).
Сбербанк в свою очередь предупреждает клиентов: если банкомат не вернул карту, то крайне важно подождать, то есть не отходить от него минут 15. В обычном режиме работы аппарат возвращает карту в течение одной минуты. В отдельных случаях, время возврата карты может затянуться от 5 до 15 минут. Если чуда не произошло, придется писать заявление о пропаже. В банкоматах Сбербанка платежные карты, задержанные банкоматом, возвращаются владельцам в течение 5 рабочих дней после поступления письменного обращения со стороны клиента.
Альянс Банк осуществляет возврат карты тоже по письменному заявлению, причем в любом удобном для вас отделении. Срок изъятия карты здесь также зависит от времени инкассации. Однако, по решению руководителя фронт-офиса филиала или руководителя отделения, возможен и незапланированный выезд группы инкассаторов.
Минимальный срок возврата задержанной в банкомате карты здесь составляет один день и больше. Но, как сообщили мне в Альянс Банке, в настоящее время рассматривается вопрос о том, что кроме кассира при проведении плановой инкассации, возможность изъятия появится и у IT специалиста филиала, ответственного за техническое обслуживание парка банкоматов. А это значит, что добыть карточку из железного чрева можно будет, не дожидаясь плановой инкассации.
Кроме того, возврат карты другого банка, задержанной в банкомате Альянс Банка, возможен в любом его отделении. Для этого необходимо иметь при себе удостоверение личности и знать номер своей задержанной карты.
Главный совет, который можно дать всем держателям пластиковых карт – не тяните с блокировкой карты, если банкомат все-таки ее «съел», ведь проще потом снять блокировку, чем недосчитаться кровных денег.
А еще, по возможности пользуйтесь услугами банкоматов того банка, которому принадлежит карта. Тогда процесс ее возврата потребует значительно меньше времени и сил. И, конечно, не забывайте свой пин-код!
|