Правила пользования
Курс ЦБ на 16.04 USD 448.56 up 0.67
EUR 478.03 up 1.25
RUB 4.79 up 0
16 апреля Вторник, 12:42
восход заход
05:04 21:50 01:58 12:30

«ИПР призывает просчитать целесообразность строительства железной дороги Астана - Алматы до начала работ»

Дата: 15.04.13 в 14:37
Мобильная версия Шрифт
Алматы. 15 апреля. Kazakhstan Today - Политологи призывают правительство дополнительно просчитать целесообразность строительства скоростной железной дороги Астана - Алматы до начала работ, передает Kazakhstan Today.

"В рамках визита президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева в Китайскую Народную Республику 22 февраля 2011 года состоялось подписание Меморандума о сотрудничестве в области строительства высокоскоростной железной дороги Астана - Алматы между АО "Национальная компания "Казакстан темир жолы" и Министерством железных дорог КНР. Технико-экономическое обоснование данного проекта китайские специалисты подготовили к концу 2011 года. Однако непосредственным исполнителем проекта будет французская инженерная компания SYSTRA", - напоминает Институт политических решений (ИПР).

В ИПР при этом отметили, что французским подрядчикам необходимо возвести скоростную железную дорогу (СЖД) к весне 2017 года, чтобы успеть к началу ЭКСПО-2017. По расчетам специалистов, общая длина строительства двухпутного участка составит 1050 километров. Протяженность контактной сети с учетом промежуточных станций в городах Караганда и Балхаш - 2730 километров. Средняя скорость пассажирских составов - 250 километров в час.

"Таким образом, время в пути сократится до 4 - 5 часов. Для сравнения, сейчас скорый поезд "Тальго" добирается до столицы 13 часов", - уточнили в ИПР.

По данным политологов, представленный проект предусматривает строительство нового вокзала в Астане, а также пассажирских терминалов на промежуточных станциях в Караганде и Балхаше. В Алматы планируется масштабная реконструкция вокзала Алматы-2. На скоростной линии будет использоваться 6 подвижных составов по 12 вагонов каждый. В целом для обеспечения деятельности новой магистрали планируется строительство более 50 объектов производственного назначения.

"Главной инфраструктурной инновацией проекта является строительство моста через озеро Балхаш. При современном развитии технологий его строительство вполне осуществимо. Местом прохождения может стать пролив Узынарал, разделяющий озеро на пресную и соленую части. Ширина пролива - 3,5 километра, а глубина - всего 4 метра. Тем не менее, конструкция окажется самым большим мостовым сооружением в стране, а значит и самым дорогостоящим", - подчеркнули в ИПР.

Вместе с тем политологи отметили, что "вызывает серьезные вопросы экономическая целесообразность строительства серьезного инженерного сооружения в погоне за небольшим сокращением путевого времени".

"Вероятнее всего, для казахстанских заказчиков имиджевый момент создания грандиозного сооружения важнее нерациональных дополнительных затрат. А вариант модернизации существующей железной дороги, огибающей Балхаш, даже не рассматривался. При этом не учитывается то обстоятельство, что процесс строительства моста через Балхаш сам по себе нанесет серьезный ущерб флоре и фауне озера. Динамичному развитию туризма на Балхаше помешает существенная географическая протяженность озера. Скоростной поезд, доставляющий людей к одной точке близ водоема, не сможет эффективно конкурировать с автотранспортом, дающим большую свободу перемещений и выбора пунктов отдыха. Таким образом, необходимо решение инфраструктурных вопросов в Прибалхашье", - пояснили в ИПР.

Кроме того, как указывают политологи, не менее серьезную проблему представляет распределение пассажиропотока после ввода в действие СЖД. "По прогнозам специалистов АО "Казахстан темир жолы", возведение СЖД позволит увеличить пассажиропоток на высокоскоростной линии до 5 млн человек в год за счет привлечения пассажиров с альтернативных видов транспорта", - говорят в ИПР.

В институте подчеркнули, что железнодорожный транспорт и авиаперелеты - два отдельных транспортных сегмента, отличающихся не только по скорости передвижения, но и по цене билетов. На данный момент они практически не создают друг другу конкуренции. После запуска СЖД определенно сможет соперничать по оперативности с национальным авиаперевозчиком "Эйр Астана". Сейчас короткий 80-минутный авиаперелет за счет подготовительных процедур и получения багажа превращается в 3-3,5 часовое путешествие. Тогда как переезд на СЖД займет не более 4-5 часов.

"Однако, учитывая колоссальные вложения государства в строительство дороги, стоимость железнодорожных билетов может вплотную приблизиться к цене авиаперелета для обеспечения рентабельности инвестиций. Национальный авиаперевозчик, стремясь компенсировать отток пассажиров от популярного направления, вынужден будет снижать цены для сохранения пассажиропотока. Что в свою очередь делает проблематичным достижение заявленного пассажиропотока, а следовательно, и инвестиционной окупаемости СЖД", - полагают в ИПР.

Вместе с тем политологи отмечают, что автодорожный транспорт хоть и уступает СЖД по времени в пути, но дает существенный выигрыш в стоимости поездки, отсекая от СЖД эконом-класс потребителей.

Как подчеркивают в ИПР, "несмотря на то, что политическое решение строительства СЖД принято, правительству РК еще не поздно провести дополнительную оценку перспективности выбора маршрута, объемов пассажиропотока и, самое главное, - целесообразности строительства моста через озеро Балхаш".

Развитие прибалхашской рекреационной системы рекомендуется начать с расширения уже имеющихся зон отдыха, большинство из которых - рыболовно-охотничьи базы. Многие из них имеют собственную инфраструктуру, однако в силу небольшой посещаемости количество мест отдыха ограничено. Доставка потенциального туристического пассажиропотока в одну точку близ озера Балхаш требует продумывания дальнейшей транспортировки до мест отдыха, отмечают политологи.

Кроме того, в анализе ИПР указывается, что управление, эксплуатацию и надзор за безопасностью на СЖД необходимо осуществлять по зарубежным стандартам. Для этого требуется подбор квалифицированных менеджеров.

"Необходимо начать профессиональную переподготовку сотрудников железной дороги к абсолютно новым стандартам. Хотя бы часть технического персонала должна получить практику работы на действующих СЖД за рубежом", - заключили в ИПР.

Напомним, что глава государства Нурсултан Назарбаев на заседании Совета по управлению Национальным фондом РК отметил, что проект строительства скоростной железной дороги Астана - Алматы нуждается в серьезном дополнительном анализе.

"Хотелось бы иметь такую железную дорогу, но мое изучение этого вопроса в Китае показало, что, во-первых, это очень дорогостоящий проект. Во-вторых, эта железная дорога требует постоянного внимания и ремонта. При этом пассажиропоток между Астаной и Алматы не обеспечивает должную прибыльность этой дороги. Поэтому данная идея требует тщательного расчета, прежде чем мы начнем финансирование", - подчеркнул Н. Назарбаев.

Просмотров: 600


Комментариев: 0
О компании О проекте Источники новостей Предложить ленту Реклама на сайте Реклама в газете Контакты Наши партнеры
Портал ivest.kz - база частных объявлений газеты «Информ Вест», справочник предприятий городов Казахстана и России, новости, недвижимость, электронные версии ряда изданий, сборник кулинарных рецептов. Все замечания и предложения принимаются на info@ivest.kz.
Использование данного веб-портала подразумевает ваше согласие с Правилами пользования.
© 2000-2024 «Информ Вест»
Top.Mail.Ru
×