Правила пользования
Курс ЦБ на 23.04 USD 445.66 up -0.83
EUR 474.58 up -0.8
RUB 4.78 up -0.01
23 апреля Вторник, 23:21
восход заход
05:04 21:50 01:58 12:30

«Андерсен не по-детски»

Дата: 09.08.12 в 12:20
Мобильная версия Шрифт
Андерсен не по-детски Фото Надежды Красновой -->

В Петербурге вновь разгорается скандал, связанный с детским творчеством и с творчеством для детей. На этот раз маленьким зрителям показали, как надо "правильно" душить и убивать.


Петербурженка Татьяна Удальцова всю жизнь была заядлой театралкой. Сейчас настал черед ее внукам познакомиться с искусством Мельпомены, и Татьяна повела малышей на детский спектакль — концерт балетных миниатюр "Герои любимых сказок". В первом отделении зрителям действительно показали прекрасные отрывки из классических балетов, а вот второе отделение привело многих зрителей в ужас, и они толпами стали покидать спектакль. Это был триллер-балет Театра балета Владислава Курапшина "Куклы-убийцы, или Новый оловянный солдатик".


"Просто шокирующее зрелище! — в ужасе рассказывает Татьяна Удальцова. — На сцене дети, одетые в черные костюмы, в лохмотьях и черно-синих париках изображают злых кукол. Они избивают влюбленную в оловянного солдатика куклу-балерину, валяют ее по полу, срывают с нее платье и, в конце концов, душат лентой…". Примечательно, что в анонсе к спектаклю его создали сообщают: "Этот балет о любви и предательстве, о жестокости окружающего нас мира и о том, что добро, к сожалению, не всегда побеждает зло… Спектакль полон мистики и страшных сцен, поэтому не рекомендуется детям до 7 лет, хотя сам балет исполняется  выпускниками и младшими учащимися школы балета имени Леонида Якобсона"


balletschool.ru


Публикуется также либретто спектакля: "В опустевшем магазине игрушек ночью оживают куклы, превращающиеся в жестоких монстров …  А утром дети покупают эти игрушки и забирают их домой, не зная, кто они на самом деле, и что происходит в магазине кукол по ночам… При чем здесь Оловянный солдатик?  Приходите на спектакль и узнаете!..". Авторы спектакля — московский композитор Константин Васильев, хореографы Татьяна Петрова и Владислав Курамшин.


Однако новаторскую идею авторов оценили отнюдь не все зрители. Татьяна Удальцова рассказывает, что по ходу второго действия зал начал пустеть — взрослые уводили своих детей от совсем несказочного, по их мнению, действа.


"Каким образом подобный спектакль был поставлен для показа детям! – недоумевает Татьяна Ивановна. – Похоже, никаких ограничений в выборе сюжетов не существует. И, по мысли авторов, наши дети должны расти в атмосфере жестокости, насилия и убийств, считая этих монстров "героями любимых сказок"…".


В самом театре к доводам зрительницы оказались равнодушны и посчитали, видимо, что художника обидеть может всякий, а уж не понять — тем более. Тогда петербурженка отправилась к уполномоченному по правам ребенка в Санкт-Петербурге Светлане Агапитовой. Она попросила детского правозащитника подумать над тем, как неоднозначные авангардистские изыски сочетаются с тем, что можно и нельзя показывать маленьким детям, и вовлекать самих детей в подобные проекты.


Светлана Агапитова обратилась в комитет по культуре. Председатель комитета (теперь уже бывший) Дмитрий Месхиев, ссылаясь на постановление правительства "О государственной поддержке театрального искусства в РФ", ответил напоминанием о "независимости театра в выборе художественных направлений, в принятии решений о публичном исполнении спектаклей, не противоречащих законодательству РФ…". Он также не заинтересовался предложением Агапитовой создать некий специальный экспертный совет, который бы имел возможность оценивать спектакль именно с точки зрения влияния на детскую психику, на  духовное развитие маленьких зрителей: "Комитет по культуре осуществляет координацию деятельности подведомственных государственных учреждений не вмешиваясь в творческий процесс…". К тому же, судя по ответу Месхиева, спектакль "Куклы-убийцы…" поставлен негосударственным учреждением культуры, а потому спроса и вовсе нет.


balletschool.ru


Примечательно, что это как минимум второй скандал, всколыхнувший театральную среду Петербурга в "детском" направлении. Напомним, в июне зрители были шокированы еще одним авангардистским решением — использованием детей-статуй в шоу на закрытом губернаторском приеме, посвященном гостям Петербургского международного экономического форума. В то время как одни посчитали привлечение детей в качестве живых скульптур цинизмом и жестокостью, другие не увидели в этом ничего плохого и утверждали, что самим детям все очень понравилось и для них вовсе не унижение — развлекать чиновников на банкете.


"Неужели никто не видит разницы между выступлением хореографического коллектива и сидением на жаре в ящике? Разницы не "физической", а "моральной"? — написала на портале петербургских родителей Littleone пользователь под ником ymnitsa. — Дети есть дети. Им скажут, что игра такая — жопы целовать, будут жопы целовать. Но как может взрослый оправдать данное холуйство, мне лично непонятно".


После резонанса, вызванного многочисленными публикациями вокруг "серебряных детей", режиссер Виктор Крамер начал готовить иски в суд против тех журналистов и блогеров, кто посчитал его искусство чем-то иным и соответствующим образом написал об этом.


Впрочем, неоднозначных представлений для детей и с использованием детей становится все больше: то Пермская хоровая капелла мальчиков поет блатную "Мурку", то знаменитый ансамбль "Непоседы" из Москвы на гламурной тусовке исполняет "А наш притончик гонит самогончик"… Маленькие дети в пионерских галстуках распевали: "Винишко стало дорожать, на водку стало не хватать". Примечательно, что после скандала с "Непоседами" худрук действительно прекрасного ансамбля Елена Пинджоян уверяла, что это ее "принципиальная позиция": "Отношение к работе должно быть взрослым, и требуем мы по-взрослому… Это выступление было оправдано: мы просто показали детей, которые наслушались взрослого радио".


Между тем представители мира искусства отнюдь не однозначно оценивают идею создания каких-либо экспертных или художественных советов, да и вообще любого вмешательства в тонкий мир искусства.


"Никаких художественных советов не должно быть! — убеждена руководитель театра "Кукольный формат" Елизавета Богословская. — Это приведет к цензуре. Кроме того, кто может входить в такие советы? Вот мы пытались предложить бесплатно отыграть наш спектакль "Микробиус и бактериус" в Музее гигиены и в ряде школ — спектакль учит детей следить за чистотой, мыть руки и чистить зубы, дети от него в восторге! Сначала руководство музея и школы с радостью восприняли наше предложение, но предупредили, что до показа спектакль должны посмотреть эксперты: какой-то специалист по гигиене и представитель комитета по образованию… Мы пришли в ужас: зачем? Они ответили: а вдруг вы неправильно учите чистить зубы? Вот Чуковский в своем "Мойдодыре" тоже слишком вольно что-то о гигиене написал, в результате поколения детей делают что-то с зубами или руками не так...".


По мнению Богословской, художник всем угодить не может. Кто-то расценит это как шедевр, а кто — как гибель прекрасного. Вместе с тем представители мира искусства соглашаются с тем, что с искусством для детей что-то надо делать.


"Должны быть собственные критерии эстетики, нравственности, понятий о прекрасном, о добре и зле, — считает пресс-секретарь "культурного" вице-губернатора и кандидат на пост председателя комитета по культуре Юлия Стрижак. — Инструментов влияния на режиссеров у чиновников действительно нет, и это, возможно, неплохо. К слову, практически все руководители петербургских театров категорически против создания каких-либо худсоветов и ограничений".


Однако эксперты убеждены, что детская психика весьма лабильна и то, что может шокировать взрослых, маленькими воспринимается совершенно обыденно.


"Если взрослые не будут внушать детям, как ужасно то, что они видят — дети на этом и не зафиксируются, у них — особый взгляд, — считает детский психолог Екатерина Васильева. — Другой вопрос: можно ли называть искусством, которое должно нести добро, представление тупых, ограниченных, жестоких или скучных персонажей? Надо ли детям лишний раз напоминать, что мир полон зла и жестокости? Надо ли показывать страшное и злое, ведь его и так хватает в повседневной жизни?..".


Кстати, тут остро стоит вопрос, как прочитать и преподнести даже самую классическую детскую литературу. Например, самой страшной и депрессивной сказкой всех времен и народов признана андерсеновская "Русалочка" в оригинале. Но сравните ее с доброй диснеевской "Ариэль".


Марина Бойцова


Просмотров: 496


Комментариев: 0
О компании О проекте Источники новостей Предложить ленту Реклама на сайте Реклама в газете Контакты Наши партнеры
Портал ivest.kz - база частных объявлений газеты «Информ Вест», справочник предприятий городов Казахстана и России, новости, недвижимость, электронные версии ряда изданий, сборник кулинарных рецептов. Все замечания и предложения принимаются на info@ivest.kz.
Использование данного веб-портала подразумевает ваше согласие с Правилами пользования.
© 2000-2024 «Информ Вест»
Top.Mail.Ru
×