Конкурс: Поезд памяти
-->
Он прибыл на один из боковых путей главного вокзала Франкфурта-на-Майне строго по расписанию. Непривычный в наши дни черный паровоз образца 1933 года в клубах пара и небольшой состав – удлиненный вагон и две маленькие теплушки.
Так и кажется, что вот сейчас, будто перенесенная машиной времени из далеких 1940-х годов, высыплет на перрон толпа оживленных ребятишек в коротких штанишках и девочек в праздничных платьицах. Но нет, никто не выходит…
А навстречу уже спешат школьники – вероятно, их специально сняли с уроков, журналисты, представители местной еврейской общины, чтобы встретиться с трагедией прошлого.
Поезд этот — специальный проект фонда "Zug der Erinnerung" ("поезд памяти") под девизом "Против антисемитизма, ненависти к иностранцам и национальной мании величия" – передвижная выставка-музей, напоминание о маленьких жертвах нацизма.
Активистами фонда был создан специальный счет "Поезд памяти", на который жители страны вносили свои пожертвования. Как правило, это были небольшие деньги: 5-15 евро.
Один 13-летний школьник — сын казахстанского немца из крохотного провинциального городка был так потрясен увиденным, что, вернувшись домой, разбил свою копилку и все 39 евро и 37 центов мелочью отнес в фонд "поезда памяти".
Благодаря собранным таким образом 260 тыс. евро фонд смог осуществить эту благородную акцию.
Теплушки в Освенцим
По меньшей мере полтора миллиона детей и подростков в период с 1940 по 1944 г.г. были отправлены в концлагеря по национальному признаку или после жестоких медицинских экспериментов. Только 10 % из них удалось выжить…
Семьдесят лет назад подобных "поездов смерти" с теплушками, битком набитыми маленькими несчастными пассажирами поневоле, были многие сотни. Мороз пробегает по коже, когда узнаешь, что уезжавшие на смерть в товарных вагонах для скота обязаны были приобретать… билеты третьего класса из расчета 4 пфеннига за км пробега. Это приносило гитлеровскому управлению железных дорог хороший, круто замешанный на детской крови навар.
Им – еврейским и цыганским детям, детям-инвалидам из Германии, Норвегии, Бельгии, Франции, Италии, Греции, Польши и республик бывшего СССР, а также немецким детям, чьи родители были врагами нацизма и сгинули в жерновах нацисткой машины смерти, и посвящена эта выставка.
Маршрут "поезда памяти" (более 5 тыс. км) пролегал по всем городам Германии, с вокзалов которых были депортированы дети. Начальный пункт и день были выбраны не случайно.
День старта – 8 ноября 2007 года был приурочен к очередной годовщине "хрустальной ночи" – общегерманского еврейского погрома 1938 года.
21 апреля 2008 года "поезд памяти" остановился на печально известном 17-м пути вокзала Берлин-Грюневальд, с которого в период 1941-44 г.г. в концлагеря было отправлено 50 тыс. узников.
К 4 мая 2008 г. на пограничном немецко-польском вокзале Герлиц-Згоржелец у поезда памяти была уже 62-я остановка и 225 тыс. посетителей.
Конечный пункт его назначения – Освенцим (Аушвиц), где закончили свой короткий жизненный путь сотни тысяч депортированных детей. Поезд памяти прибыл сюда 8 мая 2008 года, в День Памяти, как он называется в Германии, когда весь мир отдает дань памяти 50 млн. жертв величайшей трагедии ХХ века.
Школьники из 40 городов Германии приняли участие в церемонии памяти жертв депортации.
Не суждено было вернуться домой
Под звуки траурной музыки начинается осмотр музея, размещенного в "поезде памяти". В крошечных купе вместо привычных полок посетителей встречают фотографии детей в окружении счастливых родителей. И почти под каждой их них лаконичная подпись: "Ей (ему) не суждено было вернуться домой". За редким исключением: "Удалось выжить".
На этих фотографиях еще нет погромов, нет войны. С них улыбаются дети, еще не подозревающие, что скоро оборвется их детство, что впереди у них — разлука с родителями и теплушки в Освенцим или Треблинку.
В экспозиции представлены рисунки, записки и даже стихи некоторых пассажиров "поездов смерти". Пассажиров, которым уже никогда не вернуться домой.
На стенах купе также копии документов и карта лагерей уничтожения на территории Германии и всей Европы.
Посетители, большей частью молодежь и школьники, непрерывной лентой в скорбном молчании движутся по вагону, останавливаясь перед фотографиями и короткими биографическими справками, всматриваясь в лица своих сверстников, вернувшихся к ним в поезде памяти из своего трагического далека.
На перронах перед поездом сейчас, как и тогда, длинные очереди, не типичные для комфортно обустроенной страны. Выстаивают по два часа, чтобы попасть в вагоны.
Но сегодня в очередях не испуганные дети и рыдающие родители. В Лейпциге, например, терпеливо дожидались своей очереди премьер-министр федеральной земли Саксония Георг Мильбранд и местный бургомистр профессор Томас Фабиан.
В вагоне тесно и душно, но никто не жалуется. Потому что на стенах висят фотографии тех детей. Их глаза смотрят на посетителей, читающих их письма, – беспомощные, трогательные весточки надежды оттуда, откуда уже не возвращаются.
"Большой-большой привет всем вам, мамуля, папуля и все мои любимые. Я всегда вспоминаю о вас, не могу забыть и жду встречи с вами", — пишет еврейский мальчик Руди Левенштайн, которого гестапо схватило за то, что он не хотел носить звезду Давида и иметь непривычную приставку к своему имени – "Исраэль".
Мальчик писал стихи. Но из Освенцима не вернулся. Так же, как и остальные 12 тыс. еврейских детей и подростков со всей Германии. Как дети из других стран – Чезаре из Италии, Каролина из Греции, Маня и Анна из Белоруссии.
На одном из стендов фотография киевского Бабьего Яра – огромный, безразмерный ров, а рядом – история маленького Рави Равимовича, чудом избежавшего смерти – спрятавшегося в водосточной трубе. А вот маленькая Анне-Роза, которую нацистские "врачи" использовали для медицинских экспериментов. Наивный взгляд, большой бант в черных кудряшках. Ей не суждено было вырасти.
Во Франкфурте-на-Майне посетителей встречали две женщины из горстки уцелевших пассажиров поезда смерти – Маргот Клейбергер, чудом выжившая в Освенциме, и Труде Зимонсон, пережившая Освенцим и Терезиенштадт.
Еще один стенд, рассказывающий об освобождении заключенных в Освенциме. Об освободителях – ни слова. Кому обязаны выжившие своими жизнями, в "поезде памяти" ничего не сказано. Как будто и не было их, солдат 1-го Украинского фронта, заплативших жизнями 200 своих боевых товарищей за польское местечко под немецким названием Аушвиц! Об американской помощи, о лагерях для перемещенных лиц, однако, упомянуть не забыли...
"Рутинные документы"
Особенно сильное впечатление производят совершенно будничные, рутинные документы эпохи "третьего рейха". Вот, к примеру, накладная к транспорту № 1 о доставке в Польшу "…998 живых цыганских тел и 12 мертвых". Красным карандашом сделано раздраженное замечание педанта штандартенфюрера: "…согласно утвержденному графику приемка сырья (!!!) должна была начаться в 11 час. 15 мин. 5 ноября 1941 г. Но состав прибыл с задержкой на 5 час. 09 мин…".
Это означало, что администрация лагеря не вписывалась в норматив 52 часов – от момента загрузки "сырья" где-нибудь в Германии до его утилизации в печах лагерного крематория. Люди прожили пять лишних, по мнению нацистов, часов!
В последнем отсеке вагона также фотографии с биографиями. Но уже палачей. Это работники министерства путей сообщения, члены нацисткой партии, которые принимали непосредственное участие в депортации детей в концлагеря.
Вот Юлиус Дортмюллер, член НСДАП с 1937 г., генеральный директор железных дорог и министр путей сообщения "третьего рейха". Умер в июле 1945 г. Возмездие его не коснулось. Но до 1985 года его имя носили улицы в Вуппертале, Гамельне, а в здании главного вокзала Ганновера был даже зал его имени. Вплоть до 1995 г., уже в объединенной Германии, он оставался "почетным железнодорожником".
Вторая персона – Карл Вольф. В качестве адьютанта Гиммлера отвечал за "поезда смерти". Его "обнаружили" только в 1964 г. и приговорили в Мюнхене за 300 тыс. загубленных при его непосредственном участии детских душ к 15 годам. Но отсидел только семь. В 1971 г. за "примерное поведение" его помиловали...
И в заключение — еще одна деталь, показывающая, как в свободной стране с развитым гражданским обществом люди по-разному относятся к восстановлению исторической справедливости.
Когда "поезд памяти" начал свой долгий и скорбный путь по дорогам Германии, руководство Deutsche Bahn (государственный концерн железных дорог) выставило счет (!) устроителям выставки за пользование путями и стоянками поезда на вокзалах.
И тогда активисты фонда установили на вокзалах пикеты с очень неудобными для руководства Deutsche Bahn вопросами: "Не намерена ли Deutsche Bahn еще раз заработать на жертвах Холокоста?" И чиновники сдались!
Да, нельзя не отдать должное замечательной инициативе фонда "Zug der Erinnerung". Но нельзя не вспомнить в этой связи и об отношении в современной России к не менее мрачным страницам своего прошлого.
Ах, если бы такой же "поезд памяти" пустить по всем пунктам и островкам бескрайнего ГУЛАГ’а – в напоминание о палачах и бесчисленных жертвах сталинского режима.
Но до этого российскому обществу надо, видимо, еще дорасти...
Зайтуна Ареткулова
Франкфурт-на-Майне, Германия
Конкурс "О Германии по-русски" — специальный проект, посвященный Году Германии в России, совместно представленный Информационным агентством "Росбалт" и Северогерманским координационным советом русскоязычных соотечественников при партнерстве изданий "Европа-экспресс" и "У нас в Гамбурге.
|