Правила пользования
Курс ЦБ на 29.03 USD 448.15 up -1.43
EUR 483.46 up -3.48
RUB 4.86 up 0
29 марта Пятница, 14:50
восход заход
05:04 21:50 01:58 12:30

«Узбекистан: Готова ли Москва к смене режима в Ташкенте?»

Дата: 04.03.13 в 10:30
Мобильная версия Шрифт

CA-NEWS (UZ) - Издание OSTKRAFT опубликовало 3 марта статью известного русского аналитика по вопросам современного Узбекистана, автора Иннокентия Адясова, который анализирует перспективы смены режима в Узбекистане по трём факторам: готовности США к смене Ислама Каримова, нарастающему экономическому кризису в стране и миллионам узбекских трудовых мигрантов в России.

Ташкент, как и весь Узбекистан, находится в тревожном напряжении.

Если рядового гражданина больше всего беспокоит постоянный рост цен на продукты (особенно импортные), перебои с снабжением бензином и дизтопливом и в последние недели невозможность приобрести валюту на "черном рынке", то политическая элита с тревогой пытается определиться с будущим посткаримовского Узбекистана.

Сам Ислам Каримов сейчас, судя по всему, пытается понять: при каких условиях США откажутся от выданных ему ранее гарантий. По большому счету Каримов сейчас уже больше Вашингтону не нужен. Он выполнил все требования:

Ташкент уже формально отмежевался от союзнических обязательств по отношению к России и системе безопасности на постсоветском пространстве;

в рамках ШОС Каримов стал фактически проводником американских интересов, причем часто в ущерб не только интересам России, но и Китая;

Вашингтон получил "зеленый свет" на использование территории Узбекистана для вывода контингента НАТО из Афганистана и возможного создания "пояса безопасности" из южных областей Узбекистана и северных провинций Афганистана (создание такого "пояса безопасности" однозначно предусматривает присутствие американских военных баз в Узбекистане).

Каримова не могут не тревожить слухи об активных контактах американцев с представителями исламской оппозиции в Узбекистане: Вашингтон уже по традиции готовит для себя "запасной аэродром" на случай скорого падения существующего режима. Эксперты в Вашингтоне исходят из того, что светская оппозиция Каримову (достаточно малочисленная и проживающая в массе своей вне Узбекистана) не сможет удержать ситуацию в стране.

Москва с облегчением отпустила всегда недовольный и фрондирующий каримовский Узбекистан в "вольное плавание", фактически сняв с себя все обязательства в отношение поддержки режима Ислама Каримова и резко сузив ему поле для маневра. Сейчас для конкурирующих кланов в окружении Каримова задача двуединая: попытаться максимально сконцентрировать финансовые средства перед решающей схваткой за власть в стране и не допустить фальстарта. Идет своеобразная игра нервов и поиск потенциальных союзников.

В то же время с 1 января 2012 года узбекские власти приступили к осуществлению решения №XKQ-39/2012 «О проведении Комплекса мер по профилактике и предотвращению террористических актов, массовых беспорядков и иных акций, способствующих нарушению общественного порядка в Республике Узбекистан», разработанного Советом безопасности Узбекистана и утвержденного президентом страны Исламом Каримовым 10 ноября 2011 года.

Нынешний режим готовится к подавлению массовых беспорядков, причем в этих планах главную роль отводится структурам МВД Узбекистана (глава МВД Баходир Матлюбов - видный представитель самаркандского клана, то есть земляк Ислама Каримова). У Матлюбова исторически крайне непростые отношения с главой СНБ Рустамом Иноятовым - после отставки бывшего главы МВД Узбекистана Закира Алматова Рустам Иноятов хотел поставить на его место генерал-майора Гайрата Кадырова, начальника Ташкентского городского ГУВД.

Внутренняя борьба внутри узбекских силовиков серьезно ослабляет позиции правящего режима и ставят под вопрос безболезненность передачи власти преемнику Ислама Каримова - консенсуса среди элит Узбекистана по этому вопросу нет и вряд ли он будет найден. Готова ли российская внешняя политика к резким переменам в Узбекистане и сможет ли она влиять на ситуацию в этой стране? Судя по всему, официальные лица в Москве исходят из того, что ситуация в Узбекистане будет развиваться относительно спокойно и предсказуемо вплоть до президентских выборов, назначенных на 2015 год. Но такой подход выглядит по меньшей мере странно.

Практически со времени получения Узбекистаном независимости Москва играла по тем правилам, которые предлагал Ислам Каримов и никогда не могла сыграть на опережение (почему и кто этому мешал - отдельный вопрос). Россия очень легко и охотно верила всем обещаниям Каримова и последовательно выполняла все его просьбы, а точнее требования.

Как уже не раз отмечалось, были свернуты все контакты с узбекской оппозицией (как светской, так и религиозной) и как результат - Москва лишилась и источника информации, и источника потенциального влияния в посткаримовском Узбекистане. Явно наметившийся в последнее время раскол в элитах Узбекистана и замешательство Каримова открывает некое "окно возможностей" для российской внешней политики. Как ни парадоксально, именно Узбекистан может стать сейчас объектом приложения столь обсуждаемой сейчас российской "мягкой силы".

По данным ФМС России, на заработках в России сейчас находится до 2,5 млн трудовых мигрантов из Узбекистана. Вместе с их семьями, от хороших или по крайней мере ровных отношений с Россией напрямую зависит благосостояние 10 млн граждан Узбекистана (то есть больше трети населения страны). Поэтому в момент смены власти в Узбекистане чуть не ключевой станет позиция многомиллионной общины трудовых мигрантов, большинство которых находится в России.

Мигранты сейчас не только основной источник валюты для Узбекистана, но и самая мобильная и активная часть общества: находясь в России они вольно или невольно попадают под влияние российской культуры и имеют доступ к альтернативной информации о жизни в своей стране и перспективах посткаримовского Узбекистана. Правящий режим Каримова прекрасно понимает это и в последнее время СНБ резко активизировало свою деятельность в узбекской общине в России с целью контролировать настроения среди трудовых мигрантов и не допустить "усиления среди них салафитской пропаганды". По крайне мере такая официальная версия доводится до российских властей.

Стоит ли создавать режим наибольшего благоприятствования для спецслужб страны, официально вышедшей из ОДКБ? Вопрос риторический. Россия, даже упустив многие крайне благоприятные моменты для усиления своего влияния на элиты Узбекистана и его общество в целом, тем не менее может за достаточно короткий срок серьезно увеличить свое политическое присутствие в этой крайне важной стране Средней Азии. Вопрос сейчас только в наличии политической воли и в отказе от прежних стереотипов восприятия нынешнего режима в Узбекистане.

Просмотров: 599


Комментариев: 0
О компании О проекте Источники новостей Предложить ленту Реклама на сайте Реклама в газете Контакты Наши партнеры
Портал ivest.kz - база частных объявлений газеты «Информ Вест», справочник предприятий городов Казахстана и России, новости, недвижимость, электронные версии ряда изданий, сборник кулинарных рецептов. Все замечания и предложения принимаются на info@ivest.kz.
Использование данного веб-портала подразумевает ваше согласие с Правилами пользования.
© 2000-2024 «Информ Вест»
Top.Mail.Ru
×