Только что прошла ярмарка Non-fiction №14, то есть - вот уже 14 год. Но здесь только о косвенных чувствах, даже об одном-двух: вот же, интеллектуальная литература, да. "Главное книжное событие года", - ну, и так говорилось, хотя и странно - как интеллектуальная литература может быть главной? Но не надо, конечно, воспринимать этот интеллект буквально.
Речь, понятно, не пенисе с картинки выше (у него и подзаголовок: "история взлетов и падений"). Внутри ярмарки подобные эпизоды не вызывают ни когнитивного диссонанса, ни ощущения стилистического противоречия - такого там полно. То есть, нормальный ход жизни типа слово за слово, быт довлеет всему, там продают уже все подряд, а что она (ярмарка) "интеллектуальная", так это ж так почему-то повелось (кто ж уже помнит, как там когда-то было). Вообще, досадно: так ведь и в самом деле в чьих-либо умах утвердится ощущение того, что это вот и в самом деле все интеллектуально. Но, с другой стороны, а какая разница, что там утвердится в чьих-то умах? Все проходит, потому что. Это все жизнь, мы у нее внутри, и раз тут такие обстоятельства, то есть два варианта - либо грустить, либо как-то им соответствовать. А если ни одни из двух вариантов не годится, тогда – ходить в другие места.
А что касается темы "пройдет все" и memento mori применительно к Non-fiction №14 и даже к Non-fiction в целом, то вот простое косвенное свидетельство общего состояния мероприятия. Эта штука там мощно стоит на входе.
Словом, инсталляция: какое-то не установимое со стороны количество книг, продырявленных, скрепленных между собой через дырки пластиковой тесьмой и прицепленных всей массой на колонну возле эскалатора.
И, чтобы ни у кого не возникло сомнений в добрых намерениях инциатирова и автора проекта - сообщение.
То есть, это все как бы с лучшими намерениями. Так бы их отправили на переработку, а теперь они в виде художественного проекта, который даже что-то и символизирует. Ну да, потом их все равно в мусорник выкинут – так что эта "вторая подаренная жизнь" ненадолго. Но креатив, конечно, чрезвычайной силы: вот, соорудить на книжной ярмарке что-то этакое из книг. Высокодуховно, свежо и т.п. Да, еще и демократично: там, судя по названиям, никакого особого отбора. А что, перед этим все равны.
Люди, разумеется, ведут себя в согласии со своими чувствами: в определенном изумлении это фотографируют и ковыряются в книгах, которые лежат там у основания – они не продырявлены и не связаны, их можно стырить. Вообще, любопытно, много ли книг осталось бы этот всей этой подборки, кода бы ее не приколотили к столбу, а просто вывалили бы в том же месте на пол? То же, в общем, была бы художественая акция.
А что до предъявленного символизма на тему второй жизни, то интересно: вот, книжная ярмарка. Там, наверху, в залах - книг полно, а на входе уже всем конкретно сообщается, что именно с ними будет. Вообще, там в поясниловке на листочке про "приговоренных к смерти". Ну и кого конкретно к данной смерти приговорили? Да-да, разумеется, это ж как бы не об авторах и собственно книгах как таковых, это же всего лишь книжки. Конечно-конечно, на книжной ярмарке. Ну так, кого?
Там еще много кто есть, всех не сфотографируешь. Ну, на тему "что подумают детки (которые едут на свой литературный третий этаж) по поводу прибития к столбу А.П.Чехова и др. классиков отечественной и мировой литератур тут не будет. Потому что это же искусство, а то. Будучи при этом (как литератор) интеллектуальным и даже, в общем, радикальным элементом и той (литературы) и другой (современного искусства) полян, могу только приветствовать снимание табу и вынесения в общественное пространство различных болезненных фобий. Вообще, эти пять тысяч книжек можно было бы и сжечь – это было бы тоже высокодуховно и тоже бы возвышало. Но понятно – зима, во дворик не выйти. Впрочем, их можно было бы жечь на входе, чтобы еще и очередь погрелась.
В целом же идея очень похожа на то, как если бы в вестибюле роддома (ну, на выдаче) установили что-нибудь такое же из препарированных покойников, переданных добровольными жертвователями. Примерно в духе Gunther von Hagens. Правда ведь, было бы и красиво, и намекало бы на преемственость поколений, а также и на вечность? Внутри которой и мы сами каждый день. Ну а Non-fiction да, что ж тут поделаешь, раз уж у них самих такой символизм...
|