Премьера нового спектакля «Амадей.Трагикомедия», состоится сегодня, 16 ноября, в Алтайском государственном театре Музыкальной комедии.
Режиссер - Константин Яковлев, он же исполнитель главной роли, рассказал редактору о готовящейся премьере.
- Как велась подготовка к спектаклю, какие сложности пришлось преодолевать?
- Подготовка к спектаклю ведется достаточно долго - с сентября. Причина в том, что материал абсолютно для нас новый. Опыта подобных постановок в нашем театре никогда не было: такого рода музыкального материала, такого рода материала вообще — начиная от пьесы, заканчивая образами исторических личностей, которые требуют своего прочтения. Со всем этим нам приходится работать экспериментальным путем. И тем не менее, несмотря на столь долгую работу, зритель получит очень «горячий спектакль». Мы еще даже сами не знаем, что у нас получилось. Главное, чтобы публика поняла, что мы хотим сказать этим спектаклем. Чтобы публика приняла его и то прочтение образов, и прочтение в целом этого материала, которое мы предлагаем.
- Какое прочтение предлагаете Вы?
- История, кажется, всем известная и очень понятная: Моцарт и Сальери — все знают этих персонажей. Но не все знают остальных участников этого действа, и на мой взгляд, недооценивают их значение. В нашем спектакле есть история взаимоотношения Моцарта с его отцом. Мы даем, может быть, новое прочтение того самого Черного человека, который, действительно, загадка и — не буду раскрывать тайны, кто это будет в нашем спектакле, - но скажу, что это не традиционное решение, не Сальери... В моем прочтении соревнования между Моцартом и Сальери — нет. Им соревноваться элементарно было незачем: во-первых, они почти всегда находились в разных городах, и у каждого было неплохое место при дворе.. Мое мнение основано не на одной книге, а на нескольких источниках... И я сам, как творческий человек, могу судить о людях по их творчеству — как оно развивалось, как складывалось, из чего.. Ставя свой спектакль я опирался на то, что побуждало писать Моцарта то или иное произведение. Почему он менялся, почему только в конце его жизни возникает единственный диссонансный концерт, который, кстати, почти неизвестен - его редко исполняют и который, возможно, будет открытием для публики.. Вообще в нашем спектакле мы не просто хотели бы показать, какая красивая и замечательная музыка этого человека — здесь все очень строго соответствует дате написания и событиям, происходящим в этот момент в жизни Моцарта.
- Обычно эту историю рассказывают как трагедию либо, как драму. Вы назвали ваш спектакль трагикомедией. В чем вы увидели комедию?
- Юмор в нашем спектакле - это отношение Моцарта ко всему происходящему. Даже его отношение к смерти также было с юмором — «Я вдруг взял и умер. Вдруг - неожиданно, непонятно». При том, что Моцарт это ежедневно репетировал, засыпая..
- В этом спектакле Вы и режиссер и актер одновременно..
- Это мой первый такой опыт. Раньше ставить спектакль и одновременно работать в нем актером мне еще не приходилось. Я захотел сам работать в этом спектакле по той причине, что.. образ Моцарта — он не такой простой, как представляется изначально. И когда я начал работать с материалом, вникать, то здесь почувствовалось что-то свое, родное, - современность и актуальность этого персонажа. Потому что проблемы, с которыми он столкнулся в своей эпохе — они очень сегодняшние, очень настоящие. Для творческого человека борьба продолжается. И это не обязательно должен быть гений. Ведь, на самом деле, при жизни оценку «гений» Моцарту никто не давал. Он считался таковым пока был ребенком. Как только он вырос, к нему предъявили требования как ко всем взрослым людям, и гения тут же не стало. И это еще одно, почему в нашем прочтении нет соперничества между Моцартом и Сальери. А вот как Моцарт бросает вызов двору и почему он это делает — в нашем спектакле есть. Это основная завязка всех событий...
- В спектакле звучит музыка Моцарта в современной аранжировке — это тоже эксперимент?
- Моцарт - человек, который опередил свое время, который не захотел носить маски своего времени. И музыка это подчеркивает. В нашем спектакле музыка звучит в современной аранжировке потому, что она очень современна, очень актуальна. Интересно, что в каждое время, в каждый век говорилось об этом же — что музыка Моцарта современна. Сегодня есть не очень хорошее слово «попса», но в чем-то музыка Моцарта - также "поп-музыка": ее мелодика очень простая и очень доступная. И еще один эксперимент в нашем театре: для работы над спектаклем был приглашен не просто балетмейстер, а режиссер по пластике Татьяна Безменова из Москвы. Каждое движение в спектакле наполнено смыслом. Здесь нет даже простого поклона - всё ради чего-то. Кроме того, пришлось работать в новом жанре и музыкальному руководителю Елене Иващенко. Раньше мы не брали жанр рок-оперы, рок-мюзикла, кроме наверно "С@бак", которые поставлены уже несколько лет назад.
- То есть, в спектакле о Моцарте будет звучать и рок?
- Будет, но не тяжелый, а очень мелодичный. Мы не делаем музейный театр. Мы не хотим передать эпоху, сохранив ее пыль. Мы, наоборот, пытаемся эту пыль стряхнуть и показать как бы сегодняшних персонажей, но с учетом, чтобы предполагаемые обстоятельства не поменялись...
- Какому зрителю будет интересен спектакль?
- Я думаю, что любой зритель будет заинтересован в этом спектакле. Потому что он — о творчестве. И в чем-то о сегодняшнем театре. Для нас этот спектакль тоже очень нужен. Идея спектакля родилась из-за того, что есть проблемы, с которыми мы сталкиваемся ежедневно — все, с кем мы сегодня на сцене. Почему я даже не называю его «Моцарт», а - «Амадей» - потому что не хочу говорит только о личности Моцарта. Я хочу рассказать о творческом человеке, который попал в ту эпоху. Также как мы попали в свою. Поменялось очень многое, но многое, наоборот, стремится покрыться пылью и вернутся туда, что мы уже проходили...
Добавим, премьера спектакля "Амадей" состоится 16 ноября в 18:30. Также премьерные показы пройдут 17 и 18 ноября в 18:00.
|