Правила пользования
Курс ЦБ на 20.04 USD 446.49 up -0.91
EUR 475.38 up -2.17
RUB 4.79 up 0.03
20 апреля Суббота, 00:26
восход заход
05:04 21:50 01:58 12:30

«Тени над городом»

Дата: 23.11.12 в 15:30
Мобильная версия Шрифт

Череда неприятностей, накрывшая Смольный в последние месяцы, уж конечно ни могла не найти отклик в сердцах обитателей Желтого дома. Сформировавшийся (в первую очередь благодаря собственным усилиям) негативный информационный фон по доброй традиции именуется там — совершенно верно — спланированной кампанией. Которая ведется даже не против Георгия Полтавченко, поднимайте выше: непосредственно против Петербурга.   

Чрезвычайная обидчивость наших чиновников и их манера при каждом удобном случае отождествлять себя любимых с городом — вещи, впрочем, привычные. Новую краску в эту историю вносит одно существенное дополнение: фамилия, которая, согласно кулуарным рассуждениям, может стоять за организацией этой самой "кампании". Речь, как вы, вероятно, уже догадались, о третьем человеке в стране — экс-губернаторе Северной столицы Валентине Матвиенко.

Понятно, что прямо и публично обвинить в этом спикера Совета федерации для нынешних обитателей Желтого дома — вещь немыслимая. Но и в личных беседах, и в материалах сочувствующих Георгию Сергеевичу коллег тема Матвиенко вышла за последние пару месяцев на первый план. Тем более, что и сама экс-губернатор нет-нет, да и подольет масла в огонь. Чего стоит один только ее сентябрьский визит в Красненькую речку, по итогам которого медиа запестрели заголовками в духе "Валентина Матвиенко раскритиковала правительство Георгия Полтавченко". Одно из городских электронных СМИ даже было вынуждено оперативно публиковать опровержение: в нем за подписью спикера отрицалось произнесение наиболее жестких характеристик (из серии "Полтавченко и его команда поступают неправильно, отказываясь развивать город"). Правда, под текстом опровержения содержалась подробная расшифровка речей, произнесенных Матвиенко в округе перед журналистами, из которых становилось понятно — если корреспондент был не прав по букве якобы выдернутых из контекста цитат, то с их духом он явно не ошибся. Даже если забыть про давно и прочно выстроенную властную вертикаль, в формате которой чиновники не имеют никакого права переругиваться друг с другом, окружению Георгия Сергеевича все равно было на что обидеться.

Другое дело, что острота нынешней ситуации в значительной степени обусловлена тем, что для Петербурга она, по большому счету, в новинку. Скажем, у наших областных соседей сначала Белякова сменил Густов, затем того — Сердюков, теперь пришел Дрозденко. И все они существуют в одном конкурентном поле, практически не таясь высказываются в отношении политики друг друга и даже регулярно сражаются за голоса избирателей. В городе все куда сложнее.

Первые (и до наших дней последние) по-настоящему конкурентные выборы в Петербурге случились в далеком уже 1996 году; после них же в полный рост проявилась и интрига "старый" против "неофита". Всего через год после своего поражения в губернаторской кампании Анатолий Собчак  сравнялся в опросах общественного мнения с Владимиром Яковлевым — и у последнего в этой связи наметились нешуточные проблемы. Хотя бы потому, что еще через год, в 1998-м, должны были пройти выборы в ЗакС, и весьма вероятной казалась схема объединения всех недовольных новой властью под флагом бывшего мэра. Но тут в разворачивавшуюся интригу вмешались силовики, и вопрос о том, смог бы Собчак переиграть Яковлева во второй попытке, отошел в разряд чисто теоретических.

Впрочем, с воцарением Владимира Путина история, как могло показаться, давала Анатолию Александровичу новый шанс (вполне можно было представить, на какой должности вскоре бы очутился экс-мэр и какие перспективы в этой связи рисовались перед Владимиром Анатольевичем) — но скоропостижная кончина в Светлогорске окончательно поставила точку на этой истории.

Сам же Владимир Яковлев из Смольного убыл в 2003-м, но не в отставку, а в — формально — немаловажный московский кабинет. За оным последовал полпредский особняк, затем — еще один столичный офис, словом без дела экс-губернатор не остался на протяжении еще нескольких лет. Все это время он решительно уклонялся от публичных размышлений о действиях команды Валентины Матвиенко, лишь изредка и намеками позволяя себе оценивать оные вполне скептически. Как утверждали знающие люди, молчание Яковлева об актуальных петербургских вопросах было одним из поставленных перед ним условий продолжения карьеры, которое он смог вполне соблюсти.

Валентина Ивановна, уж конечно, дело другое. Даже если исходить только из психологических особенностей ее характера, становится понятно, что играть по примеру предшественника в политкорректную молчанку она не сможет. А раз так, не стоит удивляться, что время от времени у поклонников концепции противостояния старого и нового хозяев Смольного будет появляться повод многозначительно ухмыльнуться.

Однако было бы ошибкой полагать, что эта история сводится ко взаимоотношениям двух личностей. Новая власть отодвинула с насиженных финансовых площадок немало людей, искренне полагавших себя незаменимыми для города и его бюджета — и процесс этот, если исходить из намеков, поступающих со стороны площади Пролетарской диктатуры, вовсе даже не завершен. Скажем, нынешние неприятности строителей (которым месяцами не подписывают необходимых разрешительных бумаг) покажутся цветочками, если в Смольном в самом деле решатся изучить вопрос "а надо ли городу столько ежегодно возводимых квадратных метров"? И если бы дело было только в девелоперах… Обиженые фармацевты и крупные инвесторы, наконец, политические лоббисты ушедшей эпохи рискуют потерять весомую долю своего влияния — а кому это может понравиться?

Бесспорно, каждый губернатор имеет право пытаться зачищать поляну "под себя", однако проблема состоит в вопиющем кадровом некомплекте новой команды: помимо прямых родственников, хороших знакомых и "братьев во Христе" опираться, по сути, и не на кого. Добавим к этому решительное нежелание перевербовывать городские элиты (очевидно, в уверенности, что прямой звонок в Москву решает любые проблемы) и задумаемся, а как на подобное пренебрежение смотрят сами "лучшие люди города"? Напряжение одним словом нарастает, и хотя экс-губернатор Матвиенко — вполне допускаю — категорически не жаждет становиться оплотом сопротивления, не сделать это для нее будет весьма непросто. Ведь, как об этом сказано в одной классической цитате, "все мои друзья находятся среди мушкетеров и гвардейцев короля, а враги по какой-то непонятной роковой случайности служат вашему высокопреосвященству".

Но даже если ей и удастся решить эту политическую головоломку, участь "знамени сопротивления" Валентине Ивановне, похоже, уготовлена. Еще одна классическая цитата ("при мне все будет, как при бабушке") просто обречена быть произнесенной тем, кто первым решиться консолидировать группы недовольных.

А в том, что такой человек непременно появится, сомневаться не стоит.

Артемий Смирнов


Просмотров: 394


Комментариев: 0
О компании О проекте Источники новостей Предложить ленту Реклама на сайте Реклама в газете Контакты Наши партнеры
Портал ivest.kz - база частных объявлений газеты «Информ Вест», справочник предприятий городов Казахстана и России, новости, недвижимость, электронные версии ряда изданий, сборник кулинарных рецептов. Все замечания и предложения принимаются на info@ivest.kz.
Использование данного веб-портала подразумевает ваше согласие с Правилами пользования.
© 2000-2024 «Информ Вест»
Top.Mail.Ru
×