В Москве с 7 по 16 декабря пройдет 12-й фестиваль театров танца «Цех», со спектаклями немецких артистов в честь Года Германии в России и приездом знаменитых «Провинциалов» из Екатеринбурга.
Декабрьский фестиваль стал привычной вехой в жизни культурной Москвы, и залы на «продвинутых» спектаклях не пустуют. Конечно, проект не пользуется такой популярностью, как постановки Большого театра, и балетоманы не сменили любовь к Чайковскому и тридцати двум фуэте на любование цифровым искусством вкупе с «некрасивыми» позами. Но революция зрительских вкусов не входит в сверхзадачу «Цеха». С него достаточно, что за двенадцать лет на фестивале сформировалась благодарная и постоянно растущая аудитория, которой интересны «контемпорари данс», минималистская музыка и физический театр. В этом году «Цех», сохраняя за собой площадку Актового зала проекта «Фабрика», получил благоустроенную сцену Культурного центра «ЗИЛ». Спектакли будут идти и днем, и вечером, поэтому знакомиться с проектами «Цеха» придется, быстро переезжая с «Бауманской» на «Автозаводскую». Надо лишь учесть, что вы придете не на фестиваль чистой хореографии, а на смотр театров танца, и движение здесь – часто лишь одна из составляющих тотального зрелища,а разница между театром и перформансом давно стерта. В этом году «Цех» проходит в рамках культурного года России–Германии, поэтому немецкие спектакли занимают в программе много места. Открылся фестиваль шоковым спектаклем «Баадер» — с подзаголовком «Танец.док из жизни террориста». Постановщик Кристоф Винклер исследует жизнь и посмертную легенду Андреаса Баадера — основателя и лидера немецкой Фракции красной армии, несколько десятилетий назад наводившей ужас на Европу. Моноспектакль в исполнении Мартина Хансена подсовывает зрителю несколько обликов Баадера в рамках «отрицательного обаяния», но не без сложности. Он и глава одной из радикальных террористических организаций, и городской партизан-идеалист, и певец свободы эпохи хиппи, и безжалостный убийца. «Пикники, свадьбы и похороны» от компании «Total Brutal» - вовсе не комедия, как можно предположить из названия. Это, скорее, сатирическая драма повседневности, с демонстрацией тирании ежедневных ритуалов, гнета принудительного общения с постылыми родственниками и откровенной насмешкой режиссера Нира де Вульфа. Кстати, автор гордится, что в спектакле, кроме разбросанного мусора, унылых драк и обязательного флирта, участвует настоящая, жирная, пачкающая руки курица-гриль, без которой на пикнике – никак. Еще один немецкий спектакль - полуторачасовой спектакль-коллаж «Ahead» («На шаг впереди») из Брауншвайга похож на костюмированный бал с раздеванием, устроенный хулиганствующими эстетами. По замыслу, он подталкивает зрителя к поиску ответов на непростые вопросы: что движет человеком в момент принятия решений и как работает «сложный механизм действия и взаимодействия»? Постановки екатеринбургской труппы «Провинциальные танцы» надо смотреть обязательно. Хотя бы потому, что количество «Золотых масок», полученных в номинации «лучший спектакль современного танца», «Провинциалы» могут измерять в килограммах. Один из новых спектаклей - под мудреным названием «Опыт номер 4 – Intersection» - для компании поставила москвичка Анна Абалихина, большая специалистка по техникам современного танца. Специально написанная музыка (группа «Вуаеры») обрамляет философически-пластическую историю про «жизненные пути людей», встречающихся странно - в белом хаосе и по принципу «пересечения параллелей». Другой спектакль, «Алиби», представляемый как балет–детектив, сделан хореографами из костромской компании «Диалог Данс» Иваном Евстигнеевым и Евгением Кулагиным. На сцене «пять личностей, пять историй, пять вселенных, ограниченных телесной оболочкой. Их объединяет напряженная, патологическая атмосфера подозрительности», тем более впечатляющая, что в зрелище велик процент невыразимого словами абсурда. Кстати, это тот самый «Диалог», который с недавних пор фактически имеет столичную художественную прописку: коллектив приветил проект «Платформа» на «Винзаводе» и благословил Кириллл Серебренников. У парней из Костромы в «Цехе» есть и собственный спектакль - «Гроза». Да-да, та самая, «луч света в темном царстве». Разумеется, «Диалог» основательно порезвился, вышивая авторским постмодернизмом по классической канве: австрийский хореограф Крис Херинг склонен рассматривать героев Островского как группу неких арт-объектов, одержимых предчувствием катастрофы. Екатеринбург прислал на «Цех» еще один спектакль - «Шоколад», сделанный дуэтом Zon'ka. Обещано, что очередная и вроде бы банальная «лав стори» с перепадами эмоций будет похожа на вкус упомянутого в названии лакомства |