Правила пользования
Курс ЦБ на 25.04 USD 443.85 up -0.47
EUR 474.3 up 0.97
RUB 4.8 up 0.04
25 апреля Четверг, 21:16
восход заход
05:04 21:50 01:58 12:30

«Быть!»

Дата: 20.06.13 в 17:00
Мобильная версия Шрифт

Галя Галкина
Ему, постановщику шекспировского “Гамлета” на сцене двух легендарных академических театров страны, русского и казахского, было важно и отрадно оказаться в обществе исполнителей главных ролей в этих спектаклях - Сергея Погосяна и Азамата Сатыбалды, популярных казахстанских актеров. Юрий Ханинга-Бекназар, заслуженный деятель РК, профессор кафедры “Актерское мастерство и режиссура” Казахского национального университета искусств (Астана) вновь задается гамлетовскими вопросами. Нынешней весной знаменитый режиссер приглашен в Казахский государственный академический театр драмы имени М. Ауэзова для постановки спектакля “Султан Бейбарс” по пьесе Р. Отарбаева

Юрий Иванович, пользуясь привилегией режиссера, вызвал “своих Гамлетов”, чтобы вместе выпить кофе и побеседовать в кафе под ласковым солнышком Алматы. Впрочем, Гамлеты - Сергей Погосян и Азамат Сатыбалды - охотно отозвались на предложение. Общение с любимым режиссером для них и роскошь, и необходимость. Оба считают Юрия Ивановича своим учителем и даже творческим родителем.
- Я сегодня счастлив - наконец-то за все эти годы мы сидим с моими Гамлетами втроем и пьем кофе. Они не постарели.
Сергей Погосян пришел в Театр имени Лермонтова в 1996 году. “Гамлет” был третьим спектаклем, в который Юрий Иванович ввел молодого актера. В 2000 году Погосян вышел на сцену в роли Гамлета. Спустя тринадцать лет актер говорит о “Гамлете”: “Эта роль прошла красной нитью через мою жизнь. И, в принципе, все время стоишь перед выбором - быть или пойти в неизвестность...” Азамат Сатыбалды делит свое творчество на два периода - до Гамлета и после: “Именно после Гамлета мои коллеги признали, что я состоялся как актер - благодаря режиссеру. Раньше у меня были комплексы, я мучился, считал себя самым бездарным человеком в мире, был недоволен собой... Но Юрий Иванович, работая в нашем театре над Гамлетом, называл меня великим актером. Он сумел убрать ком самоконтроля, который был у меня в груди, внутри меня... И что-то случилось. Я раскрепостился, стал свободным, мог играть спектакли, вести программы... Многие наши актеры ждут такого человека, режиссера. У каждого есть талант, но не каждый режиссер может его раскрыть. У Ануара Молдабекова был режиссер Азербайжан Мамбетов. У меня таким режиссером стал Юрий Иванович Ханинга”.
Юрий Ханинга-Бекназар:
- Меня в “Гамлете” в обоих театрах интересовала в то время проблема выбора. Что делает человек, когда оказывается в экстремальных обстоятельствах? Что именно он выбирает? Остаться наследным принцем, тихо жить, ждать, когда умрет естественным путем дядя, сделать вид, что ничего не знаешь про убийство... Или?
Сергей Погосян:
- Причем в нашем “Гамлете” всех все устраивало - дядя не собирался узурпировать власть и передавать кому-то еще. Власть должна была перейти мне, Гамлету... Дядя в нашем спектакле приводил в порядок страну. Во всяком случае, именно так играл Сергей Попов своего Клавдия. На самом деле, выбор у Гамлета был страшный потому, что всем было хорошо. Но эта всех устраивающая ситуация была построена на несправедливости, на грехе, на убийстве. И все в этом грехе жили хорошо. Я уверен, Гамлет - не первый, кто догадался, что скоропостижная смерть отца подозрительна.
Юрий Ханинга-Бекназар:
- Гамлет Сергея Погосяна мог так и остаться в этом всех устраивающем мире. Он рано или поздно стал бы датским королем, женился на Офелии или иной девушке... Но вот что-то толкнуло его на действия...
Сергей Погосян:
- Гамлет восстал против греха и крови! И при этом совершил еще большие грехи.
Юрий Ханинга-Бекназар:
- В этот период во мне стала оформляться восточная философия, а точнее - евразийская, о том, что нужно идти не с мечом к миру, а с миром - к себе самому. Потому что насилием и даже местью ничего изменить нельзя, что Гамлет “блистательно” и доказал. Он погиб сам, загубил невинную девушку и кучу народа... Именно об этом я и говорил Сергею Погосяну, Азамату Сатыбалды. Но получились в двух театрах совершенно разные спектакли. В Театре имени Ауэзова первым исполнителем был Бахтияр Кожа.
Юрия Ивановича пригласили в Театр имени Ауэзова поставить спектакль, причем по его выбору. И получился совсем иной “Гамлет” - по стилистике, сценографии, в отборе изобразительных средств.

alt Юрий Ханинга-Бекназар:
- Недавно посмотрел спектакль в театре Ауэзова. Прошло десять лет. Но спектакль не потерял, а может быть, приобрел даже что-то. Полный зал зрителей. Существует легенда, что сложнее “Гамлета” нет пьесы в мировой драматургии. Не думаю, что это так. Все пьесы сложные, если к ним подходить серьезно. Тем не менее “Гамлет” относится к таким вещам - если ты ставил этот спектакль или сыграл Гамлета, то жизнь удалась.
Сергей Погосян несколько лет назад ушел из Театра имени Лермонтова, сыграв множество ролей, в том числе Гамлета.
 - У меня свои проекты, я сейчас занимаюсь больше кино, снимаюсь в Казахстане, России. Пошел по дороге кино. Всегда любил заниматься разными вещами. И когда я исчерпал ресурс “растягивания” - чтобы успевать в кино, театре, на телевидении, когда начал уже трещать по швам, то понял, чтобы меня окончательно не разорвало, нужно определиться.
Ему страшно было бросить театр, уйти от определенности. Но еще страшнее оказалось не приобрести нечто новое для себя. И он решился.
- Я ушел в пустоту - и попал под кризис. То, во имя чего я уходил, лопнуло вместе с моими планами в кризисе 2007 - 2008 года.
Сергей не сломался. Он преодолел кризис, стал востребованным актером, хотя давалось это непросто.
 - В этом году исполняется уже 13 лет, как я работаю в Москве, постоянно езжу туда.
Сергей показал демозапись своих ролей - по две минуты в разных фильмах. Мне этот калейдоскоп напомнил фильм с участием Аркадия Райкина, где он исполнял разных персонажей с богатейшей актерской палитрой.
Что Юрию Ханинга-Бекназар дала постановка Гамлета в двух театрах как режиссеру? Он окончательно потерял с тех пор чувство трусости.
Юрий Ханинга-Бекназар:
- Сейчас ставлю спектакль “Султан Бейбарс” Рахимжана Отарбаева с Азаматом Сатыбалды в заглавной роли... Боюсь, конечно, за спектакль... Бывают творческие ломки. Ночью плохо спал... Но это частности. “Гамлет” дал мне понимание того, что в режиссуре ничего нельзя бояться. Боишься? Не делай! Делаешь? Не бойся ничего! Если взялся за “Султана Бейбарса”, не надо ссылаться на то, что герой слишком далеко от нас по времени отстоит и мы мало знаем исторические реалии. На то ты и режиссер, чтобы не бояться. На то вы и звездные герои... Знаю, что и для Сергея, и для Азамата роль Гамлета была важной. Гамлет оставил значительный след в их душах.
 Азамат Сатыбалды:
- “Гамлет” для казахского зрителя - нелегкий для восприятия спектакль. Казахи далеки от шекспировского театра. Им близка казахская классика - “Енлик Кебек”, “Козы Корпеш”... Но Гамлет идет десять лет, и каждый спектакль собирает полный зал! В конце спектакля - нескончаемые овации. Люди аплодируют, а я в этих аплодисментах растворяюсь...
Юрий Ханинга-Бекназар:
 - И это актерское счастье. Оба - Сергей Погосян и Азамат Сатыбалды - испытали это. А я пережил свое режиссерское счастье. Конечно, я люблю актеров Попова, Аралбая, Толоконникова, Мейрамова... Мое режиссерское счастье - работа почти со всеми замечательными актерами казахского и русского театров. К сожалению, с Фаридой Шариповой не успел, она хотела. С Лейло Бекназар, моей супругой, сумел поработать. Но эти двое - Сергей и Азамат - вызывают у меня особые чувства.
Азамат Сатыбалды:
- Спектакль “Гамлет” ставили почти год. До меня играл Гамлет Бахтияр Кожа, я был во втором составе, и мне было тогда 25 лет. Бахтияр Кожа на репетиции споткнулся, сломал себе руку в трех местах - осколочный перелом. Его госпитализировали. Начал я работать. Мы как-то с партнершей, первой Офелией, Баян Кажнабиевой после репетиции выехали и попали в аварию, в машине была моя супруга, причем она была беременной. Нас госпитализировали. Актер Дулыга Акмолда, играющий Горацио, упал в оркестровую яму и повредил спину. Пока мы выздоравливали, Юрий Иванович уехал в Астану. В репетициях получился перерыв на полгода. Когда Дулыга Акмолда повредил спину, некому было играть Горацио. Я был Гамлетом во втором составе, текст Горацио знаю, пришлось играть его роль. А когда играл Гамлета, то выходил на сцену с загипсованной рукой после аварии. Монолог Гамлета у нас читался на трех языках - казахском, русском и английском. Бедного Бахтияра повезли на операцию, ввели обезболивающий укол, он под наркозом вслух читал монолог Гамлета на английском языке. Без сознания!
Такая же травматичность на спектакле “Гамлет” наблюдалась и в Театре имени Лермонтова.
Сергей Погосян:
- У нас во время репетиций ушел из театра Алексей Шемес, я вывернул плечо, подвернул ногу, вывихнул палец... Играл на спектаклях под обезболивающими уколами.
Обстоятельства постановки стали известны прессе, писали о проклятом спектакле... Много артистов пострадало. У Баян Кажнабиевой остался шрам на лице после аварии.
Юрий Ханинга-Бекназар:
- Я ни в какую мистику не верю. Не верю в рок. Мелкие чудеса бывают, но они рациональны.
Сергей Погосян:
- А я могу объяснить... Мне кажется, Юрий Иванович эмоционально очень насыщает актеров. Я обращал внимание, что когда репетировал, то брал от Юрия Ивановича эмоции. Он буквально вкачивает в актера энергетику, мощные эмоции. Поэтому актеров взрывает изнутри. Ты бежишь по сцене и ударяешься о портал. Играешь так, что забываешь: ты только актер, а не Гамлет. Но настолько энергетически накачан, что взлетаешь как ракета. Полностью отдаешься роли.
Азамат Сатыбалды:
- Самое главное в работе над спектаклем, ролью, это - не дисциплина, а творческая атмосфера. Когда она создана, актер заразится и будет днями и ночами думать о роли. В “Бейбарсе” много массовых сцен, но ребята - все, как одна команда, приходят утром, ставим танцы, бои... Сочиняем сами. Никто нас не проверяет. Режиссер всех зарядил, направил, мы работаем... Пора уходить со сцены, по расписанию что-то иное, но все продолжают играть...
Юрий Ханинга-Бекназар:
- Я иногда думаю, что много воли даю актерам, но я все же договариваюсь. И мы приходим к согласию. Почему-то я убежден, что спектакль нужно сочинять вместе с актерами, а не дома с воображаемой труппой. И я полагаюсь на артиста. Гамлет Сергея Погосяна - именно таков, каков сам артист, как и Гамлет Азамата Сатыбалды. У меня не было “Гамлета моей мечты” или “Джульетты моих грез”. И это не работа с актерами, это любовь. Без пафоса говорю, что люблю актеров. Мы с женой об актерах, студентах говорим больше, чем о собственных детях. Я научился этой любви. Их надо любить. Надо понимать, что без актеров ты “никто” и звать тебя “Никак” - с твоими концепциями, вузовскими знаниями. Плохих актеров не бывает. Нужно исходить из того, что есть. У каждого хорошего актера есть сильные стороны и слабые. И ты должен показать сильные стороны. Но для этого нужно 45 лет проработать в театре, чтобы понять. Сергей Погосян и Азамат Сатыбалды - всесторонне подготовленные актеры. У них все в порядке с интеллектом и с чувством юмора. Но Сергей Погосян более эксцентричен. В рисунке роли он позволил себе некое зловещее шутовство. У Азамата в роли Гамлета ярко выраженное мужское начало. Это, конечно, не значит, что он все время рычит, как раненый зубр. Он может быть и нежным, может плакать. Вот в чем их различие! Сергей был зловещим шутом, а Азамат - воином.
Мне 65 - это уже не сорок! Приходит пора подводить первые итоги. Когда я посмотрел Гамлета спустя почти 10 лет после премьеры, я испытал гордость - даже не за себя, а за наш казахстанский театр, за блистательных актеров. Испытал радость, что поставил спектакли, иные из них удались. А что еще надо? Денег больше? По-моему, люди получают ровно столько, сколько заслуживают, сколько хотят славы, денег, успеха. Сколько вложишь, столько же и получишь назад. Я давно не был в Алматы. Ставлю “Бейбарса”. Рядом со мной мои любимые актеры - Азамат, Сережа... Это прекрасное лето! И я понял, что я алматинец! Хочу домой!
Азамат Сатыбалды:
- Я давно уже не был на родине в Жамбыле. Но отправлюсь туда после “Бейбарса”. Хочу сохранить вот это чувство тоски по родине. Знаю, когда приеду туда, увижу свой аул, сердце будет биться, я буду задыхаться от любви к родине...
Сергей Погосян:
А я понял, что мир очень маленький. Астана, Алматы, Москва - это разные микрорайоны одного большого города, который назывался когда-то СССР, а теперь - постсоветским пространством. Пока летают самолеты и ездят поезда, мир будет оставаться маленьким. Во всяком случае, мир искусства - маленький. Люди искусства даже не спектакль ставят, а эмоцию, которой заражают зрителей. Актеры и зрители во время спектакля находятся в одном поле.
Юрий Ханинга-Бекназар:
- О чем еще говорят личные судьбы этих актеров - Азамата Сатыбалды и Сергея Погосяна. Иногда к нам приходят с мамами, папами абитуриенты поступать. Родители увещевают сына: “Тебя ждет бедность! Это постыдно для мужчины!” Но эти два актера - Азамат Сатыбалды и Сергей Погосян - блестяще доказали, что, оставаясь замечательными драматическими актерами, можно добиться материального благосостояния. Их узнают зрители на улице, они имеют признание. Но при этом не бедствуют, не догрызают последнюю морковку. Это сказки, что артист должен быть голодным, ездить на трамвае. И в советское время актеры жили нормально - покупали машины, строили дачи. Помню тот момент, когда Сергей провез меня на своей дорогой машине. Потом в 28 лет он купил своей семье элитную квартиру.
Сергей Погосян:
- Может быть, я и сыграю все сразу. И что мне потом делать? А так я все время в процессе. Счастье и есть путь, а не достижение цели.
Юрий Ханинга-Бекназар:
- Один знаменитый режиссер сказал известному казахстанскому актеру: “Я могу возненавидеть актера за успех в моем собственном спектакле”. Это творческая ревность. Какой же я счастливый человек! Я хочу, чтобы актерам хлопали! Они же меня на поклон вызвали на “Гамлете”. Я выхожу, делаю поклон и выталкиваю вперед Азамата. Вот мое счастье! Я понимаю, что он не мой сын и даже не мой актер, потому что у него есть свои режиссеры. Но сейчас он - мой! И я рад ему сказать: “Иди, балам!” Я не завидую актерам, я их обожаю, люблю. И эта любовь помогает! Актеры - главное в театре, а не я! Зрители смотрят на них, плачут с ними и смеются. А меня нет там! Я растворился. Но самый главный в театре - актер! В таких актерах, как Азамат и Сергей умереть - я приму за счастье. Хочу, чтобы моя жена мной гордилась. Лейло Бекназар-Ханинга - замечательная актриса, реализованная. Когда она увидела Гамлета в Театре имени Лермонтова, то поняла, что я состоявшийся режиссер. Возможно, это повлияло на ее решение выйти за меня замуж.
В одном интервью Ханинга сказал, что понял смысл слова “ненаглядная”. Когда идет спектакль с ее участием, он все время смотрит в тот угол сцены, сторону, где находится Лейло. Он только на нее и смотрит. И не может наглядеться. Его счастье с супругой-актрисой - трудное, но это счастье, и другого ему не надо. И Юрий Иванович счастлив, что нашел однажды Лейло Бекназар. И стала она Бекназар-Ханинга, как и он Ханинга-Бекназаром. Две половинки одного целого.
Юрий Ханинга-Бекназар:
- В плохие минуты я думаю: как мало я успел сделать, мало добился. Ведь я закончил московский институт, мог остаться в Москве. А может, в Италии мог бы работать... А тут курсирую - Астана - Бишкек - Алматы. Но посмотрю на то, как играют актеры в моих спектаклях, и хочется кричать: “Жизнь удалась!” Неужели это сделал я? Какая Россия? Какая Италия? Вот моя страна! Вот мои артисты, вот моя судьба! И теперь я точно знаю: я живу там, где должен был, и делаю то, что должен. В постановке “Султан Бейбарс” есть такие слова главного героя: “Не могу спать, мне снится запах полыни”. Он пойдет туда, где пахнет полынью: “Я хочу опустить руки в реку, в мою реку”. Я и сам так чувствую. Кто-то сказал, что людей можно делить на две категории: на тех, кто говорит: “Моя страна”, и на тех, кто говорит: “Эта страна”... Я всегда говорю: “Моя страна!” Где лучше? В Москве, Италии? Не знаю. У меня есть моя страна - Алматы, Астана, Тараз, Павлодар, Усть-Каменогорск... Тем более, что повсюду много моих учеников. Считаю себя казахским режиссером. Казахская культура - это моя культура. Люблю ее и немного знаю. В восемь лет прочел весь казахский эпос. Эти герои - Кобланды Батыр, Алпамыс, Ер Таргын, Жибек - они со мной всю мою жизнь. Мне важно, что меня не воспринимают как иностранца.

Справка “НП”

Юрий Ханинга-Бекназар - знаменитый режиссер, заслуженный деятель РК, профессор кафедры “Актерское мастерство и режиссура” КазНУИ. Заслуженный деятель РК, профессор, неоднократный лауреат премии Союза театральных деятелей РК “За лучшую режиссуру”, кавалер ордена “Курмет”, серебряной медали Абая и других наград.

Азамат Сатыбалды родился в 1977 году на станции Луговое Рыскуловского района Джамбульской области.
Учился в Карагандинском суворовском училище. В 2005 году окончил КазНАИ имени Жургенова. Актер Казахского академического театра имени Ауэзова.
Работает на казахстанском телевидении, ведет концерты и шоу-программы.

Сергей Погосян родился 20 июля 1972 года в Алма-Ате.
Окончил Алма-Атинский сельскохозяйственный институт, специальность - экономист; затем - КазГАИ имени Т.Жургенова, специальность - актер театра и кино. Лауреат Государственной премии Республики Казахстан.

Просмотров: 1260


Комментариев: 0
Портал ivest.kz - база частных объявлений газеты «Информ Вест», справочник предприятий городов Казахстана и России, новости, недвижимость, электронные версии ряда изданий, сборник кулинарных рецептов. Все замечания и предложения принимаются на info@ivest.kz.
Использование данного веб-портала подразумевает ваше согласие с Правилами пользования.
© 2000-2024 «Информ Вест»
Top.Mail.Ru
×