Сразу скажу очевидную вещь: у сложных городских проблем нет
простых решений. Но если не предпринимать попыток, не прикладывать усилий, -
проблемы эти со временем способны попросту убить город. Одна из них, - парковки.
Что тут можно сделать? Дворы забиты под завязку, возле большинства офисов и
общественных зданий не протолкнутся.
В городе довольно активно обсуждается переход на
одностороннее движение по Административному проезду и Музейной улице. Большинство
мнений сводится к тому, что движение это вряд ли разгрузит, а основная проблема
– в транспорте, который там паркуется и делает двухполосные дороги фактически
однополосными. Дальше возникает логичный вопрос – а где стоять, если в округе нет
стоянок, а офисов, административных зданий и торговых павильонов в этом районе –
хоть отбавляй?
Стоянок нет, но есть место. Аккурат между Музейной и
Маяковского, где раньше располагалась производственная база СПОПАТ, теперь
пустырь. Рядом еще немного места, где некогда располагался спорткомплекс «Альтаир»,
который сгорел – с выходом как раз на Музейную. Почему бы здесь не построить
паркинг этажа эдак в 3-4? Сделать его умеренно-платным, для покрытия расходов
на содержание, а парковку по периметру окрестных улиц запретить? В пешей
доступности – огромное количество объектов, даже с учетом суровых зим не
проблема 5 минут провести на свежем воздухе. А для транспорта – выезд и на Музейную,
и на 30 лет Победы, и на Маяковского. Земля, насколько я понимаю, находится в
муниципальной собственности, что упрощает задачу.
Идем дальше. Знаменитый пустырь на пересечении Мира и
Островского, где решено разбить парк. Отличная идея, но «золотую» землю в
центре города обидно использовать для чего-то одного, когда можно нагрузить ее
функционалом, совместить приятное с полезным. Вот на месте бывшего рынка на
Строителе нашелся же кусочек для машин. На Мира-Островского можно попробовать «зарыть»
в землю пару этажей паркинга, а сверху разбить парк. Чем плохо (кроме
инвестиций и усилий, которые окупятся и будут приносить прибыль)? Этот паркинг
на несколько сотен автомобилей покроет «пешей доступностью» изрядный кусок
центра города с офисами, магазинами, школами, городским рынком, возле которого
оставить машину – огромная проблема.
Идем еще дальше. Офис Сургутнефтегаза. Перед центральным
входом – развязка Ленина-Мира-Кукуевицкого. Нефтяники, допустим, не хотят
заниматься парковками вокруг своей вотчины, полагая, что и без того для города
делают немало. В чем-то они правы. Может, город найдет в себе силы и ресурсы
помочь нефтяникам? На большом пятачке под кольцом и/или под Молодежным сквером
можно закопать очень внушительный паркинг, под самым носом у офиса СНГ. Или,
как вариант, сделать развязку двухуровневой (что разошьет движение на кольце),
а внизу разбить стоянку.
Дорого? Нереально? А кто-нибудь считал? Уверен, что и
бюджетным деньгам это под силу – если разработать соответствующую программу
типа «Парковки Сургута», защитить ее в округе и получить целевое
финансирование. Вспомнить про то же «Сотрудничество» - как вариант. Окружное
или муниципальное предприятие еще и зарабатывать на этом будет. Выгодно должно
быть, по идее, и частному инвестору – это «долгоиграющий» бизнес со стабильным
доходом.
Нынешние многоэтажные парковки простаивают, потому что
находятся далеко и стоят неадекватно дорого. Близко и по карману? Будут забиты
до отказа. Надо, чтобы парковаться за деньги людям было выгодно, как ни странно
это звучит. Чтобы стоимость была умеренной, а получение штрафа за оставление
авто рядом на обочине или во дворе – неизбежным. Город получит свободные
проезды, а автомобилисты – место в тепле, что, опять-таки, актуально большую
часть года. Многие жители окрестных домов, устав от дворовой лотереи со свободными
местами (а за стоянку на газоне/детской площадке/у мусорных «карманов» - опять-таки,
беспощадный штраф и/или эвакуация и штраф), начнут оставлять своих коней в
паркингах на ночевку, ведь до них будет пять минут пешком, а не полчаса на
автобусе. А днем, пожалуйста, - места для окрестных клерков, покупателей,
родителей и т.д.
Сургут – город плотной застройки, но места для таких «перехватывающих»
паркингов, способных обеспечить пешую доступность до большинства значимых
объектов, найдутся. Кроме трех вышеназванных – пятак через улицу Дзержинского
от мечети, действующая стоянка на улице генерала Иванова возле «Вершины»
(превратить ее из плоскостной в многоэтажную), если совсем уж размечтаться, то
можно вырыть паркинг и под улицей Ленина…
Полезность идеи, мне кажется, очевидна. С учетом того, что
Сургут все-таки очень северный город, и вряд ли можно всерьез обсуждать создание
протяженных пешеходных зон или перехватывающих парковок по периметру центра,
где-нибудь в промзоне или на Заячьем острове. Вместе с тем, автомобилизация
Сургута – на одном из самых высоких уровней в стране, дальше будет только хуже.
Есть, конечно, нюансы. Так называемые объективные трудности.
Это и необходимость железной политической воли, и законодательное обеспечение,
и «слишком дорого». Самая идея, может быть, спорная. Давайте другую, только и
там будут необходимы слагаемые успеха – воля, обеспечение, ресурсы. Плюс
желание. А пока что мы имеем перевод двух второстепенных проездов на
одностороннее движение – тактика заведомо проигрышная, поскольку борется со
следствиями проблемы, а не с ее причинами. Зато реализуется легким движением
руки. Впрочем, и на том спасибо – вдруг поможет?
Олег Владимиров (СИА-ПРЕСС)
|