Правила пользования
Курс ЦБ на 29.03 USD 448.15 up -1.43
EUR 483.46 up -3.48
RUB 4.86 up 0
29 марта Пятница, 04:06
восход заход
05:04 21:50 01:58 12:30

«Р.Бахтигареев: Мир во время войны. Военный конфликт в Таджикистане»

Дата: 31.07.12 в 18:35
Мобильная версия Шрифт

Мир во время войны

Военный конфликт в Таджикистане (см. "Неудавшийся блицкриг Рахмона", "Время" от 28.7.2012 г.) в прессе Центрально-Азиатского региона освещался скупо. Даже российские СМИ, традиционно неравнодушные к этой стране, передавали лишь короткие сухие сообщения о противостоянии властей и оппозиции в Горно-Бадахшанской автономной области (ГБАО).

Попав в столицу Душанбе, поражаешься: настолько здесь тихо и спокойно, и даже не верится, что в каких-нибудь пятистах километрах от города гремят взрывы и льется кровь.
Вид, открывающийся взору из иллюминатора самолета, напоминал Алматы. Горы, маленькие домики, облепившие аэропорт, слепящее глаза солнце. И только витиеватая надпись "Душанбе" на здании аэропорта доказывала: мы не в южной столице Казахстана.
Таджикский таможенник, не глядя, поставил штамп в мой паспорт и швырнул его обратно. На выходе из аэропорта - огромная пробка - челночники с неподъемными баулами перегородили путь. Слава Аллаху, высокий, мощный таджик-пограничник распорядился пропустить тех, кто без вещей, вперед.
Встречал нас 24-летний русский парень по имени Сергей. Говорит по-русски правильно, но с заметным акцентом. Сразу предупредил: курить возле аэропорта, как, впрочем, и в других общественных местах запрещено. Штраф - около 30 сомони. Быстро перевожу в уме - примерно 1000 тенге (официальный курс 1 сомони - 32 тенге).
- Но если никого в форме рядом нет, можете курить, - доверительно сообщает Сергей. - Но как только увидите их, сразу бросайте и отрицайте, что это ваш окурок.
Дальнейшего разговора не получилось. Со всех сторон налетели люли (одна из восточных ветвей цыган, распространенных в Таджикистане. - Р.Б.) и стали требовать денег, дергая за руки, сумки и полы одежды. Пришлось срочно ретироваться.

По дороге в отель расспрашиваю водителя: отразились ли события в Горном Бадахшане (где в последнее время были вооруженные столк­новения правительственных войск с боевиками) на жизни столицы? Тот на все вопросы отвечает: в Душанбе все спокойно.
Столица, куда мы выдвинулись на экскурсию после обеда, встретила нас сорокаградусной жарой и проливным дождем. Крупные капли вымочили нашу группу в считанные секунды. Что интересно, в Душанбе только одна русская школа - для детей военных из российской военной части, расквартированной здесь. Остальные городские школы - с таджикским языком обучения. Тем не менее практически все душанбинцы - и стар и млад - свободно изъясняются на великом и могучем.
Наш гид по Душанбе Рустам-акя оказался охоч до разговоров о политике. Отвечая на расспросы о ГБАО, выдал замечательную сентенцию:
- Душанбинцы в этом вопросе полностью на стороне властей. А что вы хотите? Если бы у вас в Казахстане подчиненный убил генерала КНБ, вы бы стали его защищать?

- А как у вас обстоят дела с оппозицией?
- В парламенте оппозиция у нас есть, - присоединяется к нашей неспешной беседе по дороге в Гиссарскую крепость водитель Мурат-акя. - И - только там.

- А люди? Разве у вас не бывает акций протеста, митингов и пикетов?
- Нет, - отвечает Рустам-акя. - Мы, таджики, пережили гражданскую войну. Мы знаем, что это такое. И мы не хотим повторения всех ее ужасов. У нас каждый человек понимает, что любой митинг или пикет могут привести к новой гражданской войне. Никто из нас не пойдет на это. Мы хотим спокойно трудиться, воспитывать детей и жить мирной жизнью.

…Неподалеку от Гиссарской крепости небольшая стела с маленькой площадью, видимо, советское наследие. Местные джигиты, увидев девушек из нашей делегации, устроили на этой площадке своеобразное автошоу: открыли окна и двери своих автомобилей и на полную громкость включили лиричные индийские песни. Поняв, что на девушек это не произвело никакого впечатления, решили сопроводить нас до магазина. Честно говоря, было немного страшно, но Мурат-акя успокоил: они просто хотят понравиться. Впрочем, горячие таджикские парни держались на расстоянии и молчали, а когда поняли, что романтическое знакомство им не светит, уехали восвояси.
Вечером состоялся вояж на дачу одного уважаемого человека, находящуюся в горах неподалеку от Душанбе. Душанбинские предгорья разительно отличаются от алматинских - и не только ландшафтом: там практически нет особняков, шашлычных, питейных и развлекательных заведений - только дачи. Хотя "дачами" их можно назвать с большой натяжкой. Та, на которой побывали мы, включает в себя небольшой домик, бассейн, несколько гостевых топчанов на берегу живописной горной речки и… большую гору. Как оказалось, эта гора - частная собственность хозяина дачи, как, впрочем, и несколько кишлаков у ее подножия с противоположной стороны.
- Это не крепостные, - смеется один из работников дачи Файзулло. - Они просто живут на его территории и арендуют ее, но могут выкупить в любой момент. Кстати, дача, куда мы наведались, отведена под ресторан. Правда, попасть в него может далеко не каждый.

Примечательно, что цены на землю в душанбинских предгорьях - не чета алматинским. 13 соток горной земли можно прикупить примерно за 45 тысяч долларов, а готовая дача на такой же площади обойдется в 200 тысяч.
На соседних фазендах полным ходом идет строительство. Задаю ехидный вопрос: если в России на стройке работают таджики, то кто работает на стройках в Таджикистане?
- Таджики, - без доли иронии отвечает Рустам-акя. - Только младшие братья. Старшие, как вы правильно заметили, работают за рубежом. Зарабатывают там деньги, приезжают домой, покупают или строят дом, обзаводятся семьей. И только потом на правах старшего, главы семьи дают разрешение младшим ехать на заработки в ту же Россию.
- А что означает слово "таджик"? - спросил вдруг журналист из нашей группы.
- Корононосец. "Тадж" переводится как "корона". Мы гордимся этим самоназванием, историей и Исмаилом СОМОНИ (эмир из династии Саманидов, основатель первого таджикского государства. - Р.Б.). Бывший пик Коммунизма носит имя Сомони, наша валюта называется сомони, а на центральной площади имени Дусти в Душанбе установлен памятник Сомони.
- Я думаю, что уважаемому Исмаилу Сомони очень бы не понравилось поведение тех, кто выступает в ГБАО против власти, - после паузы добавляет водитель Мурат-акя. - Мы все благодарны нашему президенту и почитаем его за то, что он принес в нашу страну мир.

Руслан БАХТИГАРЕЕВ, ruslan@time.kz
31 июля 2012 |

Источник - Время
Постоянный адрес статьи - http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1343738100

Просмотров: 338


Комментариев: 0
О компании О проекте Источники новостей Предложить ленту Реклама на сайте Реклама в газете Контакты Наши партнеры
Портал ivest.kz - база частных объявлений газеты «Информ Вест», справочник предприятий городов Казахстана и России, новости, недвижимость, электронные версии ряда изданий, сборник кулинарных рецептов. Все замечания и предложения принимаются на info@ivest.kz.
Использование данного веб-портала подразумевает ваше согласие с Правилами пользования.
© 2000-2024 «Информ Вест»
Top.Mail.Ru
×