Правила пользования
Курс ЦБ на 25.04 USD 443.85 up -0.47
EUR 474.3 up 0.97
RUB 4.8 up 0.04
25 апреля Четверг, 11:34
восход заход
05:04 21:50 01:58 12:30

«Э.Касаев: Нефтегазовое законодательство - ближневосточный опыт. Часть 1»

Дата: 01.08.12 в 14:07
Мобильная версия Шрифт

Нефтегазовое законодательство: ближневосточный опыт. Часть 1

В государствах Ближнего Востока и Северной Африки (БВСА) ведется активная работа по обновлению действующего и принятию нового нефтегазового законодательства. Прежде всего, это относится к нормативным актам, касающимся взаимодействия местных государственных и коммерческих организаций с иностранными партнерами с целью увеличения притока зарубежных капиталов в сырьевую отрасль экономики, повышения отдачи от существующего сотрудничества между местными и иностранными структурами. Также идет качественная модернизация нормативно-правовой базы в части, регулирующей порядок и процедуру создания иностранных компаний и совместных предприятий на территории стран региона.

Государства ССАГПЗ(1)

К примеру, Саудовская Аравия охотно идет на повышение государственных субсидий, понижение налогов и постепенное реформирование правоотношений в энергетической сфере. В частности, в местное законодательство были внесены изменения, предоставившие больше прав и гарантий не только саудовским, но и иностранным инвесторам. Согласно этим юридическим новеллам, налогообложение для зарубежных инвесторов сократилось с 45% до 30%, а также обеспечена правовая защита инвестиций от экспроприации.

Стоит заметить, что для большинства стран региона углеводороды являются единственным существенным источником дохода. Следовательно, государству надлежит на законодательном уровне не допускать иностранное участие в нефтегазовом проекте, которое бы превышало долю местной стороны. Так, закон ОАЭ № 8, 1984 г., с последующими изменениями, содержащимися в законе № 13, 1988 г., а также соответствующие подзаконные нормативные акты предусматривают наличие не менее 51%-ой доли акционерного капитала, принадлежащей эмиратской стороне, в любом совместном образовании, зарегистрированном на территории государства для ведения там нефтегазовой деятельности.

Более того, крупнейшая в стране государственная компания – "Национальная нефтяная компания Абу Даби" (АДНОК) имеет право 60%-ой доли в новых нефтяных проектах с иностранными партнерами. Согласно специальному законодательству страны, добыча углеводородов осуществляется преимущественно на условиях соглашения о разделе продукции (СРП) между государственными и зарубежными инвесторами. Это характерно и для других стран Персидского залива.

Напомним, что в СРП государство часто представляет не госорган, а специально созданная для этих целей национальная компания, полностью контролируемая государством и выполняющая некоторые хозяйственные функции в интересах страны. Это обстоятельство породило встречаемую иногда трактовку СРП как особого подрядного договора между национальной компанией и компанией-инвестором.

Примечательно, что законодательство Катара предусматривает заключение концессионного соглашения, по условиям которого государство (концедент) передает иностранному партнеру (концессионеру) право на эксплуатацию природных ресурсов, получая взамен вознаграждение в виде периодических платежей (роялти). Право собственности на добытое минеральное сырье принадлежит концессионеру (момент перехода права собственности на добытое минеральное сырье: устье скважины).

В международной практике выделяется несколько типов концессионных соглашений, однако эти разновидности не получили юридического закрепления в катарском законодательстве, которое ограничилось лишь родовым понятием концессия (concession).

Продолжая анализ законодательных инициатив стран Персидского залива, стоит отметить, что с 1961 г. иностранные компании не допускались к освоению нефтяных месторождений Кувейта, но через 40 лет этой страной был сделан крупный шаг вперед в этом направлении.

В 2001 г. Национальная ассамблея Кувейта приняла закон "О прямых иностранных инвестициях" (далее – Закон 2011 г.), который нацелен на привлечение иностранного капитала. При этом государство определяет виды экономической деятельности и проекты, в которых могут участвовать зарубежные инвесторы как самостоятельно, так и с использованием национального капитала Кувейта, в соответствии с его политической линией, а также с утвержденными экономическими планами.

Ранее, в соответствии с Коммерческим кодексом Кувейта, лица, не являющиеся гражданами страны, не могли вести свою деятельность на ее территории, если они не имели местного бизнес-партнера. Однако Закон 2001 г. отменил требование к иностранным компаниям о необходимости иметь кувейтского бизнес-агента.

Тем не менее иностранным компаниям, стремящимся осуществлять разработку углеводородных участков на кувейтской территории, это не стало существенным послаблением, поскольку такого рода деятельностью преимущественное могут заниматься фирмы стран - участниц ССАГПЗ, в то время как остальные фактически пытаются добиться этой возможности, предлагая местной стороне различные варианты сотрудничества, не нарушающие действующее законодательство, но требующие специального одобрения компетентных органов государственной власти Кувейта.

Заметим, что с 1975 г. страной проводится политика, направленная на ограничение участия иностранных компаний в сфере добычи сырья на территории государства. Они осуществляют свою деятельность на условиях сервисных контрактов, которые, в отличие от СРП, позволяют государству сохранять в полной собственности все углеводородные ресурсы, осуществлять стратегическое управление предприятиями и контролировать уровень добычи. Иностранные компании обязаны выплачивать пошлину за добытый баррель, а также делать отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы.

Дело в том, что, согласно Конституции Кувейта, на иностранных лиц не распространяется право собственности на природные ресурсы страны. Тем не менее, кувейтское правительство неоднократно заявляло, что оно полно желания найти действенный юридический способ привлечения зарубежных нефтяных компаний в процесс увеличения добычи углеводородов без нарушения Конституции.

Высший нефтяной совет, который контролирует государственный нефтегазовый сектор, в принципе одобрил иностранное участие еще в 1997 г. Рассматривалась возможность заключения соглашений об обратном выкупе акций (условия buy-back), которые применяются в Иране.

Однако данная инициатива не была одобрена оппозицией в парламенте Кувейта, который в феврале 2000 г. принял резолюцию, призывающую правительство приостановить программу иностранных инвестиций до того момента, пока не будут полностью решены все юридические проблемы участия иностранцев в добыче и не будет принят специальный закон.

1. Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) – это региональная закрытая международная организация, созданная 25 мая 1981 г. с целью координации сотрудничества и интеграции государств-членов в различных сферах. В состав входят: Бахрейн, Катар, Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ), Оман, Саудовская Аравия.

Э.О. Касаев
31 июля 2012

Источник - Институт Ближнего Востока
Постоянный адрес статьи - http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1343808420

Просмотров: 512


Комментариев: 0
О компании О проекте Источники новостей Предложить ленту Реклама на сайте Реклама в газете Контакты Наши партнеры
Портал ivest.kz - база частных объявлений газеты «Информ Вест», справочник предприятий городов Казахстана и России, новости, недвижимость, электронные версии ряда изданий, сборник кулинарных рецептов. Все замечания и предложения принимаются на info@ivest.kz.
Использование данного веб-портала подразумевает ваше согласие с Правилами пользования.
© 2000-2024 «Информ Вест»
Top.Mail.Ru
×