Правила пользования
Курс ЦБ на 24.04 USD 444.32 up -1.34
EUR 473.33 up -1.25
RUB 4.76 up -0.02
24 апреля Среда, 01:26
восход заход
05:04 21:50 01:58 12:30

«Компьютер победил Каспарова из-за сбоя в программе?»

Дата: 02.10.12 в 02:08
Мобильная версия Шрифт

В мае 1997 года супер-компьютер IBM под названием Deep Blue победил являвшегося в тот момент чемпионом мира по шахматам Гарри Каспарова, который когда-то хвастался, что никогда не проиграет машине.

Каспаров и другие гроссмейстеры объяснили поражение одним из ходов, сделанных компьютером IBM. Либо в начале первой игры, либо в конце второй - в зависимости от того, кто рассказывает историю, - компьютер пожертвовал фигурой, что, как казалось, намекало на его долгосрочную стратегию.

Каспаров и многие другие считали, что ход был слишком изощренным для компьютера, предполагая, что в ходе игры имело место некое человеческое вмешательство. "Это был невероятно тонкий ход - оборона, отрезающая затем путь к любому контрманевру, - сказал в 2001 году гроссмейстер Ясер Сейраван (Yasser Seirawan). - И он заставил Гарри поволноваться".

Спустя 15 лет один из создателей компьютера заявляет, что ход был результатом сбоя в ПО Deep Blue.

Это открытие опубликовано в книге статистика и журналиста The New York Times Нэйта Силвера (Nate Silver) под названием "Сигнал и шум" - и сразу же освещено Эзрой Кляйном (Ezra Klein) из Washington Post.

В ходе написания своей книги Силвер взял интервью у Мюррэя Кэмпбелла (Murray Campbell), одного из трех ученых-разработчиков IBM, которые создали Deep Blue. Мюррэй сказал ему, что машина не могла определиться с ходом и просто выбрала его случайным образом.

Тогда игра компьютера против Каспарова была названа историческим моментом в истории компьютерной науки - позорным поражением человеческого интеллекта. Однако, может быть, это была лишь демонстрация того, что мы, люди, склонны раздувать из мухи слона.

Многие игроки в шахматы долгое время заявляли, что Каспаров в ходе матча был в невыгодном положении. Создатели Deep Blue имели возможность подправлять программирование компьютера между матчами с целью подстроить его под стиль и стратегию Каспарова. У них также был доступ к полной истории предыдущих публичных матчей Каспарова.

У Каспарова не было такой истории выступлений Big Blue. Поскольку с того момента, когда он в последний раз играл с ней, машина была серьезно модифицирована, по сути, он играл вслепую. И странный ход был объяснен этим преимуществом.

Команда IBM меняла алгоритмы между играми, однако частично они занимались исправлением бага, который привел к неожиданному ходу. Машина совершила ошибку, и они сделали так, чтобы этого не повторялось. Ирония в том, что ход этот пошутил злую шутку с мозгом Каспарова, и вот этот баг исправить было некому.

"Каспаров заключил, что неожиданная игра была признаком высшего интеллекта, - сказал Кэмпбелл Сильверу. - Он никогда не думал, что дело просто в сбое".

Заманчиво думать, что отсюда можно извлечь урок о человеческой природе. В конце концов, к победе машины привела человеческая ошибка в разработке программного обеспечения. Приятно считать, что именно человеческий фактор обеспечил победу компьютеру. Однако непонятно, сложилась ли бы ситуация иначе, если бы «баг» в системе не проявился.

Спустя годы после последнего матча Deep Blue и Каспаров, и сменивший его в качестве чемпиона мира Владимир Крамник играли с различными версиями преемника Blue компьютера Fritz. Однако в ходе этих матчей вносить изменения в код компьютера было запрещено. Крамнику даже можно было поиграть против ПО до начала матча, и он имел право откладывать игру до следующего раза, если превышал 56 ходов.

Результаты для человечества не обнадеживающие.

Матч Каспарова против X3D Frintz в 2003 окончился ничьей. Точно так же кончился первый матч Крамника против Fritz в 2002. А в 2006 Крамник проиграл компьютеру из-за своего просчета.

Эти истории нельзя назвать однозначной победой машин, но и люди все еще не могут одержать победу. Хотя люди могут разработать стратегию, которая уравновесит вычислительное преимущество компьютеров, мы можем устать, допустить промах или занервничать. Машины никогда не устают и не волнуются.

Однако отношения между игроками в шахматы и компьютерами на самом деле скорее симбиотические, чем сопернические. Сегодняшние спортсмены используют компьютеры в качестве учебных пособий.

А также на фоне современных компьютеров Deep Blue выглядит жалким. Может, пришло время матч-реванша.

Просмотров: 355


Комментариев: 0
О компании О проекте Источники новостей Предложить ленту Реклама на сайте Реклама в газете Контакты Наши партнеры
Портал ivest.kz - база частных объявлений газеты «Информ Вест», справочник предприятий городов Казахстана и России, новости, недвижимость, электронные версии ряда изданий, сборник кулинарных рецептов. Все замечания и предложения принимаются на info@ivest.kz.
Использование данного веб-портала подразумевает ваше согласие с Правилами пользования.
© 2000-2024 «Информ Вест»
Top.Mail.Ru
×