Правила пользования
Курс ЦБ на 29.03 USD 448.15 up -1.43
EUR 483.46 up -3.48
RUB 4.86 up 0
29 марта Пятница, 19:46
восход заход
05:04 21:50 01:58 12:30

«В.Мокрынин: Степные скульптуры древних тюрков. Балбалы и теория "врагов"»

Дата: 10.01.13 в 15:44
Мобильная версия Шрифт

Археология и история древнего и средневекового Кыргызстана

Степные скульптуры

Каменные изваяния распространены главным образом на Иссык-Куле, в Центральном Тянь-Шане, в Чуйской и Таласской долинах. В настоящее время известно только семь изваяний в Южной Киргизии. Все они изготовлены из специально подобранных удлиненных камней, которым после несложной обработки придавались формы человеческой фигуры. В подавляющем большинстве изображались мужчины монголоидного облика, с усами и бородой, иногда воспроизводится прическа в виде кос. В правой руке часто изображался кубок, левая рука лежала на рукояти меча или кинжала, которые выбивались подвешенными у пояса.

Наиболее тщательно сделанные изваяния дают полное представление о покрое одежды, головных уборах, серьгах, браслетах, ожерельях и других украшениях того времени. Имеются, правда, в сравнительно небольшом числе, и явно женские фигуры в платье особого фасона или обнаженные. Общая датировка изваяний установлена историческими методами. Признано, что в Киргизии они появились не ранее VI в., т. е. в период возникновения Тюркского каганата. Верхняя дата предположительно определяется временем проникновения ислама на Тянь-Шань, т. е. X-XI вв. Уже в это время изваяния используются для сооружения мусульманских культовых построек. Одно из них было найдено около минарета Бурана, другое служило порогом одной из караханидских усыпальниц Узгена.

Археологический метод датировки, заключающийся в сопоставлении предметов, изображенных на изваяниях (мечи, сабли, кинжалы, кубки, серьги, наборные пояса), с реальными хорошо датированными вещами, найденными во время раскопок, позволяет оперировать более дробной хронологией. В настоящее время выделены скульптуры VI - не позже VII вв., VII-VIII вв., VIII-IX вв.

Каменные изваяния тесным образом связаны с погребальным обрядом кочевников. Историкам давно был известен текст одной из восточных хроник, в которой описывался погребальный обряд знати древних тюрков. Специфичным в нем было то, что время смерти и время похорон не совпадали. В первые дни после смерти труп оплакивали ближайшие родственники, кремировали его и собирали пепел. Погребение праха откладывалось до съезда родни из отдаленных кочевий, знати соседних племен, а если покойный принадлежал к каганскому роду - то и представителей сопредельных государств. Получалось, что умершего весной хоронили осенью и наоборот, т. е. между днями смерти и похорон проходило около полугода. В день похорон после обычных церемоний закапывали в землю пепел, а на могиле воздвигали "xpaм", на стенах которого изображались покойный и сцены из его ратной жизни. "Если умерший убил человека, кладется один камень. При этом случается, что устанавливаются сотни, даже тысячи камней".

Сведения хроник подтвердились археологическими изысканиями. В Монголии был полностью раскопан мемориальный комплекс, сооруженный некогда в честь принца Кюль-тегина. Сырцовые стены квадратного храма снаружи были оштукатурены и покрыты красной краской. На внутренних плоскостях стен сохранились невыразительные остатки многоцветной росписи. Крыша помещения была черепичной, вход - с восточной стороны. К нему примыкал прямоугольный двор с воротами в восточной стене. Ворота "охраняли" противостоящие друг другу каменные фигуры баранов. Неподалеку от входа лежала мраморная черепаха с пазом на спине, куда был вставлен шип стелы с всемирно известной надписью, где перечислены ратные подвиги Кюль-тегина. От храма к воротам в две шеренги были установлены скульптуры сановников и придворных. Внутри помещения находился алтарь и были воздвигнуты статуи самого Кюль-тегина и его супруги. От внешней ограды на восток тянется ряд каменных столбиков. В этом ряду отмечено два грубых антропоморфных камня.

Перед нами редко фиксируемое совпадение данных письменных источников и археологии. Суммируя те и другие, можно констатировать, что основными конструктивными элементами мемориальных комплексов древних тюрков являлись: 1 - храм с алтарем; 2 - статуя человека, в память которого сооружен памятник; 3 - вереница камней, которая тянется на восток от храма.

На территории Киргизии нам не известны столь пышные сооружения. Но не исключено, что они воздвигались и здесь. По крайней мере, крупные каменные скульптуры высокохудожественной работы и фигура черепахи с пазом для стелы на территории республики археологам известны. Несравненно чаще встречаются упрощенные и уменьшенные подобия описанных храмов. Имеются в виду каменные оградки и установленные рядом с ними изваяния. Каменные скульптуры древних тюрков вкапывали у восточной стенки прямоугольной каменной оградки ("храм"). В центре оградки отмечались ямки или каменные ящички с золой, пережженными костями, обломками керамики и др. ("алтарь"). От изваяния на восток отмечалась та же вереница каменных столбиков. Исходя из единства конструктивных составных частей как пышных храмов, так и скромных оградок, ученые пришли к выводу о функциональном единстве тех и других. Оградки с изваяниями можно считать мемориально-поминальными сооружениями в честь тюркских воинов.

Балбалы и теория "врагов"

Какой же смысл вкладывали тюрки в столь сложный обряд захоронения? В погребальном комплексе в честь Бильге-кагана среди каменных столбиков обнаружена грубая антропоморфная стела с рунической надписью "каменный балбал шада телисов". На другом столбике значилось: "балбал Сабра таркана". Чтение и перевод этих надписей дали возможность установить, что каменные столбики или антропоморфные стелы, составляющие уже упоминавшиеся ряды камней, вытянутые на восток от "храма", древние тюрки именовали "балбалами". Поскольку балбалы, судя по тексту упомянутой хроники, были символами врагов, побежденных в свое время покойным, а ряду балбалов часто предшествовало каменное изваяние, то и о последних стали говорить как о балбалах, т.е. памятниках врагам. То обстоятельство, что изваяние у оградки в подавляющем большинстве находилось в единственном числе и резко отличалось от других балбалов, представляющих собой обыкновенные камни, видимо, смущало сторонников этой гипотезы. Выход, однако, был найден: изваяние стали трактовать как олицетворение "главного врага", а каменные столбики - как символы остальных поверженных. Смысл этого обычая усматривался в обеспечении покойного рабами в потустороннем мире.

Ряд ученых скептически относился к "теории врагов". Дело в том, что в той же хронике упоминается о сооружении при могиле внутри здания "нарисованного облика" покойного. Есть и достоверные сведения письменных источников о том, что специальные мастера изваяли скульптуру Кюль-тегина. Голова этой статуи была найдена при раскопках. По заключению специалистов, каменные изваяния изображали самих древних тюрков, а не их врагов. В настоящее время эта точка зрения является наиболее приемлемой.

Типология

Действительность едва ли была столь категоричной. Археологическая типология, проведенная по иконографическим признакам, в настоящее время насчитывает несколько групп каменных изваяний.

1) Мужские изваяния с оружием и сосудом в правой (редко в левой) руке.

2) Мужские и женские изваяния с сосудом в правой руке и без оружия.

3) Изваяния с изображением только головы или лица человека.

4) Мужские и женские изваяния с сосудом в обеих руках.

5) Редкие изваяния (с птицей, зеркалом, музыкальным инструментом и др.).

Такое многообразие типов едва ли может соответствовать целиком одному и тому же культу. Разнообразие в иконографии изваяний не умещается в тесных рамках ни "теории врагов", ни теории "знатных тюрков". Археологи зафиксировали скульптурные изображения не только самого умершего Кюль-тегина, но и живых: его супруги, придворных и участников похорон, живых знатных тюрков и не тюрков.

В настоящее время убедительно связать все те или иные типы изваяний с определенными культовыми представлениями кочевников не представляется возможным.

Каменные изваяния и искусство народов Средней Азии

Древнетюркские камнерезных дел мастера создавали как собственный стиль в скульптуре, так и заимствовали отдельные стилистические и иконографические детали у мастеров Средней Азии и Восточного Туркестана.

Сугубо тюркской в настоящее время считают лишь одну стилистическую деталь - изображение сросшихся у переносицы волнообразных бровей, манерно загнутых к вискам.

Анализ типов каменных изваяний позволяет констатировать их иконографическую близость с произведениями искусства оазисов Средней Азии и прежде всего Согда. Приведем беглый обзор некоторых.

Женские каменные изваяния, изображенные в мантии-накидке, находят ближайшие аналогии в терракотовых фигурках Согда. Их объединяет не только сходство в одежде, но и в позе и даже атрибутах. Так, иконография изваяния в мантии и с трилистником в левой руке (Иссык-Куль) восходит к группе согдийских терракот с трилистником. В Согде - это образ богини, который был очень устойчив. Он возник где-то на рубеже старой и новой эры и дожил до эпохи раннего средневековья. В свою очередь, согдийские богини с трилистником кушанского времени связаны с более древними прототипами ахеменидской эпохи (Амударьинский клад).

Таким образом, иссыккульское изваяние в мантии и с трилистником вводит нас в мир идей, господствовавших в земледельческих районах Средней и Передней Азии задолго до образования Тюркского каганата. В Центральной Азии подобные иконографические типы неизвестны.

Группа каменных изваяний Киргизии в мантиях отличается от иконографически близких им согдийских терракот трехрогим головным убором. В научной литературе уже было высказано мнение, что трехрогие женские изваяния могли быть связаны с культовым искусством Согда и изображать древнетюркскую богиню плодородия Умай. Не исключено, что иконографический образ ее был заимствован из Согда. Однако эти изваяния могли изображать и реальную знатную покойницу в образе богини Умай. Сравнения добродетели реальной женщины с мифической Умай в древнетюркской среде известны. Так, в тексте стелы в честь Бильга-кагана есть строки: "В десять лет на счастье моей матери-катун, подобной Умай, мой младший брат получил мужское (взрослое) имя Кюль-тегин".

Распространение культа Умай у киргизов до революции свидетельствует о родстве киргизских и древнетюркских идеологических представлений.

Недавно в с.Сокулук было обнаружено изваяние неопределенного пола (женское?) с сосудом в правой и с круглым предметом в левой руке. Поиски аналогий последнему атрибуту опять уводят нас в мир художественных образов, созданных народами Средней Азии еще в глубокой древности.

Такой же атрибут мы видим в руках "мервской богини" (I-VI вв.), у персонажей на монументальных росписях Балалык-Тепе (VI в.), в сцене пиршества на мервском сосуде-костехранилище (V-VI вв.).

В научной литературе этот предмет чаще всего трактуют как зеркало, но иногда его именуют цветком (лотоса?) и даже сладостью на палочке. На наш взгляд, учитывая значительную роль зеркала в религиозных представлениях многих народов, первая трактовка, пока не найдена более убедительная, предпочтительнее.

В изобразительном искусстве оазисов Средней Азии имеются аналогии редкому образу мужчины с птицей в руке, и очень распространенному в степях образу пирующего мужчины с чашей и оружием, и обнаженной женской скульптуре древнетюркского времени.

Искусство древних тюрков с искусством Согда роднит и большое количество мелких стилистических деталей. Исследователи уже отмечали, что манерное изображение рук и особенно положение пальцев на некоторых изваяниях свидетельствуют о влиянии как согдийской, так и восточнотуркестанской художественной школ. Новые материалы позволяют сделать дополнительные наблюдения. Одно из каменных изваяний Киргизии выполнено с широко раскрытым ртом, по-видимому, в крике. Здесь явная попытка передать эмоциональное состояние образа - сильное горе. Этот же прием был использован для передачи горя и "плакальщиков", изображенных в согдийской терракоте VI-VIII вв. Новые материалы, сближающие монументальное искусство Согда и тюркскую скульптуру, представлены в живописи Афрасиаба.

На одной из сцен изображены тюрки. Определяющим признаком для исследователя послужила своеобразная прическа этих персонажей: волосы на голове гладко зачесаны и заплетены в 3-4-5 кос. Косатые древнетюркские скульптуры известны в Южной Сибири, Монголии и Семиречье. На изваяниях Южной Сибири и Монголии - обычно две косы. Такие прически известны и в Семиречье. Однако только в Семиречье найдены фигуры с 5-7 косами. Афрасиабские и семиреченские прически роднит еще одна характерная деталь: у конца косы туго перевиты, а сами кончики их ниспадают распущенными завитками. Кроме этой, очень выразительной, детали можно отметить наборные пояса, привески к ним, оружие и другие детали, роднящие тюркские изваяния и персонажей настенной живописи Афрасиаба. Остановлюсь лишь на одной из них.

В 1971 г. мною было найдено два изваяния, за поясом которых на спине изображены две палочки крест-накрест. Еще раньше было известно изваяние с одной палочкой за поясом.

Назначение этих палочек было неясным, пока подобные предметы не были убедительно интерпретированы Л.И. Альбаумом по материалам живописи Афрасиаба. Они служили опорами для локтей при "азиатском" способе сидения.

Вышесказанное позволяет не только подтвердить вывод Л.И. Альбаума, что в окружении самаркандского царя действительно были тюрки, но и уточнить его. Это были семиреченские тюрки, выходцы из коренных земель 3ападнотюркского каганата. Судя по сюжету сцены, они занимали при дворе царя Вахрумана монопольное положение.

Иконографические истоки различных типов каменных изваяний пока безуспешно искали в древнем искусстве Южной Сибири и Монголии.

Представляется вероятным, что их можно найти в искусстве народов Средней Азии и других территорий, в верованиях которых в доисламское время были развиты различные культы и особенно родственный древнетюркскому культ предков. Для этих поисков имеются все основания.

Не исключено, что прототипами древнетюркских каменных изваяний послужили среднеазиатские "идолы", которые усердно уничтожались арабами. Есть мнение, что терракотовые фигурки были копиями больших скульптур этих идолов. Все данные свидетельствуют в пользу того, что в VI-VIII вв. интенсивно протекал синтез обычаев, верований, обрядов и культур тюрок и согдийцев.

(продолжение следует)

Владимир Мокрынин
10.01.2013

Источник - АКИпресс
Постоянный адрес статьи - http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1357811040

Просмотров: 2549


Комментариев: 0
О компании О проекте Источники новостей Предложить ленту Реклама на сайте Реклама в газете Контакты Наши партнеры
Портал ivest.kz - база частных объявлений газеты «Информ Вест», справочник предприятий городов Казахстана и России, новости, недвижимость, электронные версии ряда изданий, сборник кулинарных рецептов. Все замечания и предложения принимаются на info@ivest.kz.
Использование данного веб-портала подразумевает ваше согласие с Правилами пользования.
© 2000-2024 «Информ Вест»
Top.Mail.Ru
×