Фото siapress.ru
В Сургуте
существует и давно используется надежный способ кратного увеличения прибылей
отдельного застройщика вкупе с нанесением косвенного ущерба бюджету и
гражданам, а также постепенного превращения город в гетто. Причем выглядит все
крайне прилично и вроде как даже по закону. На свежем примере рассказываем, как
работает эта система. Что случилось?На понедельник,
11 октября, назначены публичные слушания по внесению изменений в
градостроительную документацию. Среди поставленных вопросов есть вот такой
(специально приведем его полный текст, чтобы вы оценили, как бюрократический
язык пытается замылить сущность процесса): «О предоставлении разрешения на отклонение
от предельных параметров разрешенного строительства на земельном участке с
кадастровым номером 86:10:0101231:1566, расположенном по адресу: город Сургут,
микрорайон 48, для строительства жилых домов, в части отклонения от предельных
параметров установленных в проекте планировки и проекте межевания территории
микрорайона 48 города Сургута, утвержденном постановлением Администрации города
от 16.04.2013 № 2547, а именно: количество
этажей с 4 до 6; процент застройки с 30 процентов до 34,5 процентов; количество
квартир с 63 до 240 (выделено автором – прим. ред.), в целях строительства
среднеэтажного жилого комплекса. Заявитель: Общество с ограниченной
ответственностью Строительная Компания «Формула Ремонта». Скриншот из Яндекс.Карт Что это значит?В переводе это
означает, что некогда проводился аукцион на выкуп земельного участка, где можно
было построить небольшой дом на 63 квартиры. Инвесторы изучали это предложение,
выставленную цену, просчитывали экономическую эффективность, в итоге кто-то
решил участвовать, и больше всех заплатила компания «Формула Ремонта». Ей этот
участок и отошел. А теперь она предлагает в четыре (!) раза увеличить
капиталоемкость этого проекта – то есть количество квартир, которые можно
построить и продать. «Если бы изначально мощность этого участка
составляла 240 квартир, то, вероятнее всего, на аукцион заявилось бы больше
участников, он бы прошел совершенно иначе, и, главное – деньги, которые
победитель должен был заплатить в бюджет города, были бы совершенно другими»,
– в разговоре с СИА-ПРЕСС прокомментировала эту ситуацию депутат думы Сургута Татьяна Калиниченко. Речь идет
далеко не только о том, что некто получит примерно в четыре раза больше прибыли,
нежели планировал изначально. Важно, что он де-факто не доплатит в бюджет
города (а это те деньги, которыми местные власти могут распоряжаться свободно –
направлять на социальные объекты, дороги и другие цели) некоторую сумму. Но и
это далеко не все – негативные последствия для Сургута будут носить
мультипликативный эффект. Что еще не так?Например. Есть
некий земельный участок, там планировался четырехэтажный дом с 63 квартирами.
Там же должны быть спроектированы, в частности, проезды, общественные
пространства и парковочные места (в Сургуте норма – по одному на квартиру).
Представьте, что в рамках этого же земельного участка площадь и этажность дома увеличивается
так, чтобы количество квартир выросло до 240 – как теперь там расположатся все
необходимые паркоместа и дворовая инфраструктура? Конечно, девелопер может
пойти на строительство подземного паркинга, но чаще всего вопрос решается при
помощи сокращения общественного дворового пространства. Правда, есть
еще один способ – возможно, чиновники вздохнут и предложат выделить застройщику
дополнительную землю, чтобы он все-таки оборудовал нужное количество парковок.
Но нельзя исключить, что следом прилетит новая свежая идея – увеличить
количество квартир с 240 до, например, 360. Почему бы и нет. Как из ситуации
будет выходить конкретно этот застройщик – будет понятно в понедельник из его
ответов на вопросы депутатов и граждан. Следующий
эффект, про который, судя по всему, в коридорах сургутского департамента
архитектуры и градостроительства не думает вообще никто (почему мы так считаем
– докажем чуть ниже) – возрастающее давление на инфраструктуру. Вместо 63 семей-новоселов
в 48 микрорайоне будут жить 240 – как это повлияет на загруженность местных поликлиник,
детских садов, школ? Хватит ли там мест, врачей, преподавателей? Этот вопрос не
ставится на публичные слушания и благополучно замалчивается. А теперь
объясним, почему чиновникам плевать на этот фактор – как вы думаете, сколько
новых школ и поликлиник открылось в восточной части Сургута (в пределах от
Пролетарского проспекта до улицы Мелик-Карамова) в процессе согласования и
возведения ЖК «Возрождение», куда за последние годы заехали более тысячи семей?
А ведь там же предполагается возводить еще десяток «свечек» высотой под 25
этажей. Сразу несколько депутатов думы Сургута рассказывали корреспонденту СИА-ПРЕСС
о том, насколько тяжело обстоит дело с медицинским обслуживанием в этой части
города – но чиновники продолжают генерировать новые и новые разрешительные
документы на жилые дома без оглядки на острую нехватку инфраструктуры. ИтогоКейс 48-го
микрорайона – далеко не самый большой и страшный для города, но крайне
показательный для понимания, как работает система. Еще разок, для закрепления: некий
бизнес торгуется на аукционе за земельный участок с определенными параметрами
разрешенного строительства, затем при помощи чиновников ДАиГ протаскивает
решение об увеличении этих параметров, избегая повышения платы в бюджет и
наращивая свою прибыль. Город при этом получает новое необеспеченное
инфраструктурой гетто. Profit.
Еще раз – это повсеместно происходит во всем городе в течение долгих лет. Вопрос к
жителям Сургута, избранным ими депутатам и, в свою очередь, избранному
депутатами руководству города – подобное положение вещей вас устраивает? P.S. Если у вас есть желание
высказаться – публичные слушания пройдут 11 октября в 18:00 в зале заседаний
думы Сургута (ул. Восход, 4).
Дмитрий Щеглов
|