Правила пользования
Курс ЦБ на 20.04 USD 446.49 up -0.91
EUR 475.38 up -2.17
RUB 4.79 up 0.03
20 апреля Суббота, 14:50
восход заход
05:04 21:50 01:58 12:30

«Военно-техническая политика – курс на сотрудничество»

Дата: 27.09.12 в 00:27
Мобильная версия Шрифт

Владимир ОСИПОВ, "Казахстанская правда", 26 сентября

В последние годы спектр угроз национальной безопасности в целом, и в частности военной безопасности, существенно расширился. О том, как Казахстан отвечает на современные вызовы в контексте военно-технической политики, рассказывает заместитель заведующего секретариатом Совета безопасности РК Саидмурат ТАНИРБЕРГЕН.
– Что понимается под военно-технической политикой и какое значение она имеет в обеспечении обороноспособности страны?
– Официальная система взглядов Республики Казахстан на обеспечение военной безопасности нашего государства, предотвращение войн и вооруженных конфликтов, развитие военной организации страны, определение условий боевого применения казахстанской армии установлена Военной доктриной. Ее действующая редакция утверждена Указом Главы государства 11 октяб­ря 2011 года.
Согласно Военной доктрине, одной из основных задач оборонной политики Казахстана является поддержание обороноспособности государства, боеготовности и боеспособности Вооруженных сил, других войск и воинских формирований на уровне, обеспечивающем противодействие наиболее вероятным угрозам военной безопасности.
Учитывая, что в последние годы спектр угроз национальной безопасности в целом, и в частности военной безопасности, существенно расширился, необходимо обеспечить достаточный уровень технической оснащенности войск. Анализ боевых действий в ходе происходящих в мире вооруженных конфликтов убедительно показывает растущую роль высокотехнологичных видов вооруженной борьбы.
К ним в первую очередь можно отнести авиационные и ракетные высокоточные средства поражения, позволяющие наносить дистанционные удары, беспилотные летательные аппараты для разведки и целеуказания, средства технической разведки и радиоэлектронной борьбы, автоматизированного управления войсками.
По мере расширения применения современных информационно-коммуникационных технологий в государственном и военном управлении, ключевых отраслях экономики повышается значение средств защиты от агрессивных действий в киберпространстве.
Поэтому Президентом Республики Казахстан, Верховным Главнокомандующим Вооруженными силами Нурсултаном Назарбаевым уделяется большое внимание техническому развитию нашей армии, ее оснащению самыми передовыми системами вооружения. Этот вопрос неоднократно рассматривался на заседаниях Совета безопасности в ходе посещения Главой государства воинских частей и других мероприятий.
Согласно законодательству государственное регулирование в области обороны наряду с другими направлениями деятельности также включает разработку и реализацию единой военно-технической политики Вооруженных сил, других войск и воинских формирований, программ развития вооружения и военной техники.
В практическом плане эта задача возложена на Министерство обороны как самого крупного эксплуатанта продукции оборонного назначения. Но поскольку речь идет не только об оснащении Вооруженных сил, но и Пограничной службы КНБ, внутренних войск МВД, Республиканской гвардии, частей гражданской обороны МЧС, то Мин­обороны выступает в качестве координатора и проводника единой государственной военно-технической политики.
Необходимость координации обусловлена требованиями стандартизации и обеспечения технической совместимости вооружения, средств связи, боеприпасов, других видов военной техники при совместном выполнении боевых и служебно-боевых задач. Как известно, все войска и воинские формирования в военное время будут входить в состав Вооруженных сил и действовать по единым планам. С другой стороны, к мероприятиям по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций могут привлекаться армейские части.
У этого вопроса есть и экономический аспект. Если количество образцов вооружения будет оптимизировано, а их типаж унифицирован, то его эксплуатация в войсках, снабжение запасными частями, работы по ремонту и модернизации станут менее затратными. Кроме того, закупать вооружение у производителей более выгодно крупными партиями, так при закупках "оптом" снижается цена за единицу продукции.
– Какой вклад в военно-техническое обеспечение казахстанских силовых структур вносит отечественная оборонная промышленность?
– Здесь необходим небольшой исторический экскурс. После обретения независимости на территории Казахстана имелся ряд предприятий советской "оборонки", но все они ранее подчинялись нескольким союзным министерствам.
Поэтому между ними, во-первых, не было никаких кооперационных связей, во-вторых, ни одно из предприятий не располагало замкнутым и самодостаточным производством, в-третьих, за редкими исключениями, головные научно-исследовательские и конструкторские организации находились за пределами республики.
Кроме того, ряд заводов выпускал продукцию военно-морского назначения, не востребованную нашими Вооруженными силами, а другие в очень большой степени зависели от поставок материалов и комплектующих изделий из-за пределов Казахстана. Все это привело к известным трудностям, сложившимся в отрасли в начале и середине 1990 годов.
В это непростое время смогли не только выжить, но и обрести "второе" дыхание только те предприятия, которые активно искали точки приложения своего производственного потенциала в меняющихся условиях. В первую очередь следует отметить уральские завод "Зенит" и НИИ "Гидроприбор", с 1993 года приступившие к реализации кораблестроительной программы. Сегодня практически все корабли и катера, состоящие на вооружении Береговой охраны Пограничной службы КНБ, отечественной разработки и постройки. В нынешнем году Минобороны получило свой первый боевой корабль, построенный на "Зените". Расширило номенклатуру производимой и ремонтируемой радиоэлектронной продукции и алматинское предприятие "Гранит". АО "Западно-Казахстанская машиностроительная компания" осваивает капитальный ремонт авиационных двигателей. Предприятия оборонной промышленности страны освоили выпуск отдельных видов боеприпасов.
Особенность отрасли оборонной промышленности заключается в необходимости непрерывной научной "подпитки", постоянного технологического обновления. Поэтому вынужденные паузы в техническом развитии казахстанской "оборонки", несмотря на упования на имевшийся с советских времен конструкторский задел, привели к реальному отставанию наших заводов от требований времени. В этих условиях выход мог быть только один – изучение передового мирового опыта и трансферт в Казахстан передовых технологий ведущих зарубежных фирм.
Анализ опыта зарубежных стран показывает, что импортные закупки вооружения без выдвижения встречных условий со стороны покупателя не способствуют развитию собственной оборонной промышленности.
Поэтому в контрактах на закупки необходимо предусматривать дополнительное получение от поставщика технологий по сервисному обслуживанию, ремонту и даже последующему совместному производству импортируемой техники с тем, чтобы работы по ее техническому сопровождению производились на своей территории.
Учитывая чувствительность вопроса передачи оборонных технологий и международные требования об их использовании только структурами, подконтрольными государству, такая работа обычно выполняется в два этапа. На первом этапе со странами, фирмы которых располагают интересующими нас технологиями и документацией, заключаются межправительственные соглашения, а на втором – создаются совместные предприятия или выбираются иные формы сотрудничества уже на межфирменном уровне.
С казахстанской стороны практическую работу в сфере военно-технического сотрудничества осуществляет Национальная компания "Казахстан инжиниринг", объединяющая оборонные предприятия страны и уполномоченная создавать дочерние предприятия с зарубежными фирмами.
Так, сборочное производство радиостанций коротковолнового и ультракоротковолнового диапазонов для Вооруженных сил осуществляет совместное казахстанско-французское предприятие ТОО "Талес Казахстан инжиниринг".
В декабре 2010 года было зарегистрировано ТОО "Еврокоптер Казахстан инжиниринг" по производству и техническому сопровождению вертолетов модели ЕС-145. В 2011 году произведена поставка отечественным заказчикам первых вертолетов, в 2012 году подписаны договоры на поставку вертолетов для Минобороны и МЧС Казахстана.
С испанской компанией "Индра" в 2011 году создано СП по производству радиолокационных систем и других видов радио­электронной продукции военного назначения.
В мае 2011 года зарегистрировано ТОО "Казахстан ASELSAN инжиниринг", целью которого является совместное производство с турецкой компанией ASELSAN тепловизоров и приборов ночного видения. Ведется создание соответствующих производственных мощностей.
Осуществляется проект СП легкобронированных автомобилей "Кобра" с турецкой компанией "Отокар". В перспективе на базе этой машины будут разработаны связной, разведывательный, медицинский и иные варианты.
Кроме уже реализуемых есть и новые проекты, которые находятся на стадиях рассмотрения с ведущими компаниями США, Германии, Израиля, других стран. В целом курс на сотрудничество и научно-производственную кооперацию с известными мировыми производителями вооружения позволяет решать две важные задачи укрепления национальной безопасности: оснащение нашей армии современным оружием и приближение технологического уровня казахстанской "оборонки" к мировым стандартам эффективности и качества.
В связи с этим хотел бы отметить востребованность проведения выставок вооружения и военно-технического имущества KADEX. Как известно, проведение международных выставок существующих и перс­пективных образцов вооружения и воен­ной техники с демонстрацией их боевых возможностей является важным элементом военно-технического сотрудничества. Но в отличие от подобных выставок, проводимых в городах других стран мира, например, в Фарнборо или Омске, KADEX максимально ориентирован на интересы казахстанских силовых структур и оборонных предприятий.
– Как осуществляется военно-техническое сотрудничество с государствами – членами СНГ и в первую очередь с теми, кто входит в Организацию Договора о коллективной безопасности?
– Одним из приоритетов, отмеченных в Военной доктрине, является формирование нормативной правовой базы в сфере военного и военно-технического сотрудничества с государствами – членами ОДКБ.
Это обусловлено необходимостью консолидации усилий по созданию единого оборонного пространства и обеспечению коллективной безопасности, дальнейшему развитию сил и средств ОДКБ.
На сегодня созданы все необходимые правовые и организационные условия для взаимовыгодного военно-технического сотрудничества между государствами, входящими в ОДКБ. Данный вид сотрудничества включает ряд направлений: возможность закупки в государствах – членах организации продукции военного назначения по ценам, применяемым этими государствами для собственных Вооруженных сил; научно-производственную кооперацию оборонных предприятий и создание на этой базе транс­национальных корпораций; безвозмездное оказание друг другу военно-технической помощи; обучение военнослужащих одной страны в военных вузах другой страны на льготной основе и другие.
В формате ОДКБ ведется работа по обеспечению технической и информационной совместимости образцов вооружения и военной техники, используемых коллективными силами организации. Разрабатывается Программа военно-экономического сотрудничества государств – членов ОДКБ до 2015 года.Если же говорить о конкретных проектах по совместному производству вооружения и военной техники на территории Казахстана, то нашими основными партнерами являются Россия и Беларусь как государства, имеющие развитые оборонно-промышленные комплексы.
Так, на текущем этапе в Вооруженных силах осуществляется переход на единую автомобильную базу КамАЗ, при этом основным поставщиком автомобилей специального и двойного назначения для силовых структур Казахстана стало совместное предприятие "КамАЗ-Инжиниринг". С конструкторским бюро машиностроения (Россия, г. Коломна) планируются совместные работы по модернизации и производству зенитных средств для сухопутных войск. Ведутся переговоры с ОАО "Уралвагонзавод" по вопросу совместного производства ряда образцов тяжелой военной техники. В рамках выставки KADEX 2012 в мае нынешнего года подписан Меморандум о взаимопонимании с ОАО "Вертолеты России". Расширяется сотрудничество с компаниями Беларуси. В текущем году подписан Меморандум о сотрудничестве с ОАО "Агат" в части разработки, изготовления и поставки АСУ различного назначения.
В кооперации с белорусским предприятием "МИДИВИСАНА" осваивается производство комплекта модульных штабных машин. На стадии рассмотрения находится вопрос о сотрудничестве с научно-производственным предприятием "Тетраэдр" по совместному производству зенитных ракетных и радиотехнических средств ПВО.
Из стран СНГ, не входящих в ОДКБ, хотел бы отметить Украину, военно-техническое сотрудничество с которой динамично развивается. В качестве примера можно назвать начатую в 2011 году модернизацию производственных мощностей АО "Семей инжиниринг" совместно с украинскими партнерами, что позволяет проводить полноценный капитальный ремонт танка Т-72. В феврале текущего года состоялись переговоры с государственными компаниями "Укроборонпром" и "Укрспецэкспорт" о создании в Казахстане Центра по сборке, ремонту и техническому обслуживанию гражданской и военной авиатехники. В настоящее время проект создания данного центра находится на завершающей стадии проработки.
Обобщая сказанное, можно констатировать, что в результате проводимой работы существенно увеличено казахстанское содержание в общем объеме продукции военного назначения, расширена номенклатура выпускаемых и модернизируемых образцов вооружения и военной техники.

-----

Виват, оружие!
"Время", 26 сентября

В каких странах Казахстан закупает военную технику и боеприпасы для оборонных нужд? Как в армейских подразделениях распоряжаются морально устаревшей или вышедшей из строя воентехникой? Какова вероятность попадания на черный рынок боеприпасов и оружия, состоящих на балансе Вооруженных сил? На эти и другие вопросы на "прямой линии" с читателями отвечает генеральный директор РГП "Казспецэкспорт" Асет КУРМАНГАЛИЕВ.

Руслан БОЗЖИГИТОВ, Алматы:
После трагических событий на заставе "Аркан-Керген" на месте ЧП были найдены гильзы от стрелкового оружия калибра 5,6 мм, тогда как наши автоматы заряжаются патронами калибра 5,45 мм. Разве Казахстан закупает стрелковое оружие калибра 5,6 мм?
– Для Министерства обороны РК стрелковое оружие и боеприпасы такого калибра за последние годы не закупались.

Айбек ИСМАГУЛОВ, Астана:
Какова судьба бракованных артсистем "Найза" и "Айбат", которые были закуплены при бывшем вице-министре обороны Маерманове, за закупку которых, кстати, он получил большой срок лишения свободы? Где сейчас эти артсистемы?
– Насколько я знаю, изделия находятся на учете в подразделении Вооруженных сил. Но поскольку вопросы распоряжения имуществом, уже поступившим на вооружение, РГП "Казспецэкспорт" не отслеживает, рекомендую обратиться в Министерство обороны.

Айбол ТЛЕУБЕРДИЕВ, Тараз:
ИП "Абдрахманова" в ноябре 2011 года через ваш аукцион арендовала помещение под столовую в войсковой части 2035 сроком на 1 год. В этом году срок аренды истекает. Но в соответствии с уставом "Казспецэкспорта" предприятие имеет право сдавать в аренду имущество на срок до трех лет, то есть в долгосрочную аренду, с письменного согласия уполномоченного органа. Можно ли продлить срок аренды добросовестным арендаторам без участия в аукционе? Почему бы не заключать договор аренды сразу на три года?
– Данный вопрос регулируется постановлением правительства № 687 от 16 июля 2008 года. Им четко определено, что если на аренду имущества поступает только одна заявка, то заключение договора возможно без проведения тендера. В том случае, если заявок на аренду одного и того же объекта поступило несколько, то проведение тендера обязательно. Если вы желаете арендовать помещение на срок до трех лет, укажите это в заявке. В случае принятия положительного решения договор между ИП и "Казспецэкспортом" обязательно должен быть зарегистрирован в органах юстиции.

Каиржан, Алматы:
Судя по названию РГП, оно занимается экспортом вооружения. Какого именно? Что мы производим в своей стране кроме автоматов и военных катеров? И что конкретно продаем за границу? Что-нибудь ненужное, что в свое время за большие деньги купили?
– По Закону "Об обороне" как министерство, которому мы подчиняемся, так и другие войска и воинские формирования реализуют через "Казспецэкспорт" неиспользуемое, отслужившее сроки эксплуатации, устаревшее военное имущество. За последние два года в доход государства перечислено около 700 миллионов тенге.
Чтобы вы правильно понимали наше предназначение, отмечу, что РГП "Казспецэкспорт" было создано в 1999 году, став, таким образом, преемником РГП "Казвоентехимпэкс". Главное наше предназначение – закупка и реализация вооружения и боеприпасов к нему, военной техники и технологии, запасных частей и комплектующих изделий и приборов, а также организация сбора черных и цветных металлов и материалов военного происхождения и проведение экспортно-импортных операций с продукцией военного назначения.
По постановлению правительства РГП "Казспецэкспорт" определено единственным уполномоченным государственным посредником, осуществляющим утилизацию, сдачу в аренду и реализацию оружия, военной техники, оборонных объектов и иного военного имущества, не используемого в Вооруженных силах нашей республики. Только у нас есть право на экспорт и импорт оружия, военной техники, боеприпасов, запасных и комплектующих изделий к ним, продукции, оборудования и соответствующих технологий двойного применения.

Офицер запаса, Усть-Каменогорск:
В советское время в связи с развалом СССР в Казахстане было много неучтенной военной техники. Далеко не секрет, что даже прапорщики таскали со складов частей боеприпасы. Отсюда на криминальном рынке появилось много огнестрельного оружия, ранее принадлежавшего Вооруженным силам. Сейчас, как вы думаете, такое возможно? Ваше предприятие отслеживает судьбу того вооружения, которое вы в свое время закупили для нужд армии?
– Нет, наше предприятие не отслеживает судьбу закупленного и реализуемого имущества. При реализации покупатели должны представлять все разрешительные документы на закуп военного имущества, лицензии и сертификаты конечного пользователя. Как известно, в войсках повсеместно установлен жесткий порядок по учету и контролю вооружения и боеприпасов. Все, что закупается для Минобороны, подотчетно тем подразделениям и частям, на вооружение которых имущество поступило.

Карина, Алматинская область:
Скажите, пожалуйста, ваше предприятие закупает только новое или бывшее в употреблении вооружение, которое морально устарело?
– Закупаются исключительно новые изделия.

Максим ЗИНЧЕНКО, Талдыкорган:
Каков, по вашему мнению, теневой рынок оружия в Казахстане, Средней Азии и на постсоветском пространстве? Какова вероятность попадания на черный рынок вооружения со складов Вооруженных сил и правоохранительных органов нашей страны?
– Такой информацией я не располагаю, но что бы об этом ни думали скептики, уверяю вас, что при установленном жестком порядке по учету и контролю вооружения и боеприпасов вероятность попадания на черный рынок оружия со складов Министерства обороны практически сведена к нулю.

Мирас СУЛТАНОВ, Алматы:
Военной доктриной предусмотрено, чтобы Вооруженные силы РК были мобильными и хорошо оснащенными. Какая современная военная техника появилась в распоряжении ВС РК? Почему до сих пор нет современных танков Т-90, а закупаются модифицированные танки Т-72? Кто определяет, какое вооружение требуется к закупке: Министерство обороны или ваше ведомство самостоятельно?
– Наше предприятие не определяет, какое именно вооружение необходимо для Вооруженных сил, это делают соответствующие воинские формирования.

Вопрос редакции газеты "Время":
В каких странах Казахстан закупает военную технику и боеприпасы для оборонных нужд? Как в армейских подразделениях распоряжаются морально устаревшей или вышедшей из строя воентехникой?
– В последние годы военная техника и боеприпасы закупались в Российской Федерации, Украине, Турции, Финляндии, Китае, Болгарии, Польше, Голландии, Испании.
По внутренним инструкциям Минобороны и нормативно-правовым актам РК морально устаревшая и вышедшая из строя военная техника разукомплектовывается, пригодные части идут как ремонтный комплект, а непригодные направляются на утилизацию или реализуются через наше предприятие. Все средства от реализации направляются в бюджет государства.

Просмотров: 781


Комментариев: 0
О компании О проекте Источники новостей Предложить ленту Реклама на сайте Реклама в газете Контакты Наши партнеры
Портал ivest.kz - база частных объявлений газеты «Информ Вест», справочник предприятий городов Казахстана и России, новости, недвижимость, электронные версии ряда изданий, сборник кулинарных рецептов. Все замечания и предложения принимаются на info@ivest.kz.
Использование данного веб-портала подразумевает ваше согласие с Правилами пользования.
© 2000-2024 «Информ Вест»
Top.Mail.Ru
×