Беспроцентная рассрочка оказалась кредитом.
Газета, которую вручили Серику Оспанову
«Предлагают вам два одинаковых телефона, говорят – оба продаем в рассрочку», – приводит пример юрист Жаслан Айтмаганбетов. – «Но за один вы переплатите 113 тысяч тенге, а за второй, в принципе, ничего переплачивать не надо. Что вы ответите?». Юрист Айтмаганбетов, защищающий потребителей, подозревает магазин бытовой техники в недобросовестной рекламе.
Реклама
Серик Оспанов приехал в Караганду в гости из Каркаралинска. На улице ему вручили рекламную газету от «Технодома», в которой было перечислено, какая техника, с какими скидками сейчас продается в магазине.
Серику приглянулся ноутбук за 149 990 тенге, который, судя по рекламе, можно было оформить в рассрочку:
- В газете было четко написано – переплата – ноль, – рассказывает Жаслан Айтмаганбетов, председатель общества по защите прав потребителей «Гарант». – Потребитель пришел за покупкой вместе с газетой, показал пальцем – хочу именно этот ноутбук.
Сделку оформили. Серик, довольный покупкой, вернулся домой. И только, когда подошло время первых выплат, заметил, что никакая у него ни беспроцентная рассрочка, а самый настоящий кредит с переплатой в 113 тысяч тенге.
Исключение
Серик обратился в «Технодом», чтобы выяснить, как получилось, что он участвовал в беспроцентной акции, а оказался должен банку:
- Нам пришел письменный ответ от магазина, – говорит Жаслан Айтмаганбетов. – Отвечают, что никого они в заблуждение не вводили.
Цитата из ответа «Технодома»: «В этот же период проводилась другая рекламная акция – при приобретении одного из предложенных в газете товаров, по цене, указанной с учетом скидки, к товару предоставлялся подарок. При этом в газете было указано, что товары, купленные в рассрочку, в акции не участвуют. Это означает, что на приобретенный Оспановым по акции ноутбук оформление его в рассрочку с «переплатой 0 тенге» не распространялось».
Выяснилось, что к ноутбуку «Технодом» сделал Оспанову подарок – вручил фотоаппарат, Оспанов отказываться не стал. И зря.
Получив фотоаппарат, он автоматически потерял возможность оформить рассрочку. Серик Оспанов уверяет, что ему эти условия никто не разъяснил. Иначе бы он отказался от подарка:
- То же самое написано и в рекламной газете, которую вручили Оспанову, – продолжает Айтмаганбетов. – Но смотрите, вверху большими буквами написано «рассрочка, 0 тенге предоплаты и переплаты». Под этим заголовком – фото товаров, которые можно купить в рассрочку. И ноутбук, который выбрал Оспанов. А рядом с ноутбуком – фотоаппарат. То есть, потребителю понятно, что он берет ноутбук, получает подарок и рассрочку. Но сбоку, мелким шрифтом, добавлено: «товары, купленные в рассрочку, в акции не участвуют». То есть, хочешь рассрочку, не бери фотоаппарат. Но ведь в основном тексте рекламы потребителю предлагают другое – три в одном – подарок, рассрочку, технику. Со стороны «Технодома» идет нарушение закона о СМИ. Получается, имела место недобросовестная реклама. Потребитель введен в заблуждение. Если бы ему четко объяснили условия сделки, он бы ее заключать не стал, кто согласится переплачивать 113 тысяч.
Банк
- Наверное, дело в том, что Серик Тусупович – пенсионер, и когда делал покупку, просто не доглядел, – комментирует ситуацию Диаз Абылкасов, пиар-менеджер сети магазинов «Технодом». – В наших магазинах такая акция на самом деле была и рассрочка там действительно без предоплаты и переплаты. Серик Тусупович купил ноутбук, в подарок по акции шел фотоаппарат. Наш менеджер проводил клиента к кредитному столу и все. Скорее всего, консультант банка не правильно оформил бумаги, не по акции рассрочка, а как обычный потребительский кредит. Если могут быть какие-то претензии у покупателя, то уж точно не к нам, а к менеджеру банка.
Юристы из «Гаранта» уже написали жалобу на работу «Хоум Кредита», оформившего Оспанову обычный кредит, в Национальный банк.
Там около двух месяцев назад, появился Комитет по защите прав потребителей финансовых услуг.
Но доказать, что Оспанов не до конца вник в условия договора будет не просто. На каждой кредитной бумаге стоит его подпись, подтверждающая, что он со всем согласен.
Юристы также обратились в департамент внутренней политики, попросив привлечь магазин к административной ответственности за заведомо ложную рекламу, в прокуратуру и финпол.
|