Правила пользования
Курс ЦБ на 24.04 USD 444.32 up -1.34
EUR 473.33 up -1.25
RUB 4.76 up -0.02
24 апреля Среда, 14:24
восход заход
05:04 21:50 01:58 12:30

«Станет ли Pussy Riot нашим Sex Pistols?»

Дата: 02.08.12 в 21:30
Мобильная версия Шрифт
Станет ли Pussy Riot нашим Sex Pistols? Стоп-кадр видео Стоп-кадр видео -->

Суд над тремя участницами группы Pussy Riot разделил на тех, кто "за" и тех, кто "против" не только воцерквленных людей и атеистов, но даже деятелей культуры. Основная их дискуссия по поводу феминистской группы, которая состоялась в пресс-центре ИА "Росбалт" в рамках проекта "Петербургский авангард", касается того, стоит ли считать "панк-молебен" и прочую деятельность Pussy Riot искусством, политическим актом или простым хулиганством. А уже определившись с этим — судить.


Большинство петербуржцев с дилеммой судить или не судить, похоже, уже определились. По словам социолога Татьяны Протасенко, отвечая на вопрос о том, заслуживают ли девушки из Pussy Riot наказания, 71% всех респондентов ответили утвердительно. При этом среди верующих процент жаждущих возмездия чуть выше — 80%. Что интересно, немало тех, кто хотел бы наказания для участниц панк-группы и среди атеистов — 54%. А вот среди горожан считающих, что девушек стоит наказать, 24% убеждены: Pussy Riot заслуживают уголовной статьи. 43% считают, что им нужно вынести административное наказание, еще 23% думают, что девушкам хватит и общественного порицания. 12% полагают, что "панкам" необходимо порицание церковное.


"Большинство петербуржцев не принимают этот акт", — резюмировала Протасенко.


В то же время Протасенко считает, что если бы девушки выбрали для выражения своих взглядов более подходящее место, например, площадь у памятника казахскому поэту Абаю в то время, когда там был лагерь оппозиционных активистов, то об их выступлениях говорили бы гораздо меньше.


В том, что девушки выбрали не самое подходящее место для своей акции, убеждена петербургская поэтесса Ирина Дудина, напомнившая, что известные отечественные художники Олег Кулик и Александр Бренер проводили куда более агрессивные и дерзкие акции. Но тот же Кулик, бегавший перед зрителями в голом виде, делал это в пространстве художественной галереи.


По мнению художника Петра Павленского, прославившегося пару недель назад зашиванием рта в поддержку Pussy Riot, место и форма проведения акции, то, во что были одеты девушки, — все сработало на них. А будоражащий общество вопрос о том, как люди относятся к Pussy Riot, еще больше делает акции этой группы искусством. Более того, по его мнению, теперь это определенный знак.


"Достаточно спросить об отношении к ним и становится ясно кто есть кто", — считает Павленский.


То, что такой вопрос действительно актуален в российском обществе, подтверждает и Татьяна Протасенко. По ее словам, едва ли не каждое интервью в эфире оппозиционных радиостанций и интернет-телеканалов начинается именно с него. Социолог иронизирует, что это напоминает вопрос "Вы за "красных" или за "белых"?", который задавали в советское время. При этом, по ее словам, люди зачастую не высказывают свое настоящее мнение по поводу Pussy Riot, потому что оно может подвергнуться остракизму со стороны их социальной группы. Особенно это характерно для интеллигенции. Интерес же, который акция панк-группы вызывает сейчас в обществе, во многом, считает социолог, обусловлен тем, что этот скандал выгоден политикам. Причем не только прокремлевским, но и оппозиционным. Это отвлекает внимание граждан от каких-то иных более насущных проблем.


Про влияние скандала с Pussy Riot на политику говорит такжехудожник и культуролог Александр Медведев, который увязывает ситуацию вокруг панк-группы с историей дореволюционной народницы и террористки Веры Засулич.


"Тогда вся интеллигенция выступала в ее защиту и Засулич выпустили из тюрьмы, — напомнил Медведев. — А потом уже были опубликованы социологические исследования, из которых стало ясно, что после того, как отпустили Засулич, возник вал хулиганства, послуживший накалу предреволюционной жестокости".


Впрочем, Pussy Riot, в отличии от стрелявшей в генерала Трепова революционерки, к оружию не прикасались, а всего лишь спели несколько крамольных строк, пускай и в не подходящем для этого месте. Но, по словам Александра Медведева, если акция "панкух" — это искусство, то оно также требует жертв. И этими жертвами стали сами участницы группы. Которые, задумывая акцию в Храме Христа Спасителя, наверняка догадывались, на что они идут. То, что им это вряд ли простят власти, клирики и верующие, было понятно еще до первых сыгранных в храме аккордов.


"Но, если 80% верующих за наказание Pussy Riot, то зачем тогда нужны такие верующие, которые жаждут насилия и наказания? — задается вопросом молодой петербургский художник Григорий Ющенко. — Pussy Riot — это мелкий вопрос, который судеб людей не касается. А зачем слушать большинство, которое одержимо насилием и хочет девушек наказать?".


О том, что не всегда стоит прислушиваться к мнению большинства говорит и Татьяна Протасенко. Она уточняет, что современное общество слишком разнообразно, в чем и заключается основная проблема демократии. Если большинство чего-то хочет, то нужно это делать или нет?


"Мы не раз обсуждали проблему строительство "Охта центра", — напомнила Протасенко. — И все правозащитники и экологи в один голос говорили, что строить нельзя ни в коем случае, потому что большинство населения против этого. А вот сейчас большинство за наказание этих девушек. Означает ли это, что нужно обязательно наказать Pussy Riot, хотя из-за мнения большинства было остановлено строительство на Охте?".


Впрочем, от протеста против строительства стеклянной "кукурузины" на Охте случай с панк-группой отличается тем, что "большинство" вряд выйдет на митинги, если девушки из Pussy Riot по итогам судебного процесса не будут признаны виновными.


С точки зрения общества ситуация вокруг Pussy Riot действительно незначительна, и в этом художник Ющенко, безусловно, прав. А на вопрос о том, стоит ли считать их панк-перфомансы искусством, однозначно сможет ответить лишь главный "искусствовед" — время. Достаточно вспомнить историю родоначальников панка — Sex Pistols, которых изгоняли в Англии за их песни.


Концерты этой группы неоднократно запрещались, на ее участников совершались нападения, во время выступлений происходили массовые потасовки, а радиостанции отказывались ставить в эфир песни "пистолетов". Самой большой обструкции музыканты подверглись, когда покусились на святое для многих англичан — монархию. В мае 1977 года они выпустили сингл God Save the Queen, который начинался со слов "Боже, храни королеву. Фашистский режим"… Спустя 35 лет все телеканалы мира показали, как королева, в адрес которой в той песне панки сыпали оскорблениями, улыбаясь сидела на открытии Олимпиады в Лондоне, а из колонок звучали строчки одного из давних хитов Sex Pistols.


Константин Петров


Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга.


Просмотров: 588


Комментариев: 0
О компании О проекте Источники новостей Предложить ленту Реклама на сайте Реклама в газете Контакты Наши партнеры
Портал ivest.kz - база частных объявлений газеты «Информ Вест», справочник предприятий городов Казахстана и России, новости, недвижимость, электронные версии ряда изданий, сборник кулинарных рецептов. Все замечания и предложения принимаются на info@ivest.kz.
Использование данного веб-портала подразумевает ваше согласие с Правилами пользования.
© 2000-2024 «Информ Вест»
Top.Mail.Ru
×