Правила пользования
Курс ЦБ на 29.03 USD 448.15 up -1.43
EUR 483.46 up -3.48
RUB 4.86 up 0
29 марта Пятница, 17:49
восход заход
05:04 21:50 01:58 12:30

«Дед Мороз от «А» до «Я»»

Дата: 26.12.12 в 12:01
Мобильная версия Шрифт

CA-NEWS (KZ) - ded-moroz Новый год популярен во всех странах СНГ – и в каждом населенном пункте Содружества в новогоднюю ночь будут праздновать и веселиться. Но при всей массе общего у каждой страны есть свои собственные эксклюзивные традиции встречи праздника – равно как и «свои» главные новогодние персонажи. Которые могут совпадать с привычным «Дедом Морозом», а могут и не совпадать. МТРК "Мир" представляет хит-парад главных новогодних персонажей в странах СНГ.

Азербайджан

31 декабря в стране отмечают День солидарности азербайджанцев. Во всем мире их насчитывается 50 миллионов человек – в этот день принято поздравлять друг друга, дарить подарки и по возможности ездить на историческую родину.

Зато новогодних даты в стране сразу две – помимо зимнего праздника, 21 марта отмечают еще Новруз байрамы – День весеннего равноденствия. Основной персонаж на этом празднике - Бахар гызы (Дочь Весны).

Зато Дед Мороз в Азербайджане практически ничем не отличается от своего российского собрата, разве что носит костюм голубого цвета и зовут его «Шахта́ Баба́» (дословно — «Дед Мороз»). Его спутницу зовут «Qarqız» (Гаргыз - Снегурочка).

Армения

Армянский Дед Мороз – Каханд пап (Kaghand papi – дословно – Дедушка нового года) или Дзмер папи («Dzmer Papi» - дословно «Зима-дед»). Его спутницу зовут «Dzyunanushik» (Дзюнанушик, дословно — «Снежная Ануш». Ануш – это женское имя, которое переводится как «сладостная»).

Считается, что армянский Каханд Пап спустился с трехкилометровой горы Цуртов на севере Армении. Эта гора - самое холодное место в стране: снега на вершине не бывает лишь 10 дней в году. Помогают Папу в работе четверо сыновей и 12 внуков. Он одет в теплое пальто с мехом, на поясе привязаны подарки, ходит по домам и дарит подарки всем армянским семьям, которые проживают в разных странах мира.

Традиционно Новый год в Армении был постным - предпочтение отдавалось фасоли, сладостям и сухофруктам. Блюда из фасоли были обязательным компонентом стола, и бытовало суеверие, что без нее год не наступит – поэтому на армянском «кахандном» столе наличествовал почти весь ассортимент семейства бобовых. На Новый год могут зайти родственники и знакомые – причем это признак особого к вам отношения, если в новогоднюю ночь пришли именно в ваш дом.

Беларусь

Местный фольклорный персонаж зовется Зюзя – это божество холода и мороза, которого часто называют прадедом Деда Мороза. Повествования представляют Зюзю наиболее близким к русскому Деду Морозу или американскому Санта-Клаусу. По фольклорным представлениям треск деревьев во время сильных морозов объясняется тем, что дед с длинной бородой, который живет в лесу и ходит босиком, стучит по деревьям. Девять лет назад белорусскому Деду Морозу (Дзед Мароз) выстроили официальную резиденцию на 15 га в «Беловежской пуще» - теперь это место паломничества для туристов.

Новый год белорусы встречают традиционно – в украшенном доме, в семейном кругу, дарят подарки. Вступать в Новый год принято без долгов и с прощенными обидами. После боя курантов торжества перетекают на улицы: катания на санях с песнями, фейерверки, гуляния.

Грузия

В Грузии Деда Мороза зовут «Tovlis papa», «Tovlis babua» (Товлис папа, Товлис Бабуа). Родом он из высокогорного села Ушгули, носит не тулуп, а чёрную чоху с белой буркой, на голове у него - сванская шапка. Подарки детишкам Товлис Бабуа достает из волшебного мешка хуржина (мешочек для пуль, обшитый бисером). А вот прототипа Снегурочки в Грузии нет.

Традиционный способ встречи Нового года в стране уникален: ровно в полночь начинается грохот выстрелов, каждый стреляющий метит в злых духов, ведьм и нечистую силу, чтобы наступающий год избавил домашний очаг от всяческих напастей. Уже с наступлением Нового года за дело берется меквле, что в переводе с грузинского означает «пролагающий след». Считалось, что следом за меквле ступает ангел, который принесет всем счастье, а дому — благополучие. Только время, когда в свои права вступает меквле, в разных уголках Грузии — разное.

В Кахети прихода меквле ждут ровно в полночь 31 декабря. В Рача очередь для исполнения этого благородного ритуала «бронируется» аж 17 декабря, в день Святой Варвары. Именно человек, переступивший первым порог вашего дома в этот святой праздник, становится вашим меквле на Новый год. И это для данного уголка Грузии — неписаный закон. В отличие от Рача, в Картли меквле не выбирают заранее – тем более, что здесь уверены, что он постучится в вашу дверь лишь ранним утром первого новогоднего дня.

На Новый год надо было помнить и о запретах. Главный из них — не задерживаться 1 января в гостях до обеда, поскольку это грозило годовым отсутствием в собственном доме. Спать в новогоднюю ночь не полагалось, иначе вы могли лишиться своего счастья, да и доли ума, который в этот день раздают на небесах.

Казахстан

В Казахстане Деда Мороза называют Аяз Ата – это дословный перевод имени Дед Мороз. Его шуба похожа на казахский чапан, отороченный мехом и украшенный казахскими узорами, а на голове шапка – казахский борик. У Аяз Ата есть спутница Акшакар (Снегурочка). В отличие от европейских стран, на улицах редко можно увидеть Деда мороза (Аяз Ата) со Снегурочкой (Акшакар) — они, как правило, бывают гостями детских елок, корпоративных мероприятий. И все же современный персонаж появился, как результат влияния западной культуры, а исторически празднования Нового года в зимнее время у тюркских народов не было – они отмечают Наурыз (Навруз).

Новый год в Казахстане празднуют дважды: 1 января — согласно европейской традиции, и 22 марта — после наступления весеннего равноденствия. Оба праздника в Казахстане отмечаются на государственном уровне. Причем традиция праздновать Новый год в ночь с 31 декабря на 1 января родилась в советский период истории Казахстана, поэтому имеет мало отличий от встречи Нового года в России. Сегодня это один из самых популярных праздников в стране.

Второй Новый год, празднуемый в Казахстане, это Наурыз мейрамы. Отмечают его в соответствии с восточными традициями 22 марта. Праздничные мероприятия длятся почти месяц.Он возник у народов Востока задолго до принятия мусульманства, поэтому лишен религиозной обрядности и направленности. По восточному календарю Наурыз — первый день нового года, совпадает с днем весеннего равноденствия.

Кыргызстан

Национальные прототипы Дед Мороза и Снегурочки зовутся «Аяз Ата» и «Аяз Кыз». Внешне они полностью схожи со своими российскими «коллегами» - возможно потому, что тоже появились в Советское время.

Кыргызский Аяз Ата одет в белый войлочный халат - "чапан", отделанный золотистыми узорами, на голове белый калпак. Аяз Кыз по традиции одета в национальное платье с узорами, поверх платья у кыргызской Снегурочки накинут чапан с золотистыми узорами. На голове - шёкюлё (конусовидная шапка), отороченная мехом.

А традиция встречи Нового года мало чем отличается от того, как празднуют эту ночь в остальных городах постсоветского пространства.

Молдова

В Молдове есть свой национальный новогодний герой - «Moş Crăciun» Мош Крэчун. По легенде этому сказочному герою более двух тысяч лет. В Молдове принято считать, что именно Мош Крэчун спас от холода своим жилетом новорожденного Иисуса, после чего Бог распорядился, чтобы дед приносил подарки детям в честь рождения Христа.

У Мош Крэчуна особенный образ. Вместо шапки – кушма (национальный головной убор из овчины), вместо красного кафтана – (бардовый халат с мехом), на ногах - постолы из кожи. А мешок для подарков ему заменяет национальная двойная сумка – трэйсэтура.

В рождественские праздники во всех уголках Молдовы звучат колядки – их разновидностей более сотни. Это «урэтуры» (по-русски пожелания), «стригэтуры» (похожи на частушки) и «маланка» (театрализованное шествие). Праздничные гуляния и маскарад длятся в Молдове вплоть до Крещения.

Таджикистан

Таджикского Деда Мороза зовут «Бобои Барфӣ», а Снегурочку – «Барфак». До советского периода в истории Таджикистана этот праздник в стране не отмечали никогда – вместо него праздновался все тот же Навруз – новый год по древнеперсидскому календарю. Однако новая традиция в свое время прижилась и до сих пор Новый год остается одним из самых любимых и долгожданных дней в году.

Узбекистан

Новогодних персонажей в стране зовут «Qor bobo» (Корбобо — дословно «Снежный Дед») или «Ayoz bobo» (Аёз бобо — «Дед Мороз»). Он одет в полосатый халат и красную тюбетейку. В кишлаки Кербобо въезжает на ослике, навьюченном мешками с новогодними подарками. Кербобо так же как и Дед Мороз дарит подарки только тем, кто хорошо себя вел, слушался и почитал старших. Непослушным же детям Кербобо дает наказ на новый год, обещает обязательно навестить их в следующем году и проверить исправилось ли их поведение.

Украина

Национального Деда Мороза в стране зовут Дід Мороз или святий Миколай (святой Николай). Причем в ряде западных областей страны, где живут немало прихожан греко-католической церкви, Новый год отмечают в западной традиции – в ночь с 18 на 19 декабря. Там же дети традиционно пишут Деду Морозу письма, в которых рассказывают о том, что хорошего и что плохого сделали за год. А еще на всей территории Украины к празднику варили ритуальное пиво и меды.

Россия

Мороз как природная стихия издавна персонифицировался восточными славянами в виде невысокого старичка с длинной седой бородой, который бегает по полям и вызывает стуком трескучие морозы. В литературную традицию Дед Мороз входит в 1840 году, с публикацией сборника сказок «Сказки дедушки Иринея» В. Ф. Одоевского. Среди прочих, там была сказка «Мороз Иванович».

Достаточно долгое время Мороз Иванович и елка с Новым годом существовали по раздельности. Их объединение произошло во второй половине XIX века, когда в России отмечаются первые попытки создать самобытного «рождественского деда», который дарил бы подарки русским детям, как у их западных сверстников. При Александре II упоминаются «старый Рупрехт» (явно немецкого происхождения, 1861), святой Николай или «дедушка Николай» (1870) — единичные попытки, которые не прижились. В 1886 году впервые отмечается «Морозко», и к началу ХХ века уже складывается знакомый образ Деда Мороза.

После революции Дед Мороз, вместе со всеми рождественскими традициями, подвёргся гонениям. Его окончательное изгнание произошло в канун 1929 года. Тогда Рождество было объявлено обычным рабочим днём, а специальные патрули ходили по улицам и заглядывали в окна на предмет выявления праздничных приготовлений. В советский обиход Дед Мороз вернулся в канун 1936 года. Это произошло после того, как 28 декабря 1935 года член Президиума ЦИК СССР Постышев опубликовал в газете «Правда» статью, где предложил организовать для детей празднование Нового Года. После этого по всей стране начинают организовываться новогодние мероприятия с использованием переосмысленной старой «рождественской» атрибутики. Официальное торжественное возвращение Деда Мороза произошло через год - в январе 1937 года он со Снегурочкой приветствовал гостей на празднике в московском Доме Союзов.

Просмотров: 1246


Комментариев: 0
О компании О проекте Источники новостей Предложить ленту Реклама на сайте Реклама в газете Контакты Наши партнеры
Портал ivest.kz - база частных объявлений газеты «Информ Вест», справочник предприятий городов Казахстана и России, новости, недвижимость, электронные версии ряда изданий, сборник кулинарных рецептов. Все замечания и предложения принимаются на info@ivest.kz.
Использование данного веб-портала подразумевает ваше согласие с Правилами пользования.
© 2000-2024 «Информ Вест»
Top.Mail.Ru
×