Правила пользования
Курс ЦБ на 20.04 USD 446.49 up -0.91
EUR 475.38 up -2.17
RUB 4.79 up 0.03
20 апреля Суббота, 14:31
восход заход
05:04 21:50 01:58 12:30

«Б.Мусаев: Политический ислам, Востокоцентризм и Исламофобия. Часть 3»

Дата: 22.07.12 в 12:53
Мобильная версия Шрифт

Бахадыр Ф. Мусаев: ЕЩЕ РАЗ К ВОПРОСУ О ПОЛИТИЧЕСКОМ ИСЛАМЕ.

Фрагменты размышлений в контексте общественного неустройства Узбекистана.

Часть 3-я. Заключительная.

"И не Его ли (Слово) все творит и правит"

(Коран. Ограды -7:54. Перевод В. Пороховой).

"Коран ничуть не больше может объяснить Усаму бин Ладена,

чем Библия – Ирландскую освободительную армию".

(Франсуа Берг)

Ислам - Как Он Есть имеет глубокие "земные корни", т.е. подобно любой религии отражает реальные условия жизни своих последователей, их житейское понимание добра и зла.

Это суждение, не бог весть какое откровение, но я его высказываю в рамках заявленного, что попытаюсь рассмотреть Ислам как "открытую систему" - наиболее сильную его сторону, связанную с нравственными ценностями. Признаюсь, что поспешил с подобным обещанием, ибо эта тема обширна, трудоемка и не вписывается в рамки жанра выступления. Вместе с тем, в качестве информации предлагаю следующее.

Эксперты, специалисты международного уровня, занимающиеся исследованиями развития этической мысли, а также философским анализом Ислама как формы общественного сознания, "религии разума", акцентируют внимание:

во – первых, на то, что Ислам оказывается способным функционировать в разные времена и в разных пространствах, апеллируя к тем сторонам человеческой натуры и оперируя с теми нравственными ценностями, которые являются наиболее устойчивыми константами человеческого бытия, сознания и морального кодекса;

во –вторых, на своеобразную "приземленность", человечность и в то же время практичность исламской этики;

в –третьих, на его значительный просветительский и гуманистический потенциал.

(см. об этом. Ислам и Этническая Мобилизация: Национальные Движения в Тюркском Мире. М. 1998, с 63, 64, 65).

Кстати, относительно последнего пункта акцентуаций. На это обращали внимание многие философы. Так, Михаил Иордан, один из современных российских философов (ныне покойный), проводя исследование Ислама с позиций своей концепции уподобления в рамках проекта "Современные этические и эстетические концепции суннитского ислама, их трансформации в массовом сознании…", в частности, писал:

" …если бытие определяет сознание, то и сознание в свою очередь уподобляет его себе, своим критериям, стереотипам, выработанным субъектом….Воспринимая объективную реальность, мы всегда вольно или невольно соотносим, сопоставляем ее с тем, каким нам хотелось бы видеть ее в идеале, в соответствии с нашими желаниями, нашими субъективными представлениям о долженствовании.

Экстраполируя эту зависимость на конкретную сферу распространения и функционирования Ислама, мы можем сказать, что если мир (как социальный универсум, как данное бытие) определяет Ислам как форму общественного сознания, то и ислам в свою очередь уподобляет мир себе, преображает его по своему образу и подобию, можно сказать, "исламизирует". В то же время сам Ислам, являясь частью более широкого мира реалий и идей, вынужден к этому миру приспосабливаться, адаптироваться, внутренне трансформироваться. Вариантами такой трансформации являются различные формы модернизации, реформирования Ислама (джадидизм), благодаря чему ислам становится более адекватным времени, обществу, историческому контексту. Можно сказать, что Ислам в мире существует феноменально – как феномен, конкретное явление, как развивающаяся часть этого мира, в то время как мир в Исламе представлен идеально: он воплощен в Исламе, уподоблен идеалам Ислама, подвергнут идеальному преображению. В этом преображении проявляется активность Ислама, подчиняющего своей конструктивной логике, своему идеальному порядку все, на что распространяется его власть и сила".

(см. Михаил Иордан Институт культурологии Министерства культуры РФ и РАН. Исламизация культуры как воплощение этических идеалов Ислама// ИСЛАМ И ЭТНИЧЕСКАЯ МОБИЛИЗАЦИЯ … с. 66).

Известно, Ислам, во всяком случае, для его последователей, это не только Вера, а и образ жизни.

Поэтому, естественно, когда мусульмане сегодня рассматривают свою религию в качестве первоосновы, на которой должно базироваться возрождение нации, надеются, что соответственно, она будет способна вдохнуть энергию для подъема культуры, проявлению ее богатства во всем разнообразии самобытных форм.

Арабская весна демонстрирует возрастание роли исламского фактора в развитии социальных процессов в самом широком смысле слова.

Ныне ежегодно появляется сотни книг, посвященных специально политическому исламу. Среди них все большее признание получают работы, в которых настоящее и будущее политического ислама рассматривается с позиций, когда он:

во- первых, всякий раз предстает, как конкретное политическое движение, делающее основой своей политической культуры Ислам;

во – вторых, показывает на практике, что в исламе нет разделения "Богова" от "Кесарева", что политическая мобилизация не обязательно превращает исламских активистов в проводников и поборников насилия.

Очевидно, стало немыслимым игнорировать эту истину. Действительно, умолчание того факта, что классический ислам говорит о нерасторжимости права участия верующих мусульман в политике, а с другой – сознательное искажение духа ислама в вопросах власти?

Мне уже приходилось ровно два года назад в одной из серии заметок, озаглавленной "Исламофобия в зеркале мифа". (см www.centrasia.ru 29. 08. 2010, 30.08.2010, 31.08.2010) отмечать:

- От кого исходят эти умолчания и искажения? Почему? По какой причине? Чем же объяснить то, что во многих странах стало правилом политики участие в политике, управлении делами государства религиозных партии. Взять, к примеру, Италию, Германию. Христианско- Демократическая Партия ( ХДП) в Италии, Христианско –Демократический Союз в бывшей ГДР, Христианско – Демократический Союз (ХДС), Христианско – Социальный Союз )ХСС) в нынешней Германии, представляющие во власти интересы крупных собственников, религиозных кругов населения и т.д. Можно сопоставить и увидеть различия между отдельными странами с мусульманским населением в плане значимости, места, характера участия ислама, исламских партий в политике. В частности, ислам Хомейни – это одно, а ислам в Турции – нечто другое

(см. об этом www.centrasia.ru от 29.08 2010)

Итак, Политический Ислам, нерасторжимость права участия… игнорирования права участия верующих мусульман.

Именно это обстоятельство, с точки зрения авторитетных интеллектуалов и аналитиков, становится камнем преткновения, точнее, тормозом для решения многих проблем в странах с мусульманским населением и, что немаловажно, скажем так, сложностей в развитии нормальных взаимоотношений западных и восточных, прежде всего исламских, государств, западных и восточных обществ, включая и остроту ситуации, связанной с пребыванием мусульманской диаспоры в европейских странах. Возьмем, в частности, запрет на Хиджаб. Подобный запрет, конечно, "мелочь", но это маленькая картинка к большим вопросам, ибо в корне противоречит основополагающим принципам прав человека, базирующимся на свободе выбора, которая сама и есть европейская ценность. По сути, ведь любой запрет подрывает свободу выбора. Оно, конечно не лезут в чужой монастырь со своим уставом, где хиджабу запрет, а не традиционным семьям …Пожелай, например, Жан, заключить брак с Жаком или жить в гражданском . .. Нет запрета.

Однако опустимся на землю постсоветского Узбекистана – среду, где Ислам, согласно истории, стоял у истоков формирования узбекского народа, культуры, оказал мощное влияние на национальную психологию, превратился в один из важнейших этнических признаков (см. б этом. Т. С. Саидбаев. Ислам и Общество. Опыт историко-социологического исследования. М "Наука" 1984; Т.С, Саидбаев. Диалоги об Исламе Т. "Фан"1988; Т.С. Саидбаев. ИСЛАМ. Теоретический Курс. Книга Авторизованного Изложения М. 1993).

Я не принадлежу к числу людей практикующих ислам, т.е. верующим, но как человека, считающего себя, что принадлежу к числу рефлексирующих, не может не оскорблять не только неверные утверждения относительно Ислама и мусульман. Помимо этого, лично меня глубоко задевает тот факт, что мусульманин унижен, растоптана его честь и человеческое достоинство.

Мне приходилось не раз не два видеть, с каким выражением лица заходят они на пятничную молитву в мечети и выходят. Я смотрю на эти лица. Какая забота и удрученность появляется в их глазах через некоторое время уже в миру, где надо жить, выживать, кормить, одевать и поднимать детей…Такова эта жизнь, где уже негде отдохнуть душе, если слово "душа" вообще правомерно употреблять в условиях нашей действительности.

Поистине "…в нашем мире негде отдохнуть душе". Эти слова А. Августина воспринимаются в совершенно ином контексте.

Здесь и сейчас реально не может иметь места проявлениям отношений между людьми на основе высоких морально – нравственных начал. Я имею в виду, конечно, то, когда отношения между людьми могут и должны строиться на принципах справедливости, разнообразных проявлений социальной солидарности. Названный тип человеческих отношений и поступков в народе называется "узбекчилик", "мусульмончилик".

Однако пора остановиться. Размышления на данный сюжет способны отвлечь нас от темы разговора. Вместе с тем, по обыкновению, в целях дать читателю импульсы для собственного рефлексирования, проведения исторических параллелей, поделюсь следующей информацией.

"В X веке, -

сообщается в восемнадцатом томе Большая Энциклопедия Словарь общедоступных сведений по всем отраслям знания (под ред. С.Н. Южакова изд. Санкт-Петербург. 1904, с.760), -

- узбеки отделились от своих южных соседей и соплеменников гузов и завладели Балхом, Хивой, Бухарой, Ферганой и соседними областями. Особенного процветания царство узбеков достигло в XIV веке при хане Узбеке, от которого они получили свое имя.

Ханство это составило затем центральную часть царства Тимура и его потомства, но довольно быстро пришло в упадок; непосредственными остатками является теперь Хива и Бухара во владениях, в которых узбеки играют первенствующее значение, вполне подчиняя себе, среди численно превосходящих иранцев, таджиков. Обычаи и образ жизни сохранился тюркский

Узбеки сильно перемешались с последними, так что сколько - нибудь типичных антропологических признаков дать нельзя. Обычаи и образ жизни сохранился тюркский. Приняв ислам, они стали большей частью оседлыми, относительно небольшая часть - номады, либо кочуют только летом со своими стадами овец и собираются на зиму в городах и селениях (кишлаках). Торговля и помыслы всецело предоставлены ими в руки таджиков"

Не знаю, кому как, лично я извлек из приведенных, хотя и не совсем достоверных исторических фактов, одну их деталь, которая гласит, что у узбеков отсутствует сколько – нибудь типичный антропологический признак. Отталкиваясь от этого момента данной работы, я постулирую суждение, что у узбеков утерян генотип и отсюда стертые лица.

"Стертые лица".

Но вернемся к пятничной молитве.

Мои соотечественники выходят из мечети. Еще мгновение, другое и все вернулось на круги своя. Я вижу вновь "стертые лица". А это значит, люди вернулись к себе, в свои реалии жестких правил игры, жизни по понятиям, где близко не пахнет духом "узбекчилик", "мусульмончилик"….

Каков же он мир нашего общества сегодня, где очень и очень трудно человеку, где все держится на плаву?

Отчего так много стало в Узбекистане людей, которые идут в мечеть, вернее, в религию?

Является ли факт роста числа верующих свидетельством того, что вернулось время Веры или оно прошло, а имеем дело с феноменом культуры, традиций?

Быть может, на деле религия, ее ценности отнюдь не регламентируют жизнь современного мусульманина. А может, ошибаюсь.

Вопросы, вопросы….

Нет, не представляю ясно картины. Знаю лишь, что стране нужна нормальная экономика, равновесие между светскостью и религией, где для каждого человека превыше всего человек, который больше не станет жить по понятиям. Таким образом, по моему разумению, на страже социального порядка в широком смысле этого слова и развития цивилизованных человеческих отношений, должны стоять не Бог, не Персона Власти (или Семья), и не Герой, а Право и Закон, Основной Закон и, разумеется, нравственный закон.

Не в моей компетенции говорить о вопросах Веры, ее присутствии или отсутствии.

Очевидна повестка дня на сегодня для всех здоровых сил внутри общества, государственных структур и оппозиции: быть готовым к различным сценариям развития событий, связанными с тем, что не состоялся, существующий режим власти и налицо банкротство известной персоны власти в качестве главного менеджера страны.

Завтра всегда поздно. Тем более время их вышло. И вопрос лишь времени, когда агония начнет… произойдут события, которые вызовут развитие непредсказуемых социальных процессов с угрозой их перерастания в смуту, хаос.

Исходя из этого и на основании вышеизложенных Фрагментов (часть 1,2,3), полагаю, что

назрела потребность в учителях, организаторах и идеологах, которые проявят зрелость и оперативность в выработке с последующим претворением в жизни соответствующей Платформы действий оппозиционных сил Узбекистана, где бы, в частности, четко определились с вопросом о Политическом Исламе (включая его дефиницию с учетом местного материально - культурного субстрата), были расставлены акценты в вопросах его роли, значимости применительно к текущей общественно – политической и экономической ситуации в Узбекистане, доминирующих социальных настроений.

Бахадыр Ф. Мусаев 20-21. 07. 2012 Ташкент. Тузель-2.

Источник - ЦентрАзия
Постоянный адрес статьи - http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1342939980

Просмотров: 644


Комментариев: 0
О компании О проекте Источники новостей Предложить ленту Реклама на сайте Реклама в газете Контакты Наши партнеры
Портал ivest.kz - база частных объявлений газеты «Информ Вест», справочник предприятий городов Казахстана и России, новости, недвижимость, электронные версии ряда изданий, сборник кулинарных рецептов. Все замечания и предложения принимаются на info@ivest.kz.
Использование данного веб-портала подразумевает ваше согласие с Правилами пользования.
© 2000-2024 «Информ Вест»
Top.Mail.Ru
×