Правила пользования
Курс ЦБ на 25.04 USD 443.85 up -0.47
EUR 474.3 up 0.97
RUB 4.8 up 0.04
25 апреля Четверг, 02:04
восход заход
05:04 21:50 01:58 12:30

«Потребитель всегда прав?»

Дата: 19.03.13 в 16:06
Мобильная версия Шрифт

В Казахстане новый Закон о защите прав потребителей работает всего три года. О том, насколько он эффективно действует и как работают органы, защищающие права и интересы потребителей, а также в чем причины социальной инертности наших граждан, пытались разобраться участники заседания «Защита прав потребителей в РК: состояние, эффективность, перспективы», которое прошло в Клубе политических решений (КИПР).

Заседание было посвящено Всемирному дню потребителя, который отмечается международной общественностью, начиная с 1983 года. Однако если рассматривать этот аспект в историческом срезе, обнаружится любопытный факт: первые принципы защиты прав потребителей были заложены еще в глубокой древности – в Месопотамии в 17 веке до нашей эры. Законодательно же права пользователя были закреплены только в середине ХХ века. Это удалось сделать американцам, признанным лидерам в сфере потребления, в 1962 году во время правления президента Кеннеди.

Без грамотного потребителя не будет конкурентоспособного производителя

– Я защищаю права потребителей на протяжении 20 лет и могу сказать, что в этой системе у нас много проблем, – заявила в ходе заседания главный его спикер, президент Национальной лиги потребителей, она же мажилисмен Светлана Романовская.

А бороться с несоответствиями системы, по ее словам, помогает международный опыт. Романовская рассказала о том, что Национальная лига по защите прав потребителей с 2000 года является членом ConsumersInternational – независимой потребительской организации, которая объединяет 220 членов-организаций из 115 стран. В центре независимой потребительской экспертизы по инициативе лиги за 12 лет проведено 144 дегустации продуктов питания и экспертизы качества товаров народного потребления. При этом лига активно сотрудничает с государственными органами: в частности, подписан меморандум с Агентством РК по защите конкуренции по реализации политики в законодательной сфере.

Стоит привести некоторые цифры из деятельности лиги: в досудебном порядке потребителям возращено 150 миллионов тенге, через судебные иски возмещено 457 миллионов тенге материального ущерба и 40 миллионов тенге в виде компенсаций моральных издержек.

Светлана Романовская рассказала, что в Казахстане 38 организаций защищают права потребителей. И есть всего две лаборатории на всю страну (и это, без иронии, уже большой прогресс), которые могут определить качество и состав любого продукта. К примеру, из натурального ли молока изготовлен кефир, каково содержимое натуральных соков – любимого напитка наших детей и т. д.

– 38 организаций занимается защитой прав потребителей, но еще никогда мы не получали такого количества жалоб! – возмущается защитница интересов потребителей. Она, кстати, подготовила информацию, поды­тожившую деятельность лиги за 20 лет. Сюда включены и результаты работы горячей линии, которые говорят сами за себя и позволяют сделать соответствующие выводы. Например, о том, что больше всего проблем имеется в жилищно-коммунальном хозяйстве, и в частности, в деятельности КСК. Хотя в урегулировании их работы есть кое-какие подвижки, но они весьма незначительны. Так или иначе, но вердикт потребителей, как и прежде, неумолим: заложенные тарифы совсем не соответствуют качеству услуг.

Вопрос о том, что можно изменить в сложившейся ситуации, остается в силе. По словам Романовской, нужно улучшать нормативную базу и уже сейчас вносятся поправки в закон о защите прав потребителей. Например, ужесточена ответственность предпринимателей не только за то, что они нас обвешивают и обсчитывают или предоставляют некачественные товары. Штрафные санкции предусмотрены и за непредоставление достоверной информации. Много усилий, по словам депутата, было затрачено на утверждение государственного информирования о потребительских правах. Теперь статьей Закона о защите прав потребителей предусмотрено внедрение обязательного потребительского образования – на уровне школ, колледжей. В качестве ликбеза. К слову, сама Романовская написала (в соавторстве со Светланой Мороз) учебник для студентов вузов. По замыслу авторов, грамотный потребитель поможет формированию гражданского общества, в котором будет действовать закон и царить порядок.

Синдром беспомощности как болезнь, поразившая часть общества

Обсуждая качество разного рода услуг, в том числе в сфере отечественного образования или медицины, можно получить мозоли на языке. Но это ничего не поменяет. И даже создание еще одного надзорного государственного органа проблемы не решит. Остается уповать на созревание самосознания гражданского общества? Возможно. Ведь сегодня большая часть наших сограждан предпочитает отсиживаться в надежде, что все как-нибудь рассосется само собой.

Хотя с другой стороны, и государство, наверное, не дозрело до того, чтобы обеспечить защиту прав потребителя на должном уровне. Та же Романовская, которая на всех форумах призывает казахстанцев оторваться от диванов – в части отстаивания своих прав в судебных инстанциях, тоже разводит руками, когда речь идет о судебных процедурах.

«Наше судопроизводство до такой степени несовершенно, что может легко превратить истца в ответчика», – такими оказались выводы большинства участников заседания.

Несмотря на то, что обмен мнениями не дал исчерпывающего ответа на злобу дня, основной акцент все же был поставлен. Он не нов – помоги себе сам. Никто за тебя этого не сделает.

Салтанат Исмагулова 

Просмотров: 1137


Комментариев: 0
О компании О проекте Источники новостей Предложить ленту Реклама на сайте Реклама в газете Контакты Наши партнеры
Портал ivest.kz - база частных объявлений газеты «Информ Вест», справочник предприятий городов Казахстана и России, новости, недвижимость, электронные версии ряда изданий, сборник кулинарных рецептов. Все замечания и предложения принимаются на info@ivest.kz.
Использование данного веб-портала подразумевает ваше согласие с Правилами пользования.
© 2000-2024 «Информ Вест»
Top.Mail.Ru
×