Правила пользования
Курс ЦБ на 29.03 USD 448.15 up -1.43
EUR 483.46 up -3.48
RUB 4.86 up 0
29 марта Пятница, 06:54
восход заход
05:04 21:50 01:58 12:30

«Кинорежиссер Э.Джумабаев: "Наш евразийский орден меченосцев ведет партизанский джихад против глобализма, основанный на тактике чань-буддизма"»

Дата: 12.07.13 в 20:13
Мобильная версия Шрифт

Кинорежиссер Эмиль Джумабаев:

"Наш евразийский орден меченосцев ведет партизанский джихад против глобализма, основанный на тактике чань-буддизма".

Синема для Кыргызстана всегда было нечто большим, чем обыкновенное целлулоидное чудо. Это не ристалище гордых одиночек, не платформа для воплощения строго индивидуальных амбиций, ибо лишь в общей упряжке профессионалов можно говорить об успехах в коллективной сфере творчества. И такое вольное братство в республике есть! Именуется оно Гильдией безработных кинематографистов, а расскажет о нем нашим читателям Эмиль Джумабаев.

- Эмиль, когда возникло данное неформальное объединение?

- Это подлинно нонконформистское сообщество появилось в 2004 году.

- Что же объединило его членов?

- Во-первых, все они являются кинематографистами, пусть разных возрастов и количества лет, отданных профессии. Главным принципом стало равенство. И в то же время, органично, появилась естественная иерархия, заложенная в природе вещей. Так, произошли отбор и кристаллизация, и к 2009 году Гильдия обрела жесткий испытанный костяк… Активисты Гильдии сразу же поломали привычную градацию кинопрофессий, носящую не профессиональный, а психологический характер. В зависимости от задач и обстоятельств, они могли быть в одном случае постановщиками, в другом водителями, в третьем актерами, ассистентами, рабочими… И все это без чванства, столь присущего нынешнему самодеятельному кинематографу улиц и базаров. Главное – это общее дело, и главное, что ты - киношник. Отсюда же характерное для Гильдии насмешливое отношение к словам "автор", "режиссер", а также к званиям, чинам, наградам, призам, но и жесткая самокритичность к собственным опусам! Артельный способ помогает наиболее эффективному выполнению поставленных задач и еще более скрепляет дух братства и солидарности. В отличии от частных компаний и студий, спешащих накупить аппаратуру, морально устаревающую каждые полгода, Гильдия главный упор сделала на генерирование идей, на интеллект, использующий возможности Интернета.

- Пытаетесь разрушить привычные устои?

- Гильдия отнюдь не подпольное сообщество, она никогда не позиционировала себя как андеграунд. Напротив, ее члены самым активным образом участвовали во всех заметных процессах в кыргызском кинематографе последних лет, выступали с инициативами, готовили проекты стратегического развития отечественного кино, сотрудничали с государством и не уклонялись от службы в киноструктурах. Главным мотивом была поддержка всего, что реально помогает развитию нашего кинематографа как культурного и государствообразующего феномена. Иногда участвовать в кинополитике приходилось, почти насилуя собственную природу. Но ради главного шли и на это.

- Неужели все складывалось гладко?

- Нет, конечно! Ведь твердая принципиальность, независимость, ироничность, сплоченность, необъяснимая для профанов эффективность Гильдии, создали ей множество врагов и завистников. Но бессильная злоба отскакивает от хлипкой двери Гильдии с надписью "Весь мир играет в демократию, а подлинная свобода здесь" как горох от танковой брони. Впрочем, Гильдия не питает иллюзий по поводу состояния дел в национальном кинематографе, видит какие существа оказались на руководящих постах и уже избрала такую форму поведения, как даосское недеяние, являющееся, на самом деле, высшей формой активности!

И вот, что объединяет Гильдию, во-вторых; отношение к кинематографу не только как к профессии, но к судьбе. Кто испил из этого источника, тот уже не сможет заниматься чем-то другим. И, чтобы ты не делал, ты все равно занимаешься кинематографом. Отныне это твоя планида.

- Наверняка у апологетов Гильдии разные вкусы и предпочтения, подходы к теории и практике кинематографа, так?

- Естественно. Но при всей разности взглядов, есть почти единодушное понимание того, что является кинематографом как искусством, а что не является. При делании собственных фильмецов планка качества ставится высоко, в сознании всегда присутствуют мировые образцы и киноклассика. Это не высокомерие и апломб, напротив, в этом есть скромность, трезвость и адекватность. Ты никогда не достигнешь линии горизонта, но идти ты обязан. Твое неизбежное поражение сущностно важнее суетных успехов иных, а этих иных - легионы.

Для Гильдии успех – это возможность сказать что-то свое, поделиться собственным впечатлением от мира. Любимый режиссер Гильдии - Отар Иоселиани, который уже в 2000-е годы сказал в одном интервью: "Не существует ни грузинского, ни французского, ни русского кинематографа, а существует кино как способ выражения личности, которая хочет поделиться своим опытом". Это точное выражение духовного кредо Гильдии.

- И, тем не менее, а как же дух бунтарства, столь неотъемлемый от облика многих творческих персон?

- Конечно, в Гильдии, в этом своеобразном клубе, царят полная свобода слова, демократичность в отношениях, простота нравов. Здесь незримо витает правило Телемской обители из "Гаргантюа и Пантагрюэля" – "Делай, что хочешь". Споры и дискуссии, с почти обязательными личными выпадами и энергичным упругим матом служат превосходной интеллектуальной школой, поверьте. Атмосфера напоминает Запорожскую Сечь или войско в походе. Многие киношники (и не только они) просто выживают, приходя в Гильдию. Это место, где человек имеет редкую ныне роскошь быть таким, какой он есть. В иные дни собираются довольно большие компании, и начинается "Сорочинская ярмарка" или "Юбилей группы Deep Purple". Дым коромыслом, стучат нарды, звенят бутылки с нектаром и амброзией, витают духи, здесь спорят о философии Ницше или кинематографе Робера Брессона, рядом делятся рецептом наилучшей засолки сала или подсказывают, где купить недорогие добротные джинсы. Много смеха, метких наблюдений-зарисовок, устных импровизаций, внезапных экзистенциальных прозрений. Если присутствуют девушки, то их всячески обхаживают, и им это нравится. Ведь в Гильдию, заметьте, заходят только интересные дамы, а не коровы и гусыни.

- Занятно!

- В сущности, Гильдия является ничем иным как ковчегом. В нынешнюю эпоху, которая, к слову, в индуизме называется Кали-юга, то есть "Черный Век", люди будут "спасаться", строя для себя и близких разнообразные "убежища". Всем нам нужны свои ковчеги, дабы добраться до земли обетованной…

- А места на борту хватит всем?

- "Убежища" востребованы в любые времена, но только в нынешний период у них появился явный эсхатологический привкус. Прежние "экологические ниши", "союзы единомышленников", "хорошие коллективы" ушли в прошлое. Нужны не группы по интересам, а общины и ордена, если хотите - партизанские отряды. Кризис переживает не только прежний "социалистический" коллективизм, но и либеральный индивидуализм. Обе эти философские позиции исходят из сугубо материалистических, светских установок. Они не понимают, почему люди вместе? А вместе, чтобы спасаться! Человек может умереть в одиночестве, но жить в одиночестве он не может. Мы существа социальные и только, природными были в раю или во младенчестве. А истинной основой социальности могут быть лишь метафизические принципы. Все другое, по большому счету, лишь "тусовка". Ковчег нужен, дабы сохранить, спасти "семена жизни". Для того, чтобы мир продолжался и после потопа.

- Эка Вы куда хватили!

- Я больше скажу - Гильдия несет в себе множество вещей. Среди них традиции кыргызского кинематографа, в том числе и богемные; евразийское мироощущение и мировоззрение; нонконформистский опыт в условиях неоколониализма и неорабовладельческого строя, скрывающихся под названием "глобализм"; партизанский джихад против глобализма, основанный на тактике чань-буддизма; попытка максимально сблизить профессию и образ жизни, придать существованию целостность и устремленность к трансцендентному.

- А если говорить конкретно о кинематографе…,

- …то, по мнению членов Гильдии, он не случайно возник на пороге XX века и обрел фантастическую популярность в 20-80 годах. Он "задвинул" все остальные виды искусств, чтобы в последние эпохи мировой истории "представительствовать" за искусство в целом и помочь финальному подведению итогов. Это его миссия, и отсюда понятно, почему поверх всех направлений и жанров, единственным "стилем" настоящего кинематографа является "метафизический реализм". Подлинный фильм оставляет в нас ощущение бесконечности, мы понимаем, что окружающий мир – это еще "не все".

Совершенно не претендуя на значительность, Гильдия, тем не менее, уже превратилась в феномен как кыргызского кинематографа, так и всей нашей действительности. Для своих же членов она является ковчегом спасения, общиной ессеев, орденом меченосцев, - одной из важнейших частей их жизни. И это здорово!

12 июля 2013 года.

Источник - Газета "Слово Кыргызстана",
Постоянный адрес статьи - http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1373638380

Просмотров: 645


Комментариев: 0
О компании О проекте Источники новостей Предложить ленту Реклама на сайте Реклама в газете Контакты Наши партнеры
Портал ivest.kz - база частных объявлений газеты «Информ Вест», справочник предприятий городов Казахстана и России, новости, недвижимость, электронные версии ряда изданий, сборник кулинарных рецептов. Все замечания и предложения принимаются на info@ivest.kz.
Использование данного веб-портала подразумевает ваше согласие с Правилами пользования.
© 2000-2024 «Информ Вест»
Top.Mail.Ru
×