Фото admhmao.ru
В
Ханты-Мансийске прошло очередное совещание по вопросам развития креативной
деятельности в Югре. Его вела Наталья Комарова, а гостем стала замдиректора
фонда «Росконгресс» и директор социальной платформы «Инносоциум» Елена
Маринина. О чем был разговор, и почему руководство Югры так много внимания и
времени уделяет креативной экономике – разбирался СИА-ПРЕСС. Вообще
креативные индустрии – это пласт деятельности, завязанный на интеллекте и
творчестве. В него входит довольно широкий пул занятости: от IT, разработки игр и дизайна до музыки,
киноиндустрии и урбанистики. В постиндустриальном обществе эта часть экономики
во многих странах становится одним из серьезных драйверов роста. Общий рынок
креативных индустрий в мире давно превысил $2,5 трлн и дал людям десятки
миллионов рабочих мест. Несмотря на
то, что предприятия и частные лица, чью деятельность можно отнести к креативным
индустриям, в России есть давно, системно и целенаправленно подойти к развитию
этого сектора экономики первой решилась Югра. Именно здесь в 2020 году был
разработан первый в стране закон о креативных индустриях. Он призван
упорядочить среду и создать условия для творческих жителей региона, чтобы они
самореализовывались и параллельно зарабатывали деньги и приносили пользу себе и
региону. Отчасти
внимание к креативным индустриям в Югре сложилось ввиду необходимости развивать
другие сегменты занятости, кроме титульных – нефти, газа, энергетики и
строительства. Во время выступления на Петербургском международном экономическом
форуме в 2021 году Наталья Комарова рассказывала широкой аудитории, что в
автономном округе добывается от пяти до семи процентов всего мирового объема
(это около 40 процентов российской нефти), и регион делает ставку на поиск
альтернатив. «Мы расцениваем малые города как полноценных
участников экосистемы креативной экономики. Здесь, как правило, имеется большой
потенциал для ремесленнической деятельности. Малые поселения ярче
идентифицированы», – отмечала губернатор, и рассказывала, что в России доля
креативных индустрий составляет почти пять процентов ВВП, в Югре – 2,1 процента
от ВРП, а в мировой экономике они уже добрались до восьми процентов и выше. Согласно
другой статистике, в креативной экономике Югры работают семь тысяч организаций,
то есть 8,5 процента от всей списочной численности юридических лиц региона, а
трудятся в этой сфере 14 тысяч югорчан – то есть два процента от всех занятых. «Трудно увеличивать долю, но стремиться к
этому необходимо. Поддержка креативных индустрий осуществляется на всех стадиях
жизненного цикла – это наш принцип, по которому мы выстраиваем работу», –
заявила по этому поводу Наталья Комарова. В Югре есть
различные форматы поддержки креативной деятельности. Например, во все грантовые
конкурсы, которые проводятся в округе, включены соответствующие номинации – это
позволяет физлицам и НКО получать деньги на творческие проекты. К слову, не так
часто у коммерческих структур есть возможность претендовать на бюджетные гранты
на креативную деятельность, но на федеральном уровне – в рамках конкурса
президентского Фонда культурных инициатив. Югорчан активно призывают в нем
участвовать и добывать федеральное финансирование. Есть собственные окружные
конкурсы. Например, в апреле 2021 года регион раздал гранты на проекты в сфере
территориального маркетинга и брендинга – максимум миллион рублей, и там
участвовали, в том числе, предприниматели. Другие
направления поддержки: обучающие программы в сфере территориального маркетинга,
брендинга и социального проектирования, конкурсная поддержка ресурсных центров
в сфере креативных индустрий, грантовая поддержка креативных стартапов,
содействие в маркетинге и сбыте продукции, которую производят представители
креативных индустрий. К слову о
ресурсных центрах – они должны будут появиться в каждом муниципалитете. Например,
в Сургуте это арт-резиденция «Квартира», где помощь получают как общественники,
желающие оформить и реализовать свои инициативы, так и предприниматели из сферы
креативной экономики. Это создает определенную образовательную и
коммуникативную среду, знакомит людей друг с другом и приводит к созданию новых
проектов. Югра
отмечается на федеральном уровне – по итогам программы Rurban Creative Lab от Агентства
стратегических инициатив и могущественного государственного ДОМ.РФ из 3 300
заявок в число десяти победителей вошли представители нашего региона. Сейчас
они реализуют задумки: «технопарк» креативных индустрий в Сургуте, образовательную
площадку и творческие мастерские в заброшенном здании в Мегионе, этнокультурный
выставочный центр в Белоярском. Планов –
огромное количество. Создание кросс-индустриальной международной
образовательной площадки «Кооперация + точка сборки», создание микро-индустриальных
парков, «Единое окно» мер поддержки, IT-коворкинги и многое другое. «Спасибо за то, что ваш регион одним из
первых в стране поднял вопрос разработки закона о креативных индустриях. Вы
стояли у истоков развития креативных индустрий в стране. Бизнес-подходы – это
то, что является одним из приоритетов регионального развития фонда
«Росконгресс». Сейчас ваш регион уже с достаточно развитой инфраструктурой,
урбанистикой и, объединив усилия региональных властей и фонда «Инносоциум» –
социальной платформы фонда «Росконгресс», мы вместе сможем сделать еще больше»,
– оценила обстановку в Югре Елена Маринина. Так или
иначе, большой путь по системному развитию креативной экономики в Югре начался
совсем недавно – прошло немногим больше года после принятия закона. Какую нишу
она сможет занять в главном нефтяном регионе страны – покажут ближайшие годы, и
зависеть это будет во многом от активности самих югорчан.
Василий Мирский
|