CA-NEWS (KZ) - Резкое снижение с 1 сентября тарифа — до $11,3 за 1 т на 1000 км для российской нефти — связано с желанием привлечь российские компании, заявил представитель Казахстанско-китайского трубопровода, оператора нефтепровода из Атасу до пограничного китайского Алашанькоу, пишет издание Ведомости.
«Транснефти» о прокачке российской нефти в Китай через трубу Атасу — Алашанькоу не известно, говорит сотрудник «Транснефти» (а ее представитель это не комментирует), но желающие могут появиться, раз прокачка нефти до Китая по ВСТО в 5 раз дороже — 1888 руб ($60). за 1 т на 1000 км.
Сейчас работает первая очередь ВСТО, до Сковородино, мощностью 30 млн т в год: 15 млн идет на Китай по трубе; 15 млн — по железной дороге в порт Козьмино. Вторая очередь предусматривает расширение нефтепровода до 50 млн т и трубу до Козьмино.
«Со стороны Казахстана это чистой воды демпинг», — возмущен сотрудник «Транснефти»: из-за забастовок в 2011 г. добыча нефти снизилась, мощности трубы Атасу — Алашанькоу недозагружены, прокачка составила 10 млн т при мощности 12 млн т в год, свободное место предложено российским компаниям. Казахстанский маршрут длиннее, но чрезвычайно низкая цена действительно может привлечь российские компании, считает сотрудник «Транснефти», и расширенный ВСТО останется полупустым.
В середине 2000-х гг. нефть по трубе Атасу — Алашанькоу поставляли ТНК-ВР и «Газпром нефть». В 2009 г. Китай отказался от этих контрактов. Сейчас представитель «Газпром нефти» называет казахстанский маршрут менее эффективным, чем ВСТО. «Лукойлу» казахстанское направление неинтересно, говорит его представитель: западносибирскую нефть выгоднее поставлять в Европу через Новороссийск и Приморск. Представитель ТНК-ВР от комментариев отказался.
В начале года ТНК-ВР сообщала о контракте на поставку в КНР до 100 000 т нефти, но спор России и Казахстана о беспошлинном транзите по территории Таможенного союза вынудил компанию отказаться от контракта.
|